Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ ТЬЮТОРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Алипбекова А.С. 1 Рослякова Е.М. 1 Игибаева А.С. 1 Байжанова Н.С. 1 Бисерова А.Г. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Одним из наиболее заметных проявлений реформирования современного образования является появление новых образовательных профессий. Далеко не последнее место среди них занимают тьюторы. Идеи тьюторства находят отклик в среде преподавателей казахстанских высших учебных заведений. Тьюторство – новая профессиональная практика в высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Тьюторство дает возможность не только более индивидуализированного профессионального обучения, но и воспитания. Воспитание студента понимается как целенаправленная деятельность педагога – тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. В статье приводятся примеры воспитательной работы на модуле нормальной физиологии.
Тьютор
воспитательная работа
студент
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб., 2003.
2. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования // Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004. – С. 41–47.
3. Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании.// Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2008. – С. 5–14.
4. Лайл М. Спенсер – мл. и Сайн М. Спенсер Компетенции на работе. – М., 2005.
5. Шумская Л.И. Проблемы воспитания студенческой молодежи // Адукацыя і выхаванне. – 2000. – № 5. – С. 57–61.

Одним из наиболее заметных проявлений реформирования современного образования является появление новых образовательных профессий. Далеко не последнее место среди них занимают тьюторы. Идеи тьюторства находят отклик в среде преподавателей казахстанских высших учебных заведений.

Тьюторство – новая профессиональная практика в высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Тьюторство дает возможность не только более индивидуализированного профессионального обучения, но и воспитания. Воспитание студента понимается как целенаправленная деятельность педагога – тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса. Суть современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д. Воспитание – есть интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами и строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды [5].

Сферой деятельности тьютора является построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни студента «практики расширения его собственных возможностей» [2], формирование его субъектности в процессе профессионального становления. Основными формами тьюторского сопровождения группы являлись групповые и индивидуальные встречи.

Групповая работа в основном проводилась в форме кураторских часов, семинаров, конференций, проведения благотворительных акций, торжественных вечеров. Цель проведения таких мероприятий – развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Методами знакомства студентов группы тьюторского сопровождения с профессиональными ценностями может также стать проведение мастер-классов успешных профессионалов, являющихся носителями этих ценностей, и групповые дискуссии на тренингах и семинарах, посвященных введению в специальность. Основными целями приглашения успешных профессионалов являются: формирование у студентов профессиональной позиции, нахождение «алгоритма успеха» специалиста, побуждение студентов к активному освоению будущей профессии, ориентация в профессиональном сообществе. Уважаемые в профессиональном сообществе люди могут стать для студентов представителями референтной группы, то есть той социальной общности, с которой каждый студент может соотносить себя [1, 3, 4]. Так огромную роль в воспитательной работе, формировании профессиональных навыков у студентов играют встречи- лекции с визитинг-профессорами из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Так на модуле нормальной физиологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова визитинг- профессор кафедры нормальной физиологии Российского Инновационного Национального Исследовательского института имени Н.И. Пирогова Н.Н. Алипов прочил двухнедельный курс лекций и провёл мастер-классы по программе «Избранные вопросы клинической физиологии». По результатам разработано и включено в НИР и НИРС совместное научное исследование по теме: «Сравнительное исследование вегетативного статуса и эмоционально-личностной сферы у студентов-медиков РНИМУ им. Н.И Пирогова и КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова», в котором принимают активное участие студенты 3 курса факультета «Общая медицина».

Модуль нормальной физиологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова проводит тьюторскую (воспитательную) работу со студентами III курса факультета «Общая медицина» казахского и русского отделений, изучающих дисциплину «Физиология-2» в учебное и внеучебное время. Для организации воспитательной деятельности в начале учебного года составляется и утверждается на заседании модуля единый план воспитательной (тьюторской) работы. В план включены тематические классные часы, спортивные, культурно-массовые и общественные мероприятия с указанием сроков выполнения и ответственных за выполнение. Классные часы проводятся в виде бесед, диспутов и круглых столов. Тематика классных часов нацелена на расширение знаний студентов о выдающихся научных деятелях нашей Республики и нашего университета, об их вкладе в развитие науки, о деятельности лучших работников здравоохранения, а также нашего университета. Соответственно ППС модуля нормальной физиологии в течение учебного года проводят беседы со студентами по темам: «Этические принципы и нравственные ценности КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова. Этический Совет Кодекса Чести КазНМУ. Кодекс Чести преподавателя КазНМУ. Кодекс Чести студента КазНМУ», «Политика в области качества КазНМУ», «Конституция РК. Права человека в современном обществе. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»», «Коррупции нет!», «История КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова. Моя профессия – врач. Медицинская этика и деонтология», «Медико-педагогическое воспитание молодежи. Планирование семьи», «Здоровый образ жизни. О вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков», «Что ты знаешь про туберкулез?».

Для формирования врача-специалиста не маловажное значение имеют благотворительные акции, которые регулярно проводятся модулем нормальной физиологии в специлизированном комплексе «Жануя» для детей-сирот с ограниченными возможностями. Так студентами 3 курса факультета «Общая медицина» под руководством ППС модуля нормальной физиологии были организованы и проведены мероприятия «Мы за здоровый образ жизни»: студенты и ППС провели чтение лекций на темы: «Здоровый образ жизни», «Курите? Зря!», «Вред наркотических веществ на детский организм», «Осторожно, алкоголь!». Под руководством ППС модуля нормальной физиологии студентами было организовано и проведено мероприятие для детей-сирот 5-7 лет в специализированном комплексе «Жануя»: праздник здоровья «Как стать Неболейкой».

Политическая грамотность неотъемлемая часть профессионального врача. ППС модуля нормальной физиологии проводят беседы со студентами 3курса факультета «Общая медицина» по обсуждению ежегодного Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Так же в обязательном порядке ежегодно подготавливаются и проводятся праздники, посвященные Дню Независимости Республики Казахстан и Наурызу. В 2015 году проведены праздники, посвященные 70-летию Славной Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. и 550-летию Казахского Ханства.

Таким образом, воспитательная работа должна выделятся в самостоятельное направление образовательной деятельности высшей школы, предусматривающее ее целенаправленное научно-методическое и нормативно-технологическое обеспечение. Введение в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор способствует процессу индивидуального образования в высшем учебном заведении.


Библиографическая ссылка

Алипбекова А.С., Рослякова Е.М., Игибаева А.С., Байжанова Н.С., Бисерова А.Г. РОЛЬ ТЬЮТОРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 219-221;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9560 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674