Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Имангожина О.З. 1
1 Университет «Астана»
1. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования, 1986.
2. Материалы экспертных заключений теоретической и практической экспертизы.
3. Краевский В.В., Лернер И.Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. – №8. – 1980.
4. Нурахметов Н.Н. Дидактические требования к разработке и экспертизе программ, учебников и элементов УМК. – Алматы: РИК, 1998.
5. Ринкович Р. Научно-организационные аспекты оценки и совершенствования школьных учебников // Журнал ПШУ. – №5 – 1977.
6. Чакликова С.Е., Школьный учебник математики в системе учебно-методического комплекса // Материалы 4 международной научно-практической конференции (28-29 октября 2004 г.).
7. Черепанов В.С., Казаринова А.С. К решению проблемы педагогической экспертизы школьных учебников: Удмуртия, 2000. – C. 230-236.

Учебная литература в наше время представляет собой одно из самых действенных средств внедрения достижений науки в практическую деятельность. Одной из важных проблем в системе образования является проблема качества учебно-методической литературы.

В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных технологий. На основе мегаинформационного подхода необходимо разработать методологию электронной диагностики качества учебно-методической литературы:

1. Раскрыть концептуальную сущность современной методической системы диагностирования качества учебно-методической литературы.

2. Определить критерии оценки качества учебно-методической литературы.

Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы обучающиеся не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.

Общей целью проведения независимой и технически компетентной экспертизы является установление соответствия показателей качества учебной литературы заранее определенным техническим требованиям международных, государственных и (или) отраслевых стандартов, нормативно-технических документов и др.

Конкретной целью проведения экспертизы учебной литературы являются:

установление показателей качества учебной литературы для получения рекомендации по включению в список рекомендуемых Министерством образования и науки РК;

Конечной целью проведения экспертизы учебной литературы в сфере образования является обеспечение качества и эффективности процесса обучения, разработанных с учетом требований отраслевых стандартов и нормативно-технических документов.

Можно попытаться провести качественный анализ всего процесса учебно-методической деятельности и исследовать факторы, влияющие на его результат – учебные издания. Для этого можно применить наиболее простой и проверенный метод SWOT-анализа:

• определить сильные стороны и возможности, обусловленные ими;

• отразить слабые стороны и выявить возможные угрозы.

Этот универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления и в данном случае при анализе учебной литературы тоже может быть использован. Он наиболее доступен и понятен для большинства учителей, не имеющего опыта анализа и научного обоснования.

Задача SWOT-анализа – дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

Таблица 1

SWOT-анализ учебной литературы

Название учебной литературы (автор)

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

СИВ

СИУ

Слабые стороны

СЛВ

СЛУ

Исходя из материалов полученного анализа необходимо разработать уровни качества издаваемой учебной литературы, отражающие всю меру полноты закладываемых требований к каждому уровню, с помощью которых достигается качество, например, удовлетворяются требования потребителей учебной литературы.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя. Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Целью применения данного метода является установление:

• возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

• глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

• необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

• рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов.

Таким образом, можно достаточно объективно оценить предложенный для этой цели учебник или его рукопись.

Сбор мнений учеников и преподавателей путем распространения специально разработанных анкет называется конкретно-социологическим методом. Этот метод требует создания научно обоснованной системы опроса и разработки математических приемов обработки полученной информации. К примеру, учительница географии СШ №2, г. Атбасара, Акмолинской области Раиса Павловна Бородина, анализируя анкеты учащихся 8 классов выяснила следующее, что обложка учебника географии привлекательна, размер удобный, шрифт нормальный, не утомляет глаза. Представленные карты и схемы в учебниках географии помогают усвоению и анализу изучаемого материала.

В ходе практической экспертизы оправдал себя метод постраничного анализа. Материалы полученные методом постраничного анализа учебников являются основанием для работы с авторам и редакторами с целью совершенствования учебников. Например, (табл. 3).

Таблица 2

Расчет показателей качества учебника

Показатель

Коффициент

Оценка экспертов

Средняя

оценка

Уровень качества в баллах

1 экс.

2 экс.

3 экс.

Содержание…

5

Построение…

4

Оформление…

3

Исполнение…

2

Таблица 3

Постраничный анализ текста главы/ параграфа

Школа: №39 им.И.В.Панфилова

Город: Тараз

Учитель-экспериментатор: Усенбекова Н.А.

Зам. директора по науке: Буровова В.В.

Наименование учебника: Геометрия

Класс: 9 класс

Авторы: Чакликова С.Е., Нурпеис Ж.М. и др.

Издательство: «Мектеп»

Страница

Замечания

Предложения

Стр.7

Опечатка мжду

Исправить

Стр.8

На рисунке 11 (а) неудачны записи а2 =у2–у1

Надо:а2 =Y2–Y1

Поступившие подробные замечания и предложения от учителей-экспертов со всех регионов республики анализируются и на основании этих выводов ведется системная работа по совершенствованию качества учебников. Одним из распространенных методов определения качества учебников является экспертный метод, когда используются экспертные группы (комиссии, советы, секции и т.д.). В состав экспертных групп могут входить не менее семи человек: учителя-практики, методисты, ученые и т.д. Анализ посещенных уроков, собеседование с учителями, контрольные срезы, проверка документации показывают, что учителя экспериментальных школ хорошо знают требования государственных стандартов и программ. Умеют правильно отобрать содержание учебного материала, выделить главное в теоретическом материале, рационально использовать учебники нового поколения на уроке.

К примеру, педагогами средней школы №18 г. Усть-Каменагорска Восточно-Казахстанской области использован метод наблюдения, за знаниями учащихся и прохождения программного материала по учебникам, которые проходят практическую экспертизу (табл. 4).

Таблица 4

Контроль за прохождением программного материала по учебникам для 8 классов

Предмет

Какие темы усвоены хорошо

Какие темы усвоены слабо

Причины слабого усвоения

Объективные

Биология

Куприянова И.В.

Нервная система. В.Н.Д.

Органы чувств. Гуморальная регуляция.

Большой объем материала, недостаточно времени на обработку ЗУНов

История. История Казахстана

Варакина С.Н.

Буржуазные революции. Казахстан в первой половине XIX века

«Казахстан во второй половине XIX века, начало XX века ».

«Национально-освободительное движение»

Учитель не проходил курсы по новым учебникам.

Содержание материала не соответствует возрастным особенностям

Алгебра, геометрия

Климова Л.В.

Квадратная функция

Квадратные неравенства.

Сложная подача материала

Физика и астрономия

Ралко И.Н.

Тепловые явления. Световые явления.

Закон Ома для участка цепи. Электрические явления.

Большой объем материала при малом количестве отведенных часов.

Технология

Ступаков Н.Г.

Хужожественная обработка древесины.

Обработка кожи

Обработка кожи

Казахский язык

РаисоваГ.Б.

Қазақстан. Батырлар.

Қазақстаның экономикасы.

Достык. Спорт.

Недостаточное количество часов при большом объеме материалов.

Учителя школы-гимназии №103 г. Алматы при изучении содержания учебника использовали методы: наблюдения, обобщения и систематизации материалов по изучению общественного мнения, качества знаний учащихся и т.д. Администрация вышеуказанной школы подошла со всей ответственностью к практической экспертизе пробных учебников.

Работая по учебникам нового поколения, педагогический коллектив не только обучал учащихся, но и сам повышал свое педагогическое мастерство, через овладение системой анализа и частично-поисковые методы.


Библиографическая ссылка

Имангожина О.З. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 401-403;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9135 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074