Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Конева И.А. 1 Карпушкина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» Министерства образования России (Мининский университет)
В данной статье рассматривается проблема оптимизации самосознания подростков с нарушениями зрения в процессе формирующего эксперимента. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что для большинства слабовидящих подростков характерна неадекватно завышенная самооценка с низким уровнем притязаний и преобладание субъективных аспектов образа Я. Целью формирующего этапа экспериментальной работы явилась разработка и апробация содержания коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию самооценки и образа Я у слабовидящих подростков. Контрольный эксперимент показал, что предложенная коррекционно-развивающая программа имеет психокоррекционный эффект.
самосознание
самооценка
образ Я
слабовидящие подростки
1. Дмитриева Е.Е., Тихомирова С.Д. Проблема школьной дезадаптации младших подростков «группы риска» // Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. – СПб., 2015. – С. 302–306.
2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 659.
3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1539.
4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. К проблеме профессионального выбора подростков с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9–5. – С. 49–51.
5. Каштанова С.Н., Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Этические аспекты обучения взрослых инвалидов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2013. – № 5–6 (39–40). – С. 25–28.
6. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 863.
7. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Технологии интегративной психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Школа XXI века тенденции и перспективы. – Чебоксары, 2014. – С. 171–175.
8. Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностного сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: дис. … канд. психол. наук. – Н.Новгород, 2002. – 199 с.
9. Россова Ю.И. Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Культура и образование. – 2014. – № 12 (16). – С. 17.
10. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3–4. – С. 186–188.

Сфера самосознания выступает как личностное образование, существенно определяющее психологический и социальный облик человека, его позицию, формы поведения [1, 3, 9]. От самооценки личности зависит ее отношение с окружающими людьми, в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности [2, 4].

Подростковый возраст это начало формирования нового уровня самосознания – рефлексивного самосознания как периода развития и углубления интегративных качеств. При рефлексии сознание направлено на само себя. Феномен рефлексия знаменует этап окончательного становление самосознания человека [6].

Однако нарушенное развитие, в частности нарушение зрительного восприятия, может стать серьезным препятствием для полноценного становления самосознания человека. Зрительный дефект занимает важное место в формировании представлений о себе. Он обуславливает нарушения в процессах идентификации, самоактуализации, социально-психологической адаптации. Оценка окружающего мира, социальных отношений и самого себя подростками с нарушениями зрения отражает внутреннюю несогласованность, дисгармоничность личности. Для большинства слабовидящих подростков характерна неадекватность самооценки. Причинами неадекватного самовосприятия считается реакция личности на хроническую психотравматирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничением возможностей контактов вследствие депривации [8].

Целью проведенного нами исследования послужило изучение особенностей самосознания подростков с нарушениями зрения в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, разработка и апробация коррекционно-развивающей программы формирования полноценного самосознания. В исследовании приняли участие 20 слабовидящих старших подростков и 20 их сверстников с нормативным психическим развитием.

В нашем исследовании мы поставили цель – выявить специфические особенности самосознания подростков с нарушением зрения в сравнении с особенностями нормально видящих подростков. Мы предположили, что подростки с нарушениями зрения могут иметь завышенную самооценку; специфические особенности образа Я (субъективный аспект самосознания и преобладание личностных диспозиций). Исследование проведено с помощью экспериментальных методик: методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн): изучение особенностей самооценки»; методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд): выявление особенностей образа Я и самоотношения; метод «Незаконченных предложений» (Дж.М. Сакс, С. Леви) в модификации. Статистическая достоверность сделанных выводов подтверждена расчетом t-критерия Стъюдента.

Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать выводы о том, что

– у подростков с нарушением зрения по результатам констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности самосознания: преобладание личностных диспозиций, субъективных аспектов и завышенной самооценки с низким уровнем притязаний;

– у подростков с нормальным развитием в результате эксперимента были выявлены следующие особенности самосознания: преобладание социальных диспозиций, объективных аспектов и в основном подростки имеют среднюю самооценку с высоким уровнем притязаний.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы явилась разработка содержания коррекционно-развивающей программы, выбор наиболее эффективных путей и средств развития самосознания и формирование адекватной самооценки у слабовидящих подростков путем формирующего эксперимента.

Нами были учтены методологические принципы коррекционно-развивающей работы по развитию самосознания и формированию адекватной самооценки, предложенные рядом авторов: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др. Эти авторы указывают на то, что для формирования творческой, всесторонне развитой личности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества [5, 7].

Результаты констатирующего этапа эксперимента подтверждают, что у подростков с нарушениями зрения отмечается завышенная самооценка, так же у них по модальностям образа Я преобладают личностные диспозиции.

Во время проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены особенности восприятия и оценивания себя, своего поведения и восприятия других людей подростками с нарушениями зрения. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы с элементами обучающего эксперимента по развитию самосознания и формированию адекватной самооценки должен осуществляться на занятиях по изобразительной деятельности, которые проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой и конструированием, что и стало целью формирующего этапа экспериментальной работы [9].

Коррекционно-развивающая программа включала проведение групповых занятий, в процессе которых решались следующие задачи:

– оптимизировать Я-концепцию и расширять самосознание подростков;

– развивать чувство эмпатии, умение выражать свои эмоциональные состояния;

– развивать групповую сплоченность;

– развивать коммуникативные навыки;

– развивать словарь детей, отражающий качества характера и внешности.

– снижение эмоционального напряжения;

– воспитание уверенности в себе;

– способствовать развитию интереса к самому себе, формировать собственную культуру самопознания,

Коррекционно – развивающая программа включала в себя 3 этапа по развитию самосознания и формированию адекватной самооценки, которые выполняют определенные функции. В неделю проводилось 3 занятия по 40 минут. Всего программа рассчитана на 8 недель, следовательно, общее количество коррекционно – развивающих занятий 24.

Первый этап. Я-концепция и ключевые ее компоненты.

Количество занятий – 6.

Цель: развитие у учащихся интереса к изучению себя, определение своих потенциальных возможностей, способностей, создание условий для формирования у учащихся положительных качеств личности.

Упражнения занятий: «Учимся ценить индивидуальность», «Волшебная рука», «Волшебный сундучок», «Дерево жизненных ценностей», «Граффити», «Какой у меня характер?», «Скульптура», «Угадай, каким меня видят».

Второй этап. Реконструктивный. Количество занятий – 9.

Разделен на 3 уровня (исходя из структуры Я-концепции):

1) Когнитивный. Цель: формирование осознания своей ценности, положительное отношение к себе и окружающим.

Упражнения занятия: «Какой я в глазах других людей?», «Ассоциации», «Собери меня в дорогу!».

2) Эмоциональный. Цель: овладение приемами саморегуляции, развитие способности к эмоциональной децентрации, формированию позитивного отношения к себе и другим.

Упражнения занятий: «Квадратный или круглый», «У тебя есть…», «Чья проблема больше?»

3) Поведенческий. Цель: формирование более адаптивных поведенческих партнеров, преодоление стереотипов, формирование адекватной самооценки.

Упражнения занятий: «От чужого имени», «Кто я есть на самом деле», «Паутина предрассудков».

Третий этап. Саморазвитие личности. Количество занятий – 9.

Цель: осознанию у учащихся необходимости определения жизненных целей, ориентиров и наметить пути их достижения.

Упражнения занятий: «Как можно поступить», «Пространство возможностей», «Новые возможности», «Достижение целей», «Мое будущее», «Что я хочу на самом деле», «Мой успех», «Какой я есть, и каким я бы хотел быть», «Прогноз поступка».

Контрольный эксперимент, проведенный после апробации коррекционно-развивающей программы, показал, что самооценка большинства подростков с нарушениями зрения стала адекватной, они стали оценивать более объективно себя, свое поведение, что свидетельствует о более развитом самосознании.

Диагностика особенностей самооценки по методике «Определение самооценки» (Т.В Дембо, С.Я. Рубинштейн) выявила, что адекватную самооценку имеют 70 % подростков с нарушениями зрения, 30 % подростков с нарушениями зрения демонстрируют завышенную самооценку, то есть дети переоценивают свои возможности. Подростков с заниженной самооценкой не выявлено. Так при определении самооценки слабовидящих подростков экспериментальной группы было выявлено, что после проведения коррекционно – развивающей программы результаты улучшились.

При выявлении сформированности Я-концепции и самоотношения по методике «Кто Я?» (М. Куна и Т. Макпартленда) было выявлено, что у экспериментальной группы подростков с нарушениями зрения преобладают личностные диспозиции: 4 % составили самохарактеристики через характеристики других; 8 % – характеристики своих предпочтений и желаний; 30 % – характеристики собственных личностных качеств – всего: 42 %. 35 % суждений составили социальные идентичности из них 19 % характеристики своих собственных действий и поступков; 16 % характеристики своих социальных статусов и ролей. На долю физических самохарактеристик приходится 23 %.

Общий уровень самопрезентации подростков экспериментальной группы с нарушением зрения составил 8,1 суждений. Анализируя соотношения объективных и субъективных аспектов, соотношение составляет 43,3 % к 56,7 % соответственно. Объективный аспект представлен мотивационными самохарактеристиками, описаниями себя в терминах своих социальных ролей, статусов и поступков. Субъективный аспект представлен описанием себя в терминах эмоций, установок и желаний.

При исследовании контрольной группы общий уровень самопрезентации подростков контрольной группы составил в среднем 7,2 суждений. Анализируя соотношения объективных и субъективных аспектов, соотношение составляет 39 % к 61 % соответственно.

Анализируя модальности образа Я, было выявлено, что у подростков контрольной группы с нарушением зрения преобладают личностные диспозиции: 4,5 % составили самохарактеристики через характеристики других; 10 % – характеристики своих предпочтений и желаний; 41 % – характеристики собственных личностных качеств – всего: 55,5 %. 30 % суждений составили физические самохарактеристики. На долю социальных идентичностей приходится только 16,7 %, из них 12,25 % характеристики своих собственных действий и поступков; 4,5 % характеристики своих социальных статусов и ролей.

В результате проведенной коррекционно-развивающей программы было выявлено, что у подростков с нарушениями зрения в экспериментальной группе преобладают дети с адекватной самооценкой, а в контрольной группе подавляющее число подростков с завышенной самооценкой.

При изучении самооценки у контрольной группы по методике «Незаконченные предложения» (Дж.М. Сакс, С. Леви) в модификации, было выявлено, что 70 % имеют завышенную самооценку, то есть они в своих ответах ставили себя выше других и ставят перед собой высокие цели. У 30 % адекватная самооценка, они не выделяют себя среди других и ставят перед собой реальные цели.

Данные исследования говорят, что у большинства подростков контрольной группы с нарушением зрения завышенная самооценка, вследствие чего такие дети эгоцентричны, чрезмерно самоуверенны, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

После проведения коррекционно-развивающей программы, большинство подростков экспериментальной группы продемонстрировали адекватную самооценку, то есть такие подростки относятся к себе позитивно или нейтрально и не выделяют себя среди других.

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая программа имеет психокоррекционный эффект. Таким образом, предложенная коррекционно-развивающая программа может использоваться для оптимизации самосознания подростков с нарушениями зрения.


Библиографическая ссылка

Конева И.А., Карпушкина Н.В. ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 82-85;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9392 (дата обращения: 03.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074