Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИНИ-ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ

Ходос Е.О. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата современного образования. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 43.
2. Колоскова, Н. И. Особенности учебных проектов на уроках биологии в малочисленной сельской школе // Ярославский педагогический вестник – 2010. – Т. 2. – № 4. – (Психолого-педагогические науки). – С 97-118.
3. Малахова, Л. П. Организация проектной деятельности студентов в рамках компетентностного подхода / Л. П. Малахова, О. А. Мальков // Материалы IV межрегиональная науч.-прак. конф. «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе». – Сургут, 2008. – С. 213-217.
4. Дробышева О.М. Проблемное обучение на кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин / В.В. Литвинова//Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 122-124.
5. Ткаченко А.В. Интерактивные технологии в формировании некоторых общекультурных и профессиональных компетенций /В.В. Литвинова, О.М. Дробышева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 303-304.

Среди требований Федерального компонента государственного стандарта появилось требование в организации проектной деятельности обучающихся, «самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности, …соб­ственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…». Таким образом, одним из основных направлений развития обра­зования названа проектная деятельность обучающихся [1].

В процессе реализации проекта его участники обмениваются новыми сведениями, что предполагает не толь-ко лучшее усвоение, но и генерирование информации каждым участником процесса [2]. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, развитию информационной и коммуникативной компетентности и других профессиональных и социальных навыков, что имеет значимость в рамках практико-ориентированного обучения [3].

На кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин МАОУ ВПО «КММИВСО» проблемному обучению, отводится значительная часть практических занятий и часть лекций. Преподаватели в ходе занятий активно сочетают проблемную и другие, в частности, информационно-коммуникатив­ную, витальную технологии, с традиционной подачей материала [4]. Хорошо себя зарекомендовала проектная деятельность учащихся.

Поскольку время практического занятия ограничено, удобнее использовать создание мини-проектов ознакомительно-ориентировочного (или информационного) типа. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - источники информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных и т. д.) - обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео и т.д.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем. Благодаря участию в проектной деятельности студенты имеют возможность:

- осознать обозначенную проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

- оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время и грамотно распределить и рационализировать поиск информации, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;

- планировать работу, а после ее выполнения – самостоятельно оценить результат при сопоставлении его с заявленной целью.

В целом можно выделить общие закономерные этапы педагогического проектирования, исходя из практических целей:

1) Подготовительный этап, на котором актуализируется проблематика и целеполагание проекта.

2) Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий участниками проекта, оценивание работы внутри группы и представление конечных результатов к обсуждению.

3) Рефлексивный или оценочный этап предполагает определить качество проделанной работы, исходя из сопоставления результатов с поставленной в начале проекта целью.

4) Постпроектный этап характеризуется рассмотрением вариантов продолжения работы по изучаемой проблематике и возможное распространение результатов исследования.

В рамках проекта каждый участник группы получает конкретное задание (например, собрать информацию, выполнить рисунки, схемы или таблицы, создать презентацию). По окончании каждая группа представляет остальным результат работы, а преподаватель оценивает. Хорошим примером может быть выполнение проектов студентами 1 курса ВСО по теме: «Филогенез» (рис. 1).

Такие работы повышают самооценку самих студентов, у них появляется желание сделать следующую работу лучше, превзойти других, а также дают возможность использовать эти презентации и рисунки в качестве наглядных пособий при изучении дисциплины.

Рис.1. Филогенез

Данный подход к проведению занятий по биологии дает развитие профессиональных компетенций, таких, как когнитивная, учебно-познава­тельная, информационная, личного самосовершенствования. Одновременно у студентов формируются и общекультурные компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая, культурологическая. Это позволяет кафедре в целом осуществлять современный компетентностный подход в формировании профессиональных и общекультурных компетенций в процессе обучения [5].


Библиографическая ссылка

Ходос Е.О. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИНИ-ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 978-981;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9547 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674