Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КаЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Шумакова Н.В. 1, 2
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2 Многопрофильный колледж
Статья посвящена решению проблемы качества образования студентов колледжа. Авторы исследования на основе теоретического и практического материала отмечают, что разработка обозначенной проблемы возможна в условиях активизации образовательного процесса и использование эффективных технологий обучения, включая элементы информатизации обучения. Активизация образовательного процесса заключается в поиске, разработке и апробации активных методов и форм обучения. Наиболее эффективными являются следующие инновационные технологии обучения: контекстное, имитационное, проблемное, модульное, полное усвоение знаний, исследовательское и дистанционное. В статье раскрывается содержание указанных технологий, описываются виды и формы учебных занятий, на которых реализуется та или иная технология или метод обучения. Сделан вывод о том, что применение современных образовательных технологий и активных методов обучения позволяет более эффективно организовать учебный процесс, интенсифицировать его и сделать более результативным, что существенно повышает качество профессиональной подготовки будущих специалистов.
образовательный процесс
инновации
образовательные технологии
активные методы обучения
дистанционное обучение
информационно-коммуникационные технологии
качество образования
1. Дистанционное обучение: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. – 1994. – № 3. – С. 10–12.
3. Ершова О.В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования студентов технического университета // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14 – № 1. – С. 324–328.
4. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической полготовки студентов технического университета: дис. ... канд. пед. наук / Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск. 2009.
5. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4 (19). – С. 49–52.
6. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: учебное пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении. Методы и модели. Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997. – 365 с.
8. Колесникова Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процесс // Психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов – Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ, 2007. – С. 61–63.
9. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России. – http//www.mesi.ru.
10. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. – 2001. – № 5. – С. 54–56.
11. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2002. – 539 с.
12. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.
13. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты // ИНФО. – 1996. – № 3.
14. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
15. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5–2. – С. 167–170.
16. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2012. – № 3. – С. 82–85.
17. Чупрова Л.В., Ершова О.В. Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов // Интернет – журнал «Науковедение». – 2013. – № 4 (17). – С. 73.
18. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 864.
19. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3 . – С. 214–216.
20. Шумакова Н.В. Совершенствование образовательного процесса в условиях колледжа // Современные проблемы науки и образования: тезисы докладов ХХХIХ внутривузовской конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 97–98.
21. Шумакова Н.В. Возможности дистанционного обучения в системе профессионального образования // Профессионально-личностное развитие педагога в инновационной деятельности: сборник научно-методических трудов – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 128–131.
22. Шумакова Н.В. Инновации в образовательном процессе колледжа // Социально-философские аспекты модернизации современной экономики: материалы международной научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2011. – С. 259–261.

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, приходит образование, направлениями развития которого становятся гуманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание возможности для творчества, открытость, практическая применимость знаний, использование современных информационных и коммуникационных технологий [16, 20].

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Сегодня основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным к принятию новых решений, а также успешно выполняющим функции менеджера.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий и методов обучения [7, 18, 22].

Многолетний педагогический опыт преподавательской деятельности позволяет осуществлять инновационную деятельность по нескольким направлениям: активизация образовательного процесса с целью повышения качества образования и использование эффективных технологий обучения, включая элементы информатизации обучения [10, 20].

Активизация образовательного процесса заключается в поиске, разработке и апробации активных методов и форм обучения. В рамках этого направления преподавателями колледжа разрабатываются и решаются следующие проблемы образовательного процесса:

- формирование исследовательских умений студентов в процессе самостоятельной работы (организация различных форм самостоятельной работы, способствующих вовлечению студентов в НИР; разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность самостоятельной работы: система задач и исследовательских заданий для самостоятельной работы студентов; создание предметно-пространственной среды, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов в процессе самостоятельной работы (информационной обучающей среды) [6, 12, 15];

- разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность образовательного процесса (разработка и создание учебных модулей на печатной основе для лабораторного практикума и домашних заданий);

- использование проблемных методов изложения материала с применением эвристических приемов (эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, мозговой штурм), способствующих творческому развитию студентов [11, 17].

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что инновационные методы обучения основаны на концепции развивающего обучения [6]. Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает: активное участие студентов в процессе обучения; возможности прикладного использования знаний в реальных условиях; подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; акцент на процесс обучения, а не на запоминание информации [5, 14].

Наиболее эффективными являются следующие инновационные технологии обучения: контекстное, имитационное, проблемное, модульное, полное усвоение знаний, исследовательское и дистанционное.

Контекстное обучение основывается на интеграции различных видов деятельности студентов: учебной, научной, практической. Основой обучения является использование сочетаний различных форм организации деятельности студентов: учебная деятельность академического типа, учебно-профессиональная деятельность и др.

Основой имитационное обучения является имитационно-игровое моделирование в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Данное обучение позволяет отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности [10].

Проблемное обучение осуществляется на основе инициирования самостоятельного поиска студентом знаний через проблематизацию (преподавателем) учебного материала. Требует особой организации и мастерства преподавателя в постановке проблемной задачи.

Модульное обучение представляет собой разновидность программированного обучения, сущность которого заключается в том, что содержание учебного материала жестко структурируется в целях его максимально полного усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагменту. Ключевой момент – организация учебного материала в наиболее сжатом и понятном для студента виде. Данное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы; четкую последовательность изложения учебного материала и систему оценки и контроля усвоенных знаний; адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся [7, 11].

Полное усвоение знаний разрабатывается на основе идей Дж. Кэрролла и Б.С. Блума – о необходимости сделать фиксированными результаты обучения, оптимально изменяя при этом параметры условий обучения в зависимости от способностей учеников. Преподаватель, исходя из необходимости достичь полного усвоения знаний каждым обучающимся, составляет перечень конкретных результатов обучения, тесты для проверки достижений, разрабатывает различные способы проработки учебного материала для учащихся с разными способностями [7].

В сфере среднего профессионального образования исследовательская деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса [15].

Можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание докладов, подготовка сообщений; факультативные формы обучения; научно-исследовательские кружки и др. [12, 15]. На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы проводят различные аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа. Индивидуальные работы повышают рейтинг студента и его мотивацию, что положительно влияет на качество обучения [3–5].

Дистанционное обучение – это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространствен и во времени [1, 2]. С технологической точки зрения образовательный процесс в системе дистанционного обучения является результатом оптимального сочетания информационных, педагогических и управленческих технологий. Подобное сочетание позволяет воплотить идею оптимального соотношения возможностей преподавателя, обучаемого и средств обучения [9, 13, 21].

Активизация образовательного процесса также связана с информатизацией обучения. Преподавателями колледжа изучаются и апробируются возможности использования ИКТ в учебном процессе [8]. Сегодня очевидно, что современный мультимедийный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных дисциплин. В этих условиях важную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией, овладение навыками поиска и систематизации специальной информации, работы с конкретным материалом, представленном в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), перевода материала из одной знаковой системы в другую, умение целенаправленно подбирать сведения и адекватные формы их представления для публичной презентации результатов своей познавательной работы.

Существует несколько видов образовательных дисков: энциклопедии (и справочники), тематические библиотеки (и коллекции), путеводители, образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры. При этом, часто в рамках «энциклопедического диска» существенное место может занимать материал учебного характера или путеводитель, и, наоборот.

Основными видами заданий при работе с ОЭР [19] могут быть следующие:

- задания информационно-поискового характера, при которых электронные издания выступают в роли дополнительного и эффективного источника знаний;

- аналитические задания – анализ комплекса документов с целью выработки более отчётливого представления;

- задания сопоставительного характера: сопоставление словесного образа и его живописной или графической интерпретации;

- творческие задания, ориентированные на создание развернутых связных высказываний в разных жанрах: создать сценарий художественного (или научно-популярного) фильма определенной тематики, подготовить рассказ экскурсовода, проводящего экскурсию, дать советы художникам, приступающим к иллюстрированию учебной книги;

- целесообразной представляется и разработка индивидуальных или групповых карт-заданий для студентов, в которых указывается алгоритм поиска необходимого материала в программе или формулируются вопросы, на которые обучющиеся должны ответить в ходе анализа материала, размещенного на диске (вопросы на поиск причин, следствий, необходимых фактов, заполнение таблиц и контурной карты, отслеживание хода сражений и пр.).

В качестве домашнего задания, студентам может быть предложено составление компьютерной презентации (по индивидуальному выбору тематического фрагмента проведенного занятия). При этом могут быть использованы как электронные, так и печатные учебные пособия, а также – альбомы. Данный проект может иметь как индивидуальный, так и групповой характер.

Использование образовательных электронных ресурсов возможно с целью создания компьютерных тестов по проверке знаний обучающихся, которые позволяют организовать индивидуальный подход к обучению каждого студента, повышают интерес к учению [4, 18]. Внедрение новых информационных технологий в процедуру контроля знаний и умений обучающихся позволяет решить одну из основных задач современного образования – необходимость подготовки специалистов нового поколения, владеющих методами моделирования, управления, умеющими перестраиваться в соответствии с запросами рынка труда.

Таким образом, новые горизонты развития среднего профессионального образования связаны с инновационными технологиями, применение которых способствует формированию системных знаний, интегрированных умений и позволяет более эффективно организовать учебный процесс, интенсифицировать его и сделать более результативным, что существенно повышает качество профессиональной подготовки будущих специалистов.


Библиографическая ссылка

Шумакова Н.В. АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КаЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 136-139;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9405 (дата обращения: 03.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074