Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ИНОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Геркина Н.В. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет

Основополагающие изменения в сфере образовательных услуг на современном этапе способствовали тому, что высшая школа должна гибко реагировать на складывающуюся ситуацию в подготовке педагогических кадров.

Среди современных инновационных направлений развития педагогического образования можно выделить разработку собственной теории инноваций, развития организационно-структурной модели образования, личностно-ориентированное образование, многоуровневое образование.

Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, разностороннего развития личности. Главным направлением построения и развития любого высшего учебного заведения является создание условий для культурного развития обучаемого. Модель культурно-образовательного пространства как развивающейся целостности включает в себя следующие основополагающие компоненты: пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникационно-организационный. Основной платформой концепции личностно-ориентированного образования выступают деятельностный и культурно-исторический подходы. Деятельность преподавателя становится иной: от проводника знаний новых педагогических технологий, формирующего у студентов профессиональные способности к роли мастера, совместно со студентами создающего основу будущей педагогической деятельности. Наиболее продуктивными в современных условиях становятся технологии совместной продуктивной деятельности и проективное обучение.

В высшем образовании сегодня происходит изменение парадигмы: вместо «загрузки знаниями» будет реализован подход формирования дееспособности. Современный человек должен быть подготовлен к будущей профессиональной деятельности и жизни в социуме. Высшее образование в целом идёт сегодня по пути повышения свободы студента в выборе своей образовательной траектории. Посещение лекций не должно быть обязательным, на наш взгляд, нельзя научить человека чему-либо помимо его воли. Обязательным является решение необходимого минимума задач, то есть самостоятельная работа. Высшее образование должно быть вариативным, предоставляя возможности обучающимся для широкого выбора из разных учебных курсов. Традиционная классическая система высшего образования предполагает одномерное и заранее предопределённое движение студента от первого до пятого курса. Модульный принцип организации учебного процесса предполагает, что студент сам будет формировать свою образовательную траекторию, исходя из той квалификации, какую он ожидает получить в результате. Безусловно, это требует высокой степени ответственности человека, который учится в университете, поскольку в противном случае выбор будет осуществляться в пользу наиболее простых, не требующих значительных усилий курсов. Переход на европейскую систему образования потребует и нового качества работы преподавателей.

Болонская конвенция подразумевает три уровня высшего образования. Первый – это бакалавриат. Второй – магистратура. И третий – докторантура. В России традиционно существовали научные степени двух уровней – кандидат и доктор наук. Качественная магистратура может функционировать только на основе серьёзных научных или проектных работ. На наш взгляд, в магистратуре должны преподавать люди, которые действительно занимаются передовой наукой, управлением или политикой и имеют опыт реальных достижений в этих областях. Кроме того, студенты и преподаватели должны совместно вести разработку современных проблем и вести постоянную коммуникацию по их поводу.

Модернизация – синоним (вариант) таких понятий как развитие, совершенствование, накопление позитивных качественных изменений, которые обычно связаны с ростом количественных изменений (экономических, социальных, культурных) и переходом их в новое качество. Смысловое отличие между понятиями «развитие» и «модернизация» немаловажно: модернизация означает наличие образца, эталона современности, сравнение с которым порождает стремление уравняться с чем-то более развитым.

Модернизация в любой области, особенно в области культуры и воспитания вызывает в обществе кризис традиционной системы ценностей, если она проходит без учёта социокультурных и исторических особенностей общества.

Культурологический подход к построению новой системы образования предусматривает включение в её содержание новых идей, отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем, умение принимать участие в диалоге представителей различных культур. Всё выше изложенное обуславливает необходимость обоснования гуманитарного содержания образования, объяснения определённого культурного феномена, а также нового смысла в определённую область культуры или деятельности. Необходимо создание открытого гражданского общества, основными чертами которого являются плюрализм, терпимость, толерантность, культура диалога. Принципы гражданского общества, основанные на европейской культурной традиции, способствовали формированию Европейского Союза.

В соответствии с идеями непрерывного образования в педагогических вузах с начала 90-х годов прошлого столетия успешно реализуется многоступенчатая система образования, отвечающая следующим критериям: открытость, технологичность, ориентированность на личность обучаемого, которые обеспечивают жизнедеятельность современного педагогического или любого другого профильного вуза.

В целом в вузе накапливается опыт индивидуально-творческой деятельности, происходят изменения отношений между участниками учебно-педагогического процесса в сторону большей самостоятельности в каждодневной работе студента в аудиториях и дома через овладение новейшими технологиями управления.

Инновационный поиск в образовании должен начинаться с создания или принятия фундаментальной научной концепции, изменение парадигмы воспитания. Введение инноваций в процесс обучения должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведения их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения. Подчеркнем единство трех составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трехсоставный инновационный процесс должен выступать в качестве объекта проектирования в ходе модернизации образования.

Освоение инноваций в педагогике позволяет говорить о культуре масс, а не отдельных творчески одаренных людей.

Использование инновационных технологий педагогами Европы и Америки позволяет:

Развивать систему финансирования вузов, увеличить разнообразие общеобразовательных и научно-технических услуг, стимулировать появление менеджеров новой формации из числа профессорско-преподавательского состава.

Наметить существенные поправки в качестве подготовки специалистов.

Обмениваться опытом с преподавателями, активизировать учебный процесс, приблизить его к существующей практике.

Одной из первостепенных задач международного сообщества новаторов в высшей школе должно стать освоение инновационного опыта университетов, гимназий, колледжей. Международное обсуждение перспектив их развития должно помочь преодолеть экстенсивную ориентацию властей у нас в стране и многих странах мира. Культура образования сегодня – главное средство целенаправленного и инновационного выхода всех стран из кризиса в сфере образования и всечеловеческой культуры.


Библиографическая ссылка

Геркина Н.В. ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ИНОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 424-426;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9156 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074