Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Карсакова В.В. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет» (Арзамасский филиал)
В статье отражаются такие вопросы, как формирование правильной речи школьников через обогащение словарного запаса, так же рассматриваются периоды становления и развития речи детей, вопросы по развитию речи детей на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются понятия графической нормы слова, представлен комплекс умений, которые необходимы для овладения школьниками литературного произношения. Рассмотрены причины, препятствующие пополнению словарного запаса, приведены примеры решения этой проблемы. Предложены методические приемы работы над обогащением лексического запаса младших школьников на уроках русского языка.
общение
речь
словарный запас
успеваемость
коммуникативное совершенство
1. Бажанова М.В. Методическая разработка «Экспресс – диагностика речи младших школьников». – Ярославль, 2009. – С. 20.
2. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 90–94.
3. Жесткова Е.А. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 7. – С. 333–335.
4. Жукаускене Р. Возрастная психология. – Вильнюс, 1996. – С. 182.
5. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск, 2015. – С. 149–158.
6. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Логос, 2000. – С. 188.
7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. – С. 183–184.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1995. – С. 144.
9. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности. – Екатеринбург, 2005. – С. 160.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга…» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми [1, с. 20].

Речь является одним из обязательных компонентов общения людей. Речь – это процесс, который формируется как процесс деятельности человека, но вместе с тем, сознательная человеческая деятельность – это и есть осознанное решение определенных задач, поэтому обучение речи в начальных классах должно осуществляться на принципах активного участия каждого школьника в образовательном процессе, то есть на внеурочных занятиях и на уроках русского языка и чтения [6, с. 188].

Качество знаний ребенка, его приобретенные знания, умения, навыки по всем предметам зависит от того, на сколько ребенок овладел связной устной речью.

Каждый человек хочет быть успешным в обществе, а для этого неотъемлемой частью его успеха является грамотная, правильно построенная речь. Грамотная речь дает возможность устанавливать доброжелательные отношения с другими людьми: в школе, на работе, помогает добиться успеха в разнообразных сферах человеческого общества.

Само по себе бессильное слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело и вовремя.

Развитие речи ребенка – это процесс освоения языка, умение им пользоваться как средством познания окружающего мира, опыта, накопленного человечеством, и как средством общения среди людей. Как считает М.С. Бессонова, развитие устной речи и словарного запаса детей, овладение богатствами родного языка являются одним из элементов формирования личности, освоение ценностей культуры, традиций своей нации, тесно связанных с нравственным, умственным и эстетическим развитием, являются основным в языковом воспитании и обучении младших школьников [2, с. 90].

Родной язык – это живая связь времен. Речь совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Определенное время, определенные обстоятельства вносят что-то новое в развитие речи. Содержание, форма и характер речи зависят от личных особенностей человека: возраста, характера, темперамента, интересов и т.д. С помощью речи школьники изучают новый учебный материал, взаимодействуют и общаются друг с другом. Чем активнее они совершенствуют свою устную и письменную речь, чем активнее пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных и коммуникативных возможностей.

Наиболее важными периодами в становлении и совершенствовании речи являются дошкольный и школьный возраст. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: появляются новые знания, умения, навыки, расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, а значит, совершенствуется и речь.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования и развития личности, освоения ценностей культуры, тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, которые в свою очередь являются важным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», – высказывается в своих трудах Е.И. Тихеева [8, с. 144].

Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста учебной деятельности выдвигается важная роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой».

Расширяются сферы общения младших школьников со взрослыми, в частности с учителями, которые выступают в роли образцов для подражания и являются основным источником разнообразных знаний.

Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На уроках учитель ставит перед учащимися задачу, чтобы они правильно и развернуто давали ответы на заданные вопросы, учит детей рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, связными, законченными предложениями. В процессе учебной деятельности дети должны овладеть разными видами речи: произвольной, активной и монологической.

Литовский психолог Р. Жукаускене обращает внимание на то, что дети в возрасте от 9 до 11 лет в среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возраста употребляет слово более точнее, чем в дошкольном возрасте, значение слов лучше систематизируются у него. Взрослея, ребенок все лучше может объяснить значение слова. Например, сначала ребенок характеризуя предмет, пользуется зрительными анализатарами и характеристику делает по внешнему виду предмета или, например, по его функции, позже характеризуя предмет, ребенок использует синонимы, разделяя предмет по категориям. Это означает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснить значение слов, переходить от значения, основанном на собственных ощущениях и опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей [4, с. 182].

К школьному периоду дети уже овладевают важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.

Особое внимание в начальных классах уделяется формированию разговорной речи: дети учатся слушать учителя, отвечать на вопросы, задавать их, высказываться в классе в присутствии своих одноклассников. Отвечая на вопросы педагога, дети описывают предметы, игрушки, картины. Занятия проводятся в игровой форме. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности. Особенно в 1–2 классах, когда активность и самостоятельность детей значительно возрастает. Одним из направлений в развитии речи детей является обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи. Это значит совершенствовать слухо-зрительную культуру, развивать выразительность, формировать правильную дикцию, повышать культуру живого слова.

К сожалению, в современной школе русский язык принято изучать в письменном виде, насаждать грамотность в виде орфографии.

Внимание к орфоэпической стороне речи школьников определяется множеством факторов, самыми важными из которых являются социальные. Грамотная речь помогает легкости общения людей между собой, придает коммуникативное совершенство.

В современном обществе расширилась сфера воздействия звучащего, живого слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильно звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания уважения к традициям звучания русского языка сейчас выдвигается на первый план и определяется как важнейшая общественная задача современного общества. Велика и эстетическая ценность устной речи, так как это своеобразное отражение, которое наиболее ясно отражает степень интеллектуального развития человека. Основы произносительной культуры закладываются еще в раннем детстве. В школе заботу о произношении и правильном развитии устной речи призвана взять на себя начальная ступень образования.

Действующие программы для начальных классов обязывают вести работу на уроках русского языка над звуковой стороной речи детей на протяжении всего обучения детей.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая уязвимость, склонность к подражанию способствует успешной работе на уроках русского языка по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно в начальных классах обучение живому слову нередко недооценивается учителями. Недочеты речи застаревают, исправлению впоследствии поддаются трудно. Для развития звуковой стороны речи школьников важно раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности орфоэпических норм на начальном этапе обучения. Ребенок – дошкольник воспринимает и воспроизводит только устную форму речи, при этом свое произношение он сравнивает с произношением взрослого «без всякого рассмотрения отношения к орфоэпическому, письменному языку» [9, с. 160].

С поступлением в первый класс дети осваивают произношение под значительным воздействием на него письма. В этом заключается специфика овладения нормами литературного языка в этом возрасте. В школе дети начинают овладевать чтением и письмом, которые являются для ребенком новым видом деятельности, которые включают в работу зрительный анализатор, что существенно перестраивает сложившиеся механизмы в слуховом и речедвигательном анализаторах. Именно в начальных классах актуализируется тенденция сближения произношения с написанием, признаваемая многими лингвистами ведущей тенденции в современном обществе. Как подчеркивает К.С. Горбачевич, «в условиях всеобщей грамотности», когда устная речь закладывается не только благодаря подражанию взрослого, но и благодаря зрительному анализатору напечатанного слова, воздействие письма на произношение непреодолимо возросло [3, с. 29].

Таким образом, произносительные умения учеников начальных классов закладываются, систематизируются и развиваются под неослабевающим влиянием графической нормы слова. С чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности школьников, знать их основные ошибки при произношении, а так же как эти ошибки проявляются в двух видах речевой деятельности: говорении и чтении. Содержание орфоэпической работы определяется целью обучения младших школьников орфоэпии, которая состоит в практическом усвоении детьми норм русского литературного произношения.

Специфика усвоения орфоэпических норм школьниками, а так же усвоение особенностей владения говорения и чтения требуют конкретизации названной цели. Главная цель заключается в том, чтобы научить детей орфоэпически правильно читать написанное или напечатанное. Поскольку достижение данной цели невозможно без умения школьниками грамотно записывать орфоэпически диктуемое, то следует говорить о развитии обоих умений.

Чем активнее школьники совершенствуют письменную и устную речь, тем лучше повышается их уровень познавательных возможностей.

Для овладения школьниками литературного произношения необходим целый комплекс умений:

1) умение слушать речь говорящего;

2) умение слышать речь, различать и находить ошибки в своей и чужой речи;

3) умение верно воспроизводить услышанное на основе образца

4) умение правильно дикционно произносить звуки, звукосочетания и т.д.;

5) умение соотносить слово слышимое и произносимое с видимым: определять звуковой и буквенный состав, их соответствие, находить противоречие между литературным и произношением и написанным словом и др.

Формирование и развитие у учащихся определенных умений определяет тот минимум содержания орфоэпической работы в начальных классах, который обязателен для усвоения школьниками русского языка. Он включает в себя правила русского языка, а так же слова и грамматические нормы, ударения.

Универсального состава произносительного минимума не существует. Этот минимум должен определяться для каждого типа обучающихся: например, люди, приехавшие из-за границы, овладевающие литературным произношением; школьники, для который русский язык является национальным, который они изучают на каждой ступени развития (начальная школа, средняя школа, старшая школа, вузы)

Важным фактором, который обуславливает успех развития устной речи детей в младших классах школы, является полное использование учебного материала программ по русскому языку, стабильных учебников по русскому языку и чтения в целях произносительной речи грамотности младших школьников.

Как указывает С.Н. Карпова, заботясь о лексическом запасе детей младшего школьного возраста, мы должны понимать, что слова, входящие в речь ребенка, распадаются на два вида. В первый вид входят слова, значения которых ребенок не понимает, но старается активно применить в своей речи. Этот вид можно назвать активным запасом слов. Ко второму, относятся слова, значение которых ребенок усвоил и понимает их значение, но редко использует в своей речи. Этот вид можно назвать пассивный запас слов. Новое сказанное кем-то слово пополнит первый вид, то есть активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести это слово один раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием как можно чаще [5, с. 23].

Развитие речи учащихся процесс управляем, в котором словарный запас школьников всегда увеличивается. Поэтому учитель, объясняя новый материал включает в него и те слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом значение понятия при объяснении следует опираться на ранее изученные слова, чтобы они не забывались, а так же чтобы лучше сохранить их в памяти.

Нужно одновременно приучать детей пользоваться новыми словами и понятиями, так как пассивный запас является лишь подспорьем для пассивной речи, то есть для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысли в устной речи.

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса детей играет развитие непосредственно у учащихся интереса к овладению новыми словами, к самостоятельному пополнею своего личного словарного запаса.

Опираясь на сформированный у учащихся интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи по расширению словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в текстах – слышимом и читаемом.

Одной из причин, препятствующих пополнению словарного запаса, является отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним.

Также дети могут неправильно понимать смысл текста, так как при пересказе они игнорируют непонятные для них слова и неправильно их понимают.

Для этого следует чаще применять активные формы при проведении занятий (дискуссии), давать возможность детям высказываться. На занятиях особое внимание обращать на замкнутых, молчаливых детей, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-то новое, интересное.


Библиографическая ссылка

Карсакова В.В., Жесткова Е.А. ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 137-140;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9449 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674