Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ – ФИЛОЛОГОВ ПОЛИЯЗЫЧНЫХ ГРУПП

Брулева Ф.Г. 1
1 КазНПУ имени Абая
В данной статье приводится содержание одного конкретного занятия по педагогической риторике со студентами – филологамиполиязычных групп на продвинутом этапе обучения. Рассматриваются отдельные приемы и технологии изучения темы структуры выступления показаны виды самостоятельной и групповой работы. Не останавливаясь подробно на проблемах содержания курса и технологиях обучения риторике на продвинутом этапе, дадим описание лишь практического занятия на тему «Риторичес­кие каноны: изобретение и расположение частей речи выступления» перед публикой. Цель работы – познакомить студентов с классическими риторическими канонами (правилами) построения речи; потренировать в изобретении и расположении частей речи, т.е. в построении содер­жания и расположения речи; дать основы риторического анализа. В устной публичной речи важное значение имеет и произнесение речи.
Риторика
изобретение
расположение, размножение идей
композиция
Цитата
кластер
1. Брулева Ф.Г. Основы публичной речи. Учебное пособие для студентов полиязычных групп. – Алматы: КазНПУ им. Абая, изд. «Улагат», 2014. – С. 55, 57, 58.
2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх. – М.: «Цитадель», 1999. – С. 68.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – М., КноРус, 2012. – С. 282.
4. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – С. 130, 40.
5. Поль Сопер. Основы искусства речи. – М., 1998. – С. 61, 64.

В профессиональной подготовке студента-словесника в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая на завершающем этапе особое место занимает курс риторики. Навыкам и теории профессиональной речи следует обучать тех студентов, которые избрали специальность, связанную с речевым общением. Студенты, которые избрали своей специальностью деятельность учителя, переводчика, экскурсовода, юриста, политика, дипломата, общественного деятеля, должны пройти курс речевого мастерства. Изучение законов «эффективной речи, действующей в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, – в областях «повышенной речевой ответственности» [4, 40] легло в основу подготовки студентов – филологов полиязычных групп.

Не останавливаясь подробно на проблемах содержания курса и технологий обучения риторике на продвинутом этапе обучения, дадим описание лишь практического занятия на тему «Риторические каноны: изобретение и расположение частей речи».

Цель занятия: познакомить студентов с классическими риторическими канонами (правилами) построения речи; потренировать в изобретении и расположении частей речи, т.е. в построении содержания и композиции речи; дать основы риторического анализа.

Главная часть. Основные этапы занятия

1. Составление конспекта теоретических сведений по теме.

Вид рабочей тетради.

І. Классическая риторика рекомендовала оратору придерживаться следующих правил при построении речи:

1) найти что сказать;

2) расположить найденное по порядку;

3) выбрать нужную словесную форму;

4) всё найденное запомнить;

5) правильно и красиво произнести речь.

В основу ораторского искусства древнегреческие ораторы положили пять последовательных этапов.

1. Подбор темы, фактических данных и доказательств («изобретение»).

2. План, распределение собранного материала в целях наибольшей убедительности и способности воздействовать на слушателей («расположение»).

3. «Словесное выражение», т.е. обработка материала с литературной точки зрения.

4. Разучивание всего подготовленного текста наизусть для точного воспроизведения перед слушателями.

5. Произнесение речи, художественное исполнение с соответствующей интонацией, мимикой, жестикуляцией.

Три первых этапа – это три главные части составления речи в современной риторике: изобретение, украшение и расположение. Автор одной из российских риторик Н.Ф. Кошанский определял риторику в целом как «науку изобретать, располагать и выражать мысли».

В устной публичной речи важное значение имеет и произнесение речи.

Содержание и построение публичной речи можно представить так:

Содержание

(изобретение)

речи

Построение

(расположение)

речи

Словесное

выражение

(язык, стиль, жанр)

Произнесение

исполнение

речи

1. Тема речи

2. Формулировка темы.

3. Границы темы.

4. Цель.

5. Оценка обстановки

и состава слушателей

6. Авторская позиция.

7. Отбор фактического материала

1. План (предварительный.Основной рабочий)

2. Логика изложения.

3. Простой илисложный план.

4. Тип речи.

5. Диалог или

монолог.

6. Композиция: вступление,

основная часть, заключение.

1. Стиль речи, жанр

2. Риторические тропы и фигуры.

3. Цитаты.

4.Пословицы и поговорки

5. Нормы культуры речи.

6. Индивидуально-

авторские выражения.

1. Стиль произношения.

2. Голос, дикция.

3. Чтение или воспроизведение по памяти.

4. Импровизация или подготовленность.

П. Практическая часть

1. ИГРА «Изобрети тему»

Цель игры: познакомить участников с такой риторической операцией, как «изобретение мысли», нахождение темы для высказывания в группе.

Ход игры: На доске написано два слова: «мода» и «реклама». Каждый выбирает одно слово и придумывает тему для собственного высказывания, конкретизируя взятое ключевое слово. После этого образуются две группы, в которых обсуждаются темы каждого и выбирается группой одна тема для группового высказывания, например «мода – это то, что приемлемо для меня». Каждый из участников, выбравших ключевое слово «мода», высказывается по указанной теме: один может говорить о стоимости модной одежды, другой – о своих предпочтениях, третий – об излюбленном спортивном стиле.

Точно так же изобретаются подтемы к ключевому слову «реклама».

2. Изобретение речи на основе деления темы.

Прочитайте текст

Ломоносов, «человек универсальный», человек разносторонне образованный и творческий, заметил необыкновенно интересную закономерность: идеи живут, и они обладают одним из важнейших свойств жизни – идеи способны размножаться! «Из одной простой идеи расплодиться могут многие», – утверждает ученый. Как же размножаются идеи? Удивительно, но делают они это аналогично живым клеткам: идеи размножаются делением! Способы размножения идей и открывает одна из главных частей риторики – изобретение, инвенция. (По А.К. Михальской) [4, 130]

3. Тренинг «Размножение идей» (групповая работа)

Составьте схему на основе стратегии «Ассоциации» [2, 68].

Ход работы:

1. Напишите ключевое слово или фразу в центре доски, или тетради, или листа бумаги.

2. Начните писать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Как только идеи приходят на ум и записаны, начинайте соединять линиями те идеи, которые могут быть связанными по смыслу.

4. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи, пока не выйдет время (7 минут)

Условия игры:

1. Сначала составляется групповая ассоциативная схема, например (по выбору), слова: Казахстан, садоводство, поэзия.

2. Затем ассоциации составляются индивидуально по выбранному слову. Тема должна быть весьма знакомой для полноты ассоциации.

Например, схема – кластер, составленная одной из студенток.

brul1.wmf

4. Основная часть рабочего конспекта по учебному материалу

Композиция – это построение речи по закону звучащего слова.

Композицию и план речи следует выстраивать не только начинающему оратору, изучающему основы красноречия, но и опытному мастеру. При этом еще следует учитывать множество факторов и особенностей: [3, 282]

а) социальный и возрастной состав аудитории;

б) профессионализм и интересы аудитории;

в) интеллект слушателей;

г) применение выразительных средств;

д) отведенное время для речи;

е) размеры помещения, где приходится выступать.

Главное требование: строить логический каркас будущей речи, ориентируясь не на себя, а на аудиторию – только тогда будет достигнута цель.

По классическим законам любая речь (лекция, доклад, беседа, речь, диспут) делится на три основные композиционно-логические части: вступление, главная часть, заключение

Еще древнегреческий философ Платон советовал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

5. Вступление – это введение слушателя в тему сообщения, содержание.

Во вступлении ставятся следующие задачи: а) вызвать интерес слушателей; б) овладеть их вниманием; в) установить контакт; г) завоевать доверие; д) подготовить психологическую почву; е) сообщить план.

6. Ознакомительное чтение

Возможны различные варианты вступления: [1, 58]

1. Если тема старая, избитая, то следует применить что-нибудь интересное, новое. Например, выступающему по международным вопросам хорошо начать речь с конфликта двух сторон или политических деятелей; выступающему на медицинскую тему – с уникального примера из китайской медицины; спортсмену – с последнего достижения земляков в спорте; любителю искусства – с сообщения об ошеломляющем успехе известного исполнителя.

2. Можно начать с постановки проблемного вопроса: «Какова экологическая обстановка нашего района?» И по мере возможности охарактеризовать ее коротко и ясно. Или: «Выбросы в атмосферу. Что ожидает человечество в ближайшем будущем?», «В чем причина миграции нашего населения?».

3. Можно обратиться к авторитетам, гениям и выдающимся деятелям. «Великий казахский просветитель – мыслитель Абай говорил: «Знание чужого языка, культуры делает человека равноправным с этим народом. Такова природа человека».

4. Самый распространенный вариант начала: место, время, действие лица (где? когда? кто?).

5. Возможна постановка риторического вопроса, например, «какой же человек может равнодушно смотреть на беспризорных детей, ночующих на вокзале!»

6. Художественное начало: слова из песни, стихотворения, кадр из фильма, показ картины художника, изделий прикладного искусства.

7. Исторический экскурс: например, какая-то историческая дата или событие, с которого можно приступить к речи.

8. В академической речи иногда начало – это перечень вопросов лекции, которые предстоит изложить.

9. Дейл Карнеги советует: [5, 64]

а) начать с яркого факта;

б) задать неожиданный вопрос;

в) возбудить любопытство;

г) сделать начало коротким и лаконичным;

д) начать с захватывающей фразы.

7. Обсудим вместе. Вот как пишет американский автор книги «Основы искусства речи» Поль Сопер о теме речи [5, 61].

«Не ждите, что вас сразу охватит всепоглощающий интерес к намеченной теме. Воодушевление возникает в процессе накопления знаний и размышления. Если тема овладела вами, возможно, она овладеет и слушателями. Отыщите в ней, что задело бы приключенческую жилку слушателя, всколыхнуло бы чувства добра и зла, дало бы ощущение характерных человеческих черт. Готовясь день за днем, сживайтесь все больше и больше с избранной темой. За неделю упорной работы вы построите для нее более солидный фундамент из интересного фактического материала, чем за ряд лет случайного и равнодушного наблюдения. Она станет для вас самым волнующим на свете предметом, когда придется выступать перед публикой. И тогда вас будут слушать.

Тем временем расширяйте свой кругозор. Развивайте в себе внимание к окружающему, собирайте данные о городе, вникайте в текущие спорные вопросы, читайте новые книги, интересуйтесь последними открытиями».

Цель и характер выступления по многим поводам должен избрать сам оратор. Особенно это относится к выступлениям в классе. Ваше прямое дело – заставить аудиторию забыть, что она только группа ваших товарищей по занятиям. Вам принадлежит особое право создать обстановку, подыскать тему, которая подняла бы аудиторию над рутиной, и увлечь слушателей в заманчивый полет вашего духа.

- Прочитайте текст.

- Что полезного можно извлечь из отрывка для себя?

- К кому обращается автор?

- Сформулируйте название темы.

8.Переконструирование текста. Напишите памятку на основе этих «советов» из нескольких~пунктов [1, 55].

Как надо выступать...

Чтобы речь умела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей; 2) удержать внимание до конца речи. Привлечь (завоевать) внимание слушателей – первый ответственный момент в речи, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверное, переживал или испытал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» – вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Большинство людей заняты пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.

Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Это работа целиком творческая...

Вторая задача – удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам выступающего, которая убивает всякое желание продолжать речь.

Удержать и даже усилить внимание можно:

1) краткостью;

2) быстрым движением речи;

3) краткими освежающими отступлениями (По А. Кони).

Главная часть

Она содержит в себе «зерно» темы и цель выступления: доказать, убедить, призвать, отстоять, упросить, утвердить, взволновать, заинтересовать и т.д.

Выступающий должен сохранить в главной части устойчивое внимание. Практики советуют в главной части:

1. Доводить до конца свою мысль и цель.

2. Не загружать главную часть большим количеством фактов и примеров.

3. Держать аудиторию в напряжении.

4. Не упускать психологической устойчивости внимания. Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе – 20 мин, в речи – 7–8 мин.

Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. Существует «Закон края», когда самая важная информация ставится или в начале или в конце, чтобы лучше запомнилась. Говорящий должен помнить, что сила фактов, аргументов должна нарастать. Поэтому эффективнее та речь, когда выступающий оратор постепенно подводит слушателя к основной мысли.

Аргументирующей речи в главной части ведущее место занимают тезис и способы его доказательства.

Аргументы подразделяются на: 1) аргументы к существу дела (факты, опыт, цифры, наблюдение); 2) аргументы к человеку (к авторитету, к публике, к личности оппонента

Ораторы часто обращаются к приему аналогии, которая обладает большой значимостью в споре: аналогия в переносном смысле возбуждает воображение слушателя.

Пересказ текста. Коротко перескажите текст,

Конец речи

Это логическое завершение сказанного. Значение его – ничуть не меньше, чем главной части и вступительной. Это повторение самых главных положений, причем с усилением.

Можно завершить речь цитатой или образом, делающими речь ярче.

В заключении может подводиться итог сказанному: иллюстративная концовка (яркий пример, цитата, развернутая метафора).

Можно в заключении связать начало и конец речи.

Известны такие разновидности: конец-перспектива, конец-пожелание, конецпризыв.

Характер заключения зависит от цели речи: воздействовать на разум или чувства слушателей.

Заключение должно быть кратким, сжатым. Ошибка выступающего – это слишком затянутое заключение, которое снижает впечатление от речи.

Это интересно!

9. Какие же средства хороши в заключении?

Обобщение. Применяется в докладах, лекциях, выступлениях, которые могут быть закончены одной яркой фразой.

Повторение. Применяется в лекциях, докладах, выступлениях, когда главная мысль не усваивается в потоке речи. В повторении «зерно» должно быть сформулировано в кратко-сжатом виде и с эмоциональной силой.

Цитата – очень короткая, емкая. Так, в речи о трудностях в соревнованиях по волейболу капитан команды может сказать: «И вечный бой, покой нам только снится». Следует помнить, что длинная цитата, подобно водному потоку, «смывает» впечатление.

Юмористическая концовка настраивает на длительную положительную эмоцию, оставляет хорошее впечатление об ораторе.

Итак, концовка доклада должна быть краткой, заключающей, эмоциональной. Д. Карнеги рекомендует в конце публичной речи: [5, 64]

а) подбодрить публику;

б) закончить поэтической строкой;

в) сделать слушателям комплимент;

г) создать кульминацию;

д) избави Бог заканчивать шаблонными сложными фразами: «Ну вот и все, что я мог сказать..», или «Пожалуй, я на этом закончу». Сразу видно: оратор – дилетант.

Регламент на произнесение заключения в лекции не более 5 мин, в докладе – 2–3 мин, в речи – не более 1 мин.

Рабочий план

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать свое выступление.

10. Самостоятельная работа. Информацию этого параграфа о структуре публичной речи прочитайте «методом 7 пометок» с карандашом в руках: знак «+» – «Это я знал»; знак «–» – «Этого, я не знал» и знак «?» – «Об этом я хотел бы узнать побольше!». Поделитесь сначала в парах, а затем в группе своими мыслями.

Запишите в тетради несколько суждений в колонки такой таблицы: [1, 57]

«+» – Знаю

«–» – Не знал

«?» – Хочу узнать побольше

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

11. Наблюдение. Составьте план выступления (объяснения на уроке) какого-либо преподавателя по изучаемой теме. Обратите внимание: было ли вступление и заключение? Как автор излагал информацию? Что привлекло ваше внимание? Что показалось интересным?

Заключение. В конце занятия даются

вопросы для самопроверки

1. Какие задачи ставятся во вступлении речи?

2. Каково содержание главной части?

3. Какой из композиционных приемов построения главной части вам больше нравится?

4. Проблемный вопрос: для чего необходим рабочий план устного выступления и можно ли его изменять по ходу речи?

Таким образом , закладывается основа для развития устно речевых навыков и умений студентов – словесников, расширяется их компетентность в вопросах публичной речи.


Библиографическая ссылка

Брулева Ф.Г. ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ – ФИЛОЛОГОВ ПОЛИЯЗЫЧНЫХ ГРУПП // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 338-343;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9586 (дата обращения: 24.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074