Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УСТУДЕНТОВ МЕДИКОВ

Мадалиева С.Х. 1 Ерназарова С.Т. 1 Кудайбергенова А.Ж. 1
1 Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова
В данной статье отображены вопросы развития коммуникативной компетентности у студентов медицинских вузов. Изучен международный опыт развития коммуникативной компетентности среди студентов медиков. Подробно описано развитие коммуникативной компетентности в Казахстане, а именно организация работы Центра коммуникативных навыков в Казахском национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова Разработаны пути реализации, принципы новых методов обучения. Коммуникативная подготовка будет опираться не на передачу формальных знаний, а на формирование коммуникативных умений и навыков, на их использование в ходе врачебной деятельности.
коммуникативная компетентность
навыки
студент
врач
уровень
компетенция
пациент
этапность
преемственность
1. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: введение в психологию профессионального общения. (Лекция 1). – 2011. – № 1(6).
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Деловая книга, 1998. – Глава 7. Имидж делового человека.
3. ВОЗ – «Five star doctor»Boelen C., [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.who.int/entitmy/hrt/en/hrdj.html.
4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1974.
5. Brown R.F., Bylund C.L. Обучение навыкам коммуникации: описание новой концептуальной модели. Издю Мед. 2008; 83:37-44.
6. Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. L.; N.Y., 1998.
7. Hargie O. и др. School of Behavioural and Commucation Sciences, University of Ulster, UK.
8. IC McManus & all. St Mary*s Hospital Medical School, Imperial College of Science, Technology, and Medicine, London 1993.
9. Rider E.A., Keefer C.H. Program to Enhance Relational and Communication Skills. Boston, Massachusetts USA, 2006.
10. Yoshida T, Milgrom P., Coldwell S. How Do U.S. and Canadian Dental Schools Teach Interpersonal Communication Skills? November 2002. Journal of Dental Education.

Коммуникативно-компетентностная подготовленность врачей – ключевой фактор их профессионального успеха и важное качество, востребованное на медицинском рынке труда, – нацелена на формирование личности, обладающей готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном, быстро меняющемся мире. Необходимость интеграции в мировое и европейское образовательное сообщество, обязательства о присоединении к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, взятые нашей страной в рамках Болонского процесса, требуют целенаправленной корректировки политики в области профессионального образования [2].

От того, как сложатся отношения между врачом и пациентом, во многом зависит эффективность лечения. Предпосылками возникновения положительных отношений и доверия между врачом и пациентом являются квалификация, опыт и искусство первого, общая атмосфера медицинского учреждения, поведение медицинского персонала, начиная с регистратуры. Затрудняют этот процесс, чаще всего, различия позиций, точек зрения врача и пациента. Р. Конечный и М. Боухал отмечают, что «врач склонен искать прежде всего объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез до определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования. Для больного же в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. Врач должен рассматривать эти субъективные переживания как реальные факторы, уловить переживания больного, понять и оценить их, искать их причины, поддержать их положительные стороны и использовать их для содействия больному при обследовании и лечении. Различия между точкой зрения врача и больного закономерны и предопределены их различной позицией в данной ситуации, различными ролями. Однако врач обязан следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие и стойкие противоречия, которые ставили бы под угрозу взаимоотношения медицинского персонала и больных и тем самым затрудняли бы оказание помощи больному» [4, с. 188–189].

Актуальность формирования процесса коммуникативной компетентности определяется субъективной, личностно-психологической готовностью студентов вуза к интенсивной коммуникативной деятельности в условиях делового общения и недостаточной научной разработанностью данной проблемы в образовательном процессе.

По изучению международного опыта обучения навыкам коммуникации, является мультидисциплинарным и мультиметодологичным обучением. В последнее время в Соединенных Штатах регулирующими органами уделяется повышенное внимание подготовке и оценке коммуникативных навыков врачей. Начиная с 1998 года, международные медицинские школы (институты) были обязаны оценивать коммуникативные способности своих выпускников до начала их специализации. В 1999 году Совет по аккредитации для высшего медицинского образования (ACGME) представил набор из шести общих компетенций, три из которых в качестве важнейшего компонента включают коммуникативные навыки общения: межличностные и коммуникативные навыки, уходе за больными, профессионализм [5].

В Манчестерской медицинской школе по коммуникациям с последующим внедрением, с использованием таких методов, как экспериментальное обучение, PBL (problem based learning), официальные лекции, ролевые игры и другие методы обучения в малой группе на протяжении многих лет занимается Джулиет Драпер, доктор медицины Университета Кембридж, один из авторов учебников «Skills for Communicating with Patients and Teaching and Learning Communication Skills in Medicine» (1998), «Skills for Communicating with Patients» (2005) [9, 7, 6].

Однако большинство программ не соответствуют целям профессиональной подготовки врача и представляют собой либо аналоги традиционного курса «общая психология», насыщенного «медицинскими иллюстрациями», либо узко специализированные тренинги по психотерапии.

По определению ВОЗ, «five star doctor» – это доктор, который критически оценивает и улучшает качество помощи, оптимально использует новые технологии, пропагандирует здоровый образ жизни, совмещает личные интересы с общественными, эффективно работает в команде, и все это невозможно осуществить без хороших коммуникативных навыков [Boelen C., 2002][3].

В 2002 году Cegala и Broz опубликовали систематический обзор 26 исследований влияния коммуникативных навыков на практикующих врачей и практикантов последипломного медицинского образования, начиная с 1990 года. Они пришли к заключению, что есть хорошие доказательства того, что развитие коммуникативных навыков приводит к эффективному улучшению навыков общения врачей [8, 10].

В Казахстане дисциплина «коммуникативные навыки в медицине» является сравнительно молодой. Для формирования предмета, целей, задач дисциплины университетом был организован семинар с участием медицинских вузов республики. Обучающие тренинги провели известные зарубежные специалисты в области медицинской коммуникации: Джулиет Драпер, доктор медицины Университета Кембридж, симулятивный пациент Беверли Паркисс, сотрудники кафедры коммуникативных навыков КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

Важной особенностью предлагаемых тренингов явилась подробная и вместе с тем доступная, предназначенная для практического обучения студентов, модель коммуникации с пациентами. Совместное изучение учебных программ по коммуникативным навыкам манчестерской медицинской школы дало возможность выработать стратегии для собственных систем преподавания.

Для дальнейшего развития коммуникативной компетенции в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова организован центр коммуникативных навыков (далее – ЦКН) для разработки новых методов развития коммуникативной компетентности врача. В настоящее время разработана модель структурного подразделения университета (ЦКН), которая стремится ответить на четкое определение важных компонентов развития коммуникативной компетентности, на основе целей, задач и действий.

Целью ЦКН является изучение, разработка, внедрение методов непрерывного обучения коммуникативным навыкам в течение до- и последипломной подготовки специалистов всех профилей. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

- Достижение нового современного качества додипломного, дипломного и последипломного образования;

- Подготовка конкурентоспособных специалистов с выраженными и устойчивыми профессиональными интересами и сформированными личными профессиональными планами.

- Организация эффективного процесса усвоения системы знаний, коммуникативных навыков, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность, отражающейся на качестве оказываемой медицинской помощи населению, удовлетворенности трудом.

- Организовать педагогическое сопровождение коммуникативного, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.

К осуществлению данных задач были привлечены сотрудники кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии. Для планирования процесса формирования содержательных компетенций и последующей оценки их сформированности установлены уровни, требования к знаниям, представлениям и умениям, необходимым и достаточным для достижения соответствующего результата.

Основными направлениями Центра РКК являются:

- Учебно-образовательное, методическое, экспертное, научное.

Разработаны следующие пути реализации новых методов обучения: обучение студентов коммуникативной компетентности поэтапно, на протяжении всего процесса обучения в вузе, планирование процесса формирования содержательных компетенций с последующей оценкой их сформированности, установка уровней.

Разработанная концепция ЦКН основывается на следующих принципах: от основных, базовых навыков коммуникации к специфическим, специализированным; преемственности обучения; этапности обучения; взаимосвязи развития практических навыков с коммуникативными навыками.

На первом и втором курсах осуществляется обучение навыкам начального уровня и базовым коммуникативным компетенциям, с использованием разработанных методов, формами, условий преподавания и методов оценки коммуникативной компетентности.

Студенты первого и второго курсов должны обладать ключевыми коммуникативными компетенциями. В их числе: когнитивные способности – способность понимать идеи и теории и манипулировать ими; межличностные компетенции- индивидуальные способности, такие как способность выражать свои чувства, межличностные навыки или работа в команде универсальные знания, умения и навыки, качества и способности выпускника, обеспечивающие его конкурентоспособность и социальную адаптацию в условиях рынка труда.

На третьем, четвертом, пятом курсах осуществляется обучение системным коммуникативным компетенциям с использованием разработанных методов, форм, условий преподавания и методов оценки коммуникативной компетентности.

На этом курсе студент должен обладать коммуникативными навыками фундаментальной направленности, качествами и способностями выпускника, определяющими его профессиональную мобильность в рамках общности научно-технических основ лечебно-диагностических процессов, на которых базируются различные отрасли медицины, а именно грамотно и компетентностно применить полученные знания по коммуникативной компетентности на клинических дисциплинах.

Умение общаться с пациентами – коммуникативная компетентность врача – искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. Вначале, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с пациентами, будущие врачи часто бессознательно, по механизму подражания, копируют стиль поведения тех врачей-преподавателей, которых особенно уважают, на чье мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с пациентами, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с пациентом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с пациентами. Чем больше стаж работы врача, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия [1].

Таким образом, основной целью обучения коммуникативной компетенции является повышение эффективности подготовки специалистов медицинского профиля и их соответствия запросам современных условий. Новые подходы к развитию коммуникативной компетентности позволяют повысить эффективность процесса формирования психологической компетентности врачи в процессе вузовского обучения.

Умение общаться, сотрудничать, понимать себя и других являются наиболее ценными качествами в новой социально-экономической и культурной ситуации. Коммуникативная подготовка будет опираться не на передачу формальных знаний, а на формирование коммуникативных умений и навыков, на их использование в ходе врачебной деятельности.


Библиографическая ссылка

Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Кудайбергенова А.Ж. К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УСТУДЕНТОВ МЕДИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 334-337;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9585 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674