Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕХНОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хайзбулина И.А. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт филиал ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Данная работа направлена на раскрытие технологии работы современных педагогов-психологов РФ и РС (Я) по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста. Рассмотрены особенности детей младшего дошкольного возраста, эмоциональное развитие и условия эмоционального развития младших дошкольников. В ходе анализа психолого-педагогической, методической литературы выделен комплекс методов, направленных на эмоциональное развитие младших дошкольников: арт-терапия, музыкотерапия и сказкотерапия.
младший дошкольник
эмоциональное развитие
условия и методы эмоционального развития дошкольников
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., АСТ, 2008. – 671 с.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие – М.: Университет, 1999. – 332 с.
3. Дружинец Т.А. Методы и приемы творческой активности на уроках музыки [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL:http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/03/15/prezentatsiya-metody-i-priyomy-tvorcheskoy-aktivnosti-na-urokakh
4. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 320 с.
5. Казакова И.В. Сказкотерапия – как средство развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Нерюнгри, 2012. – С. 30-32.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 251 с.
7. Миронова О.В. Сказка как средство эмоционального развития детей [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/21/skazka-kak-sredstvo-emotsionalnogo-razvitiya-detey.
8. Могилева И.Е. Применение арттерапии в работе с детьми [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:http://festival.1september.ru/articles/593240/.
9. Ситчихина О.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе организации музыкальных занятий [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/16/razvitie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v.
10. Якименко Г.М. Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-iz-opyta-raboty-muzykoterapijakak-sredstvo-muzykalno-ozdorovitelnoi-raboty-v-detskom-sadu.html.

Эмоциональное развитие младшего дошкольника тесно связано с процессом социализации, с личностным развитием ребенка, введением его в мир культуры межличностных отношений и усвоением культурных ценностей и правил. Особенность детей данного возраста характеризуется тем, что дошкольник в этом периоде особо чувствителен, восприимчив, у него преобладает чувственное восприятие мира, его действия носят целенаправленный характер. В этом периоде эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных, психических процессов, в усвоении вырабатываемых обществом нравственных правил и норм. В связи с этим необходимо учить детей понимать мир окружающих людей, формировать знания о многообразии мира человеческих эмоций чувств.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников.

Объектом исследования является процесс эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: исследовать технологию эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Данной проблемой занимались такие педагоги, психологи как Л.С. Выготский, Н.А. Ветлунина, П.Я. Гальперин, У. Джемс, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых – эмоции, возникая в результате столкновения новыми сторонами действительности, оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, на повышение психической активности и физиологической жизнедеятельности организма и способствуют развитию творчества детей. П.Я. Гальперин отмечает, что чувства и эмоции можно рассматривать как своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах [2].

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет отметить, что эмоциональное развитие младшего дошкольника рассматривается как ядро становления личности ребенка, как одно из основных базовых предпосылок его общего психического развития. По мнению Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка [1]. Его теоретические изыскания позволили отечественным психологам в дальнейшем развить идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики: эмоционального и интеллектуального.

Таким образом, данный факт является основополагающим в организации работы педагога-психолога по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие младших дошкольников основывается на целенаправленном воспитании эмоций посредством эмоциональной отзывчивости, воспитанием у них таких качеств как доброжелательность, умение сопереживать, сочувствовать другим, что способствует пониманию внутренних состояний окружающих и формированию у него его мировоззрения, картины мира

Н.Н. Ежова, подчеркивая важность эмоционального развития личности, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни [4]. Безусловно, развитию эмоциональной сферы ребенка огромное значение имеет с одной стороны, специально организованное общение взрослого с детьми, а с другой – усиление эмоционального компонента педагогического процесса, направленное на акцентирование эмоциональных ощущений на правах с познавательным и действенно-практическим.

Н.Л. Кряжева, рассматривая эмоциональное развитие личности, выделяет существенные условия, при реализации которых работа педагога будет наиболее продуктивной:

1) «учет общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

2) забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;

3) обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности;

4) организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих ее участников;

5) сохранение и развитие положительных эмоций ребенка;

6) обучение детей основам самоорганизации, самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций;

7) целенаправленная работа по воспитанию волевых качеств ребенка» [6, с. 34].

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что для развития устойчивого эмоционально-положительного состояния ребенка нужно создать такие условия, при которых развитие эмоциональной сферы будет протекать наиболее благотворно.

Проведенный контент-анализ позволяет заключить, что основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются: освоение ребенком социальных форм выражения чувств; изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоциональных предвосхищений; формирование и развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств, которые становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Эмоциональное развитие детей является наиболее существенной в развитии детей младшего дошкольника, опыт которого постоянно пополняется. Это особенно важно именно в младшем дошкольном возрасте, пока основные механизмы регуляций еще не сформировались.

Проанализировав практический опыт педагогов и психологов РФ и РС (Я), мы выделили комплекс эффективных методов эмоционального развития детей: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Рассмотрим более подробно каждый метод.

Дружинец Татьяна Анатольевна, педагог МОУ гимназия №5 Саратовской области, отмечает, что музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека. В своей работе она развивает у детей восприятие музыки и сформировывает у них способность следить за развитием музыкального образа в составлении психологического портрета героя. Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются в музыкальных картинках, ярких словесных характеристиках образов. На своих занятиях Татьяна Анатольевна учит детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении (интерес, радость, грусть, гнев, страх и т.д.) [3].

Казакова И.В., воспитатель МДОУ «Снегири», г. Нерюнгри, сказкотерапию воспринимает, как средство развития творческих способностей детей, совершенствования способов их взаимодействия с окружающим миром, считает, что через сказку можно узнать об эмоциональных переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать с взрослыми. По мнению И. В. Казаковой «использование сказкотерапевтических технологий дает возможность помочь детям справиться с их проблемами, восстановить их эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения в поведении» [5, с. 32].

Могилева Ирина Евгеньевна, педагог-психолог, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №659, г. Москва, использует метод арттерапии, который помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных и отрицательных эмоций. На ее занятиях дети занимаются глиной, музыкой, рисованием, выражают свои чувства с помощью красок, глины, песка, которые создают благоприятные условия для повышения позитивных эмоций у детей. По ее мнению, «арт-терапия – один из самых «мягких» способов снятия эмоционального напряжения, поднятия эмоционального тонуса у детей, и является психологическим и коррекционным приемом для снятия психического напряжения, тревожности, страхов» [8].

Миронова Ольга Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Машенька»», г. Абакан, в своей работе по эмоциональному развитию детей использует сказкотерапию. По ее мнению, «сказки позволяют ребенку почувствовать состояние героев, сопереживать, испытывать положительные эмоции в ситуации сравнения себя с главными положительными героями сказок» [7]. Она в своей работе использует «Часы сказок», литературные игры, викторины, драматизацию, разыгрывание сценок из сказки; музыкальное сопровождение – подбор более подходящей музыки к данной сказке; которые формируют у детей умения выражать свои мысли, эмоции и чувства в языке.

Ситчихина Ольга Николаевна, музыкальный работник МКДОУ детский сад №17 «Чебурашка», г. Омутнинск, Кировская область, отмечает, что благодаря уникальным особенностям музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека, обеспечивает глубокие переживания, она способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Таким образом, музыка является прекрасным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей. В своих занятиях Ольга Николаевна развивает у детей «умение выражать эмоции различными способами: вербально и невербально; воспитывает позитивное отношение к окружающим, устанавливая эмоциональный контакт в процессе взаимодействия» [9].

Якименко Галина Михайловна, воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №100 «Рябинушка», г. Таганрог в своей работе по эмоциональному развитию дошкольников использует «музыкотерапию, применяет элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в эмоциональном напряжении и расслаблении» [10]. Дети произносят гласные звуки, выражая разные эмоции и мимики. Например, удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание («Э»). Следующим шагом дети упражняются в выражении положительных эмоций, например, удовольствие, радость, вызываемые расширением объема груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают детям избавиться от агрессивного эмоционального состояния, поднимают настроение.

Таким образом, к средствам эмоционального развития детей относятся: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество. Рассмотренные выше методы по эмоциональному развитию детей также можно успешно применить для детей младшего дошкольного возраста. Использование таких методов как сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия позволяют создать благоприятные условия для повышения эмоционального тонуса детей, способствуют развитию общего эмоционального состояния младших дошкольников, где задействованы все органы чувств детей. Изучив теоретические аспекты изучаемой темы в научных исследованиях, мы пришли к выводу, что в эмоциональном развитии младшего дошкольника важное место занимает деятельность эмоций и стиль их выражения; особенности ребенка, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Эмоциональное развитие является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Его развитию способствуют такие условия, как целенаправленная работа педагогов, психологов по обеспечению эмоциональной насыщенностью занятий, направленных на познание детьми мира эмоций, вовлечение их в процесс творческого самовыражения и самопознания, что дает возможности для развития и гармонизации личности.


Библиографическая ссылка

Хайзбулина И.А., Николаева И.И. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 397-400;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9134 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674