Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Стукаленко Н.М. 2 Груздева К.В. 2
2 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
1. Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся. – СПб., 2002.
2. Битянова Р.М. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб.: Питер, 2004.

Особое место в работе психолога уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Игровые технологии применяются чаще для младших школьников, это приносит заметные результаты. Но необходимо отметить, что применение игровых технологий в работе с подростками может быть не менее результативным. Если правильно подобрать игровые технологии, то можно получить нужный результат. В настоящие время на поведение подростков большое влияние оказывают социальные факторы, выходя из под опеки взрослых, они оказываются не подготовленными к ситуациям социального риска. Подобная не подготовленность может проявляться в неумении избегать вредных привычек, следить за своим здоровьем. Направленное обучение способам успешной социализации, основанное на соответствующей педагогической технологии, позволяет избежать многих проблем. Под технологией понимают систему последовательных действий, нацеленных на решение определённой социально-педагогической задачи, проблемы. Игровые технологии для успешной социализации подростков направлены на осознанное, целенаправленное общение с другими детьми. Они помогают задуматься о смысле жизни, ответственности за себя и близких людей, найти адекватные способы поведения в данной ситуации.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов педагогического процесса в форме различных игр. Игра сегодня – самый популярный вид психологической работы с детьми. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенную общим содержанием и сюжетом. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. В своей работе педагог-психолог для профилактики девиантного поведения может использовать психологические игры. Психологическая игра – это целостное действие, имеющее свою систему целей и правил, определенные этапы действий и операций. Это своего рода «маленькая» жизнь, которая проживается каждым участником, как реальная жизнь. Она позволяет участникам получить опыт, ценный для их настоящей и будущей жизни. Причем для участников она выступает как деятельность. Игра даёт возможность понять себя и других, прожить и выбрать модели поведения, выявить свои творческие возможности. Благодаря организации таких игр, подросток как бы переносится в атмосферу игровой ситуации и проживает ее, находит пути решения и преодоления возникших проблем, корректирует свое поведение в соответствии с требованиями и правилами игры. Применение деловых и ролевых игр очень эффективно, психолог при планировании и организации игровой деятельности должен знать личность подростков, с которыми он планирует осуществить данную деятельность. Психолог может организовать своеобразные игровые оболочки – самый простой, привычный вид психологической игры. Такие игры допускают остановку по ходу, анализ и разбор возникшей ситуации «вне игры», «игровая оболочка» балансирует на грани игры и тренинга, что делает очень успешным её применение [1].

Применение тренингов в деятельности психолога с трудными подростками в настоящее время актуально и часто используемо. Как правило, детей с трудностями в воспитательной сфере очень тяжело привлечь к тренингам. Создание игровой оболочки позволяет повысить познавательную активность, улучшить мотивацию. Применение игровых технологий так же эффективно при профилактике вредных привычек. Наиболее интересным является применение психологической игры «Мир хаоса» [2], которая проводится, как правило, по окончании «Тренинга здорового образа жизни» и служит итогом проведенной психопрофилактической работы.

В настоящее время имеется огромное множество различных игр и тренингов, направленных на профилактику вредных привычек и аморального поведения. Так же применение игровых технологий эффективно в профессиональной ориентации подростков, при проведении деловых игр, подросток может примерить на себя роль любой профессии, почувствовать себя начальником или подчиненным, быть директором или простым штатным работником. И благодаря этому понять, что подходит для него и соответствует его интересам и потребностям, а что противоречит. Игровые технологии в настоящее время очень востребованы, их используют практически все учителя в педагогической деятельности, они направлены на повышение мотивации подростков в трудовой и познавательной деятельности. Игра может повлиять на развитие и формирование склонностей и интересов к любому виду деятельности. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны личности школьника.


Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Груздева К.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 534-535;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9216 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674