Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИЗВАННЫЕ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Миннебаева З.Э. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассматривается важность вовлечения учащихся в практические мероприятия, призванные привлечь внимание к проблемам окружающей среды. Ибо, овладение теоретическими знаниями, не подкрепленными практической деятельностью, недостаточно для выработки навыков правильного экологического поведения школьников. Автором представлен анализ способов вовлечения современной молодежи в мероприятия и акции, учитывая их возрастные особенности, увлеченность Интернетом. Непосредственное участие в практических мероприятиях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды и поисков возможных решений этих проблем помогает сформировать личность с активной гражданской позицией, вооруженной знаниями о состоянии дел в этой области, практическими умениями и навыками работы по охране окружающей среды. Актуальность статьи связана с обострением неблагоприятной экологической обстановки на Земле, что является общепринятым фактом и без принятия мер по улучшению состояния окружающей среды, человечеству грозит экологическая катастрофа.
экологический кризис
мотивация
опыт
акция
мероприятие
1. Миннебаева З.Э. Принципы развития экологической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе // Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека: материалы докл. итог. научно-обр. конф. – Казань: Отечество, 2015. – С. 421–424.
2. Отношение школьника к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
3. Хусаинов З.А. Экологическая культура школьников: учебно-методическое пособие. – http://libweb.ksu.ru/ebooks/02 l 28 000418.pdf.
4. Казань. 28 июля 2012. Первый шаг для того, чтобы облагородить парк Молодоженов [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://kukmor.livejournal.com/853636.html.
5. Час Земли. Официальный сайт Всемирного фонда Дикой Природы в России. – URL: http://60.wwf.ru.
6. О Гринпис. Официальный сайт Гринпис. – URL: http://www.greenpeace.org/international/en/about.

Рост уровня развития человеческого общества обусловлен научно-техническим прогрессом, который призван создать благоприятные условия для жизни человечества. Однако в погоне за высокими достижениями человек часто забывает об окружающей его среде, относится к природным ресурсам как неисчерпаемому источнику, позволяющему человечеству обогащаться, не задумываясь о возможных последствиях. Возникающие противоречия между обществом и окружающей средой вызывают тяжелейший экологический кризис. Результатом негативного влияния человека на природу является увеличение уровня загрязнения окружающей среды, сокращение биологического многообразия, исчезновение видов животных и растений, рост количества генетически обусловленных болезней [1].

Причинами экологического кризиса наряду с социально-экономическими факторами, являются мировоззренческие и философские взгляды человека, ибо они в первую очередь определяют отношение человека к окружающей его среде и степень ответственности за возможные негативные последствия неразумного природопользования.

Предупредить и предотвратить экологическую катастрофу возможно путем изменения системы ценностей современного общества, путем использования знаний, накопленных человечеством, что могло бы способствовать формированию экологической культуры молодого поколения. Экологическая культура человека проявляется в его экологически обусловленной деятельности. Развитие экологической культуры подразумевает комплексное влияние на когнитивную, аффективную и деятельную сферу сознания личности. Формирование экологической культуры учащихся, координирующей и корректирующей отношение школьников к природе, является целью экологического образования [3].

Однако, овладение теоретическими знаниями, не подкрепленными практической деятельностью, недостаточно для выработки навыков правильного экологического поведения школьников. Непосредственное участие в практических мероприятиях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды и поисков возможных решений этих проблем помогает сформировать личность с активной гражданской позицией, вооруженной знаниями о состоянии дел в этой области, практическими умениями и навыками работы по охране окружающей среды. Следовательно, вовлечение учащихся в мероприятия, посвященные проблемам окружающей среды, является наиважнейшим этапом в формировании экологической культуры школьников.

Первостепенное значение имеет распространение информации. Важно, чтобы учащиеся знали об организациях, осуществляющих природоохранную деятельность в регионе, стране, где они проживают, а так же о существующих международных движениях. Эту информацию можно получить посредством радио и телевидения, интернет ресурсов, газет и журналов. Знание иностранного языка дает возможность учащимся найти единомышленников из других стран, обсуждать проблемы экологии, делиться своими мыслями и идеями, обмениваться опытом работы, тем самым иностранный язык служит не только средством для решения глобальных экологических проблем, но и служит делу укрепления мира во всем мире.

Пример успешной деятельности организации «Гринпис» способствовал привлечению внимания к существующим экологическим проблемам во всем мире и созданию природоохранных организаций и движений во многих странах.

Цели деятельности Гринпис – защита окружающей среды, просвещение и пропаганда экологичного образа жизни. Такие глобальные экологические проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение тропических лесов, чрезмерный промышленный вылов рыбы, развитие генной инженерии, радиационная опасность, сохранение Арктики находятся в поле зрения организации.

Международная неправительственная экологическая организация «Гринпис» имеет более 26 региональных отделений в 55 странах мира, в том числе и в России. Региональные отделения занимаются национальными экологическими проектами, следуя международной стратегии. Более 2,8 миллионов людей во всем мире поддерживает деятельность Гринпис [6].

Земля – наш общий дом, а значит, экологические проблемы не могут касаться только отдельно взятых стран или людей, эти проблемы касаются мирового общества в целом, и решить их можно только сплотившись вместе, сообща. Трудно переоценить роль иностранного языка, с помощью которого можно узнать из первых уст об экологических проблемах и мероприятиях, направленных на решение этих проблем в разных странах мира. Знание языка позволяет стать частью мирового движения, внося свой посильный вклад в общее дело.

Глобальное, масштабное складывается из частного, а значит и решение глобальных проблем нужно начинать с малого, с оздоровления родного двора, района, города. В частности, работа на пришкольном участке имеет важное практическое значение, так как в ней могут принять участие все учащиеся. Это способствует выработке у школьников навыков правильного экологического поведения в природно-социальной среде, бережного отношения к природе, развивает их экологическую культуру. Восприятие детьми природной красоты, формирует у школьников правильное экологическое мышление и поведение по отношению к природе. Работая под руководством педагога, они приобретают практические навыки, получают эстетическое наслаждение от результатов своей работы, формируется бережное отношение к окружающей среде. Едва ли они захотят сорить в саду, который они облагораживали или сорвать цветок с клумбы, который они так долго взращивали.

В рамках района и города, школьники могут участвовать в разного рода мероприятиях, таких как экологические субботники по очистке парков, скверов от накопившегося мусора; посадка деревьев, что особенно актуально в связи с проведением в городе Казани акции «Зеленый рекорд», в рамках которой были посажены тысячи деревьев, чтобы сделать наш город чище и краше; очистка прибрежной зоны рек и озер, расположенных в черте города.

Акция «Зеленый рекорд» началась в Казани в 2012 году. В результате этой акции преобразились десятки улиц, дворов и скверов нашего города. Участвовать в акции и внести свой вклад мог любой желающий, придя на один из зеленых субботников, которые проходили в разных уголках города. Саженцы и инвентарь выдавались на месте.

Слоганом акции было: «Хочешь жить в зеленом городе? Приди и посади дерево!». Школьники, педагоги, студенты принимали активное участие в посадке деревьев совместно с чиновниками, депутатами и известными людьми нашего города. Акция приобрела большую популярность у молодежи, благодаря местной прессе, телевидению и социальным сетям интернет, которые широко освещали ее ход. Акция имела большое воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо, она наглядно продемонстрировала, что для улучшения окружающей среды необходимо непосредственное участие в ее защите и облагораживании.

В 2015 году акция «Зеленый рекорд» плавно перетекла в год скверов и парков в Республике Татарстан. За этот год были отреставрированы уже существующие скверы и парки и построены новые, сделав наш город еще красивее и удобнее для отдыха горожан.

Мотивация и учет интересов учащихся имеет большое значение для успешности того или иного проекта. Интернет и в частности социальные сети, активными пользователями которых являются школьники, где они проводят большую часть своего свободного времени в поисках друзей и общения, имеют огромный потенциал для привлечения школьников к экологическим акциям. Информация, размещенная в социальных сетях, быстро распространяется среди молодежи, вызывая обсуждения и комментарии. Так почему бы не использовать данный ресурс для того чтобы обратить внимание молодых людей на экологические проблемы родного города, села?

Используя активность молодых людей в социальных сетях, существует возможность успешного привлечения внимания молодежи к существующим проблемам и вовлечения ее в интересные проекты. К сожалению, этот потенциал используется недостаточно и необходимо вести работу в этом перспективном направлении.

Следует отметить положительный опыт всероссийской акции «Блогер против мусора», которая широко освещается в разных социальных сетях и имеет популярность у молодежи. Организаторы акции открывают группы, куда могут вступить все желающие, назначают место и время проведения мероприятия, обеспечивают необходимым для уборки инвентарем. Каждый участник получает памятную футболку с логотипом акции. К освещению мероприятия привлекаются средства массовой информации: местные газеты и телевизионные каналы. Отчет о проведенном мероприятии также размещается в социальных сетях, сопровождаемый фотографиями и комментариями ее участников. С каждой проведенной акцией количество ее участников возрастает.

В рамках этой акции в Казани было организованно мероприятие по очистке парка Молодоженов (напротив здания Центрального автовокзала и рядом с Речным портом города). Парк находился в ужасном состоянии, несмотря на то, что располагается практически в центре города. Организаторами и активными участниками этого мероприятия выступили студенты казанских университетов, и что немаловажно, к ним присоединились неравнодушные жители этого микрорайона. Группу активистов поддержало Министерство экологии и природных ресурсов РТ, выделив технику и рабочих из городского производственного треста водного и зеленого хозяйства. Диджей развлекал участников субботника музыкой и привлекал в парк народ с окрестностей. В результате акции было вывезено несколько машин мусора и установлены новые скамейки и урны. Парк преобразился и стал более привлекательным местом для прогулок и отдыха горожан [4].

Как видно из этого примера, молодежь готова участвовать в мероприятиях, направленных на решение экологических проблем, нужно просто найти правильную мотивацию. Вместо длинных воспитательных бесед и принудительного участия в субботниках, гораздо эффективнее найти такие формы проведения мероприятий, которые бы отвечали интересам современных молодых людей.

Еще одним популярным направлением является акция «Час Земли», которая была основана Всемирным фондом дикой природы (WWF) в 2007 году как символ заботы человека об окружающей среде. Слоган акции – «Всем миром для одной планеты» – отражает ее главную суть. Люди по всему миру на один час выключают свет в знак неравнодушия к будущему планеты. Эта акция переросла в международную кампанию по сохранению ресурсов нашей планеты, в которой может принять участие любой человек. Жители г. Казани и прежде всего студенты и школьники принимают активное участие в этой ежегодной акции. Для присоединения к «Часу Земли» необходимо отключить освещение в комнатах, подсветку зданий, компьютеры, праздничную иллюминацию, неоновые рекламные вывески, телевизоры и настольные лампы, а также можно выключить ненужные электрические приборы.

Каждая страна в рамках Часа Земли привлекает внимание к тому, что для нее является наиболее важным на данный момент. Так в России, в 2012 году за время кампании «Час Земли» было собрано более 120 тысяч подписей за закон о защите морей от нефтяного загрязнения. В конце 2012 года закон был подписан Президентом и с 1 июля 2013 г. вступил в силу. В 2015 году в рамках акции «Час Земли» WWF России проводил кампанию «Время думать иначе», призывая заморозить экологически опасные и дорогостоящие проекты в Арктике. Фонд собрал подписи под обращением к президенту России с просьбой о введении десятилетнего моратория на разработку новых нефтяных месторождений на арктическом шельфе [5].

Данная акция сопровождается благотворительными концертами с участием звезд и сбором пожертвований в поддержку конкретного природоохранного проекта в России. Любой человек может стать частью этого мероприятия, которое способно не только привлечь внимание большого количества людей к вопросам окружающей среды, которые актуальны для России сегодня, но и решить эти проблемы, сохранив уникальную природу нашей страны для себя и будущих поколений.

Вовлечение школьников в мероприятия по защите окружающей среды дает им возможность применения на практике полученных на уроках знаний, позволяет осознать свою причастность к природе, формирует навыки правильного экологического поведения и позволяет надеяться, что наше будущее поколение вырастет неравнодушным к проблемам окружающей среды и будет способным принимать необходимые меры по решению этих проблем. А владение иностранным языком позволяет интегрироваться в международные организации и заниматься природоохранной деятельностью в глобальном мировом масштабе.


Библиографическая ссылка

Миннебаева З.Э. ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИЗВАННЫЕ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 86-89;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9393 (дата обращения: 03.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074