Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЕКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: РЕЛЯЦИОННЫЕ ШКАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА

Карпович А.В. 1
1 Саратовский государственный медицинский университет
1. Доника А.Д., Леонова В.А. Особенности национальной социальной шкалы престижа на примере профессии врача // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – С.160-161.
2. Доника А.Д., Леонова В.А. Социально-психологические проблемы интеграции в профессиональную группу врачей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 3 – С.156-157.
3. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 – № 1(15) – С.58-60.
4. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика. – № 2(10) – 2012. – С.54-55.
5. Доника А.Д. Прогнозирование социальной эффективности медицинского туризма в контексте исследования профессиональных деформаций врача // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2 – С.85-89.
6. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности // Российская академия естествознания. – М., 2009. – С.112-120.
7. Доника А.Д., Леонова В.А Проблема депрофессионализации в медицине: гендерный подход // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1 – С.126.
8. Доника А.Д., Карпович А.В. Научный потенциал в области медицины: структура и тенденции // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 120-121.
9. Доника А.Д. Современные проблемы профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 77-78.
10. Доника А.Д. Формирование научного потенциала в современных реалиях высшей школы // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 84.
11. Карпович А.В., Доника А.Д. Феномен лидерства в медицинской профессии: институциональные изменения и социально-психологические паттерны – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015 – С. 74-80.
12. Доника А.Д., Доника Д.Д. Наука как социальная практика: современные тенденции // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С.84.

Реформирование национальных образовательных стандартов обуславливает собой поиск новых методических подходов к оценке их качества и соответствия международному уровню [6,9]. В этой связи особое значение приобретает их социологическое сопровождение, включающее мониторинг степени удовлетворения качеством образовательных услуг как будущего специалиста, так и уровнем полученного результата – конечного заказчика – социума. В России отношение к высшему профессиональному образованию в целом, и к медицинскому в частности, носит неоднозначный ментальный характер [5,8]. Начиная с 1970-х гг. в социологии стало популярным конструирование шкал профессионального престижа, социально-экономических индексов и реляционных шкал. Представляет интерес реляционный подход, основанный на данных о профессиональной принадлежности близких друзей или мужа/жены респондентов, поскольку дружеские и семейные связи социально обусловлены. Частота браков и дружеских контактов между представителями разных профессий разнится в зависимости от социального статуса последних. Профессии, которые располагаются близко друг к другу на статусной шкале, будут обладать схожей структурой дружеских и брачных связей. В ходе российской части международного сравнительного опроса ISSP, который проводится в России ежегодно с 1992 г. по национальной репрезентативной выборке, было показано, что профессии умственного труда располагаются выше, чем профессии физического труда. Первые 2 позиции занимают врачи и юристы, преподаватели вузов и учителя средних школ. При этом исследователи обращают внимание, что речь идет о групповом, а не о личном статусе конкретного индивида, на который влияют и другие факторы, кроме принадлежности к профессиональной группе, например, личные качества, этническая принадлежность, статус родителей.

Важными характеристиками социального статуса являются доход и образование. Однако, полученные результаты показали, что коэффициент корреляции между статусом профессиональных групп и доходом составляет всего 0,49. В России ряд высокостатусных профессий (преподаватели вузов, врачи и юристы) обладают относительно низким доходом.. В других странах статус связан с образованием сильнее, чем с доходом. По шкале образования три верхние позиции занимают «интеллигентные» профессии: учителя и преподаватели вузов, врачи и инженеры. При этом самооценка по 10-балльной шкале по сравнению с субъективным классом лучше коррелирует с доходом, чем с образованием. На групповом уровне образование определялось как доля индивидов с образованием выше полного среднего, а на индивидуальном – как количество лет, проведенных в учебных учреждениях. Вероятно, что отвечая на вопрос о социальном слое, респонденты в большей степени учитывали именно те характеристики, которые теоретически более связаны с социальным слоем (характер труда, стиль жизни, образование). В то же время, большую роль играет текущий доход. Проведенные исследования показали, что если в целом статусный порядок в России мало отличается от европейского, то социально-профессиональный статус в России в большей степени связан с образованием, чем с доходом. Самые высокоплачиваемые за рубежом медицинские специальности а России находят достойную оплату только в отдельных высокотехнологичных отраслях. Это в свою очередь приводит к уходу специалистов из профессионального поля (до 32 % в медицине) и обуславливает низкий финальный результат реализации национальных образовательных стандартов [2, 4, 7].


Библиографическая ссылка

Карпович А.В. ВЕКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: РЕЛЯЦИОННЫЕ ШКАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 91-92;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9658 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674