Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Киясова К.К. 1
1 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
В статье представлены результаты исследовательской работы школьников по изучению видового состава птиц, обитающих на территории г. Шымкента, определен состав птиц – доминантов, изучен характер пребывания птицы на исследуемой территории, рассчитано обилие населения птиц, число особей на квадратный километр. Организация и проведение научно-исследовательской работы активизировала школьников и реализовала их исследовательский потенциал. Они ознакомились с основами научно-исследовательской работы, научились выделять цель и задачи исследования, составлять план исследования, приобрели навыки и умения проведения исследовательской работы, обобщения полученных результатов и самостоятельно делать выводы.
исследовательская работа школьников
птицы города
видовой состав
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 гг. – Астана, 2010.
2. Егоров Л.В. Основы оргазации научно-исследовательской работы // Биология в школе. – 1999. – №6. – С.42-45.
3. Климов С.М. Школьная научно-исследовательская работа по биологии и экологии.-Липецк: ЛГПИ, 1999. – 24 с.
4. Михайлычев Е.А. Птицы города. Исследовательская работа школьников // Биология в школе. – 2006. – С.51-57.
5. Боголюбов А.С. Простейшая методика количественного учета птиц и расчета плотности населения. Экосистема. – М., 1996. – 13 с.
6. Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Птицы города. Исследовательская работа школьников // Биология в школе. – №6. – С. 58-63.

В целях обеспечения школьникам профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является активизация познавательной деятельности. В связи с этим появилась необходимость эффективного использования учителями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 гг. ориентирует на развитие познавательной самостоятельности школьников, формирование у них умений исследовательской деятельности. Этими обстоятельствами обусловлено развитие познавательной активности учащихся через исследовательскую работу [1, 2].

Ученые-педагоги считают, что птицы – один из самых удобных объектов для дополнительных занятий зоологией со школьниками. Они есть практически везде, за ними легко наблюдать и для изучения нет необходимости изъятия их из природы. На примере птиц можно проводить исследования по таким научным направлениям, как экология, этология и систематика птиц [3]. Однако незнание видов птиц и отсутствие навыков определения их в природе зачастую являются препятствием при организации исследовательской работы школьников по орнитологии.

Птицы четко реагируют на изменения окружающей среды, прежде всего антропогенного происхождения. Необходимость изучения реакции животных на антропогенные преобразования ландшафтов обуславливается рядом причин. Во-первых, птицы являются заметным индикатором изменения среды. Во-вторых, нельзя допустить исчезновения тех или иных видов вследствие освоения их мест обитания человеком, для чего необходимо знать реакцию конкретных видов на эти изменения. В-третьих, необходимо выявить значимость каждого вида в условиях антропогенного ландшафта, в этой связи прогнозирование экологических последствий процесса вселения птиц в город приобретает важное теоретической и практическое значение.

Цель исследования. Изучение видового состава птиц, обитающих на территории г. Шымкента и их эколого-фаунистическая характеристика.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Определить видовой состав птиц на выбранной территории;

2. Определить состав птиц – доминантов;

3. Изучить характер пребывания птицы на исследуемой территории;

4. Научиться рассчитывать обилие населения птиц, число особей на квадратный километр.

Материалы и методы исследования

Объект исследования – птицы г. Шымкент. Предмет исследования – видовой состав птиц – обитателей г. Шымкента.

Методы исследования: наблюдения, фотографирование и др. Один из самых распространенных и наиболее часто используемых орнитологами – метод маршрутного учета птиц [4].

Предварительно были выбираны следующие местообитания в городе: небольшая улица среди малоэтажной застройки, старая малоэтажная застройка, современная многоэтажная застройка, крупные улицы среди многоэтажной каменной застройки.

Учеты проводились во время максимальной активности птиц и в хорошую ясную погоду.

Исследовательскую работу проводили школьники 9-10 классов №15 школы-лицей им. Д.И. Менделеева. Учет вели одновременно несколько учащихся по разным маршрутам.

По окончании учетных работ школьники рассчитывали число особей на квадратный километр (N).

N= (40б+1–н+3д+1о.д. +0,5ч.д.)/L+ +(40б+1–н+3д+1о.д.+0,5ч.д.)/30t,

где б – число птиц, замеченных в полосе обнаружения до 25 метров, н – от 25до100, д – от 100 до 300, о.д. – от 300 до 1000, ч.д. – более1000, ♂ – самец, л – птица встречена в полете, с – птица сидела или перелетала, L – пройденное расстояние в километрах, t – время, затраченное на учет в часах; в первой части формулы учтены сидящие и перелетающие птицы, во второй – летящие [5,6].

Результаты исследования и их обсуждение

Научно-исследовательская работа школьников с использованием орнитологического метода проводилась на базе научного кружка «Живой мир» в школе-лицее им. Д.И. Менделеева №15.

В ходе исследовательской работы школьниками – участниками биологического кружка «Живой мир» был составлен список птиц, обитающих в городе Шымкент. В таблице отражены птицы – основные обитатели г. Шымкента с указанием обилие вида.

Зарегистрированные 14 видов, птиц относятся к двум отрядам, 8 семействам, которые представлены в табл. 1.

Таким образом, из 14 видов птиц, обитающих на территории города Шымкент – 4 вида птиц (домовой воробей, бухарская синица, черная ворона, полевой воробей) относятся к семейству воробьиных, что составляет 28,6 %; 3 вида птиц (малая горлица, сизый голубь, кольчатая горлица) относятся к семейству голубиных, соответственно – 21,4 %; 2 вида (обыкновенная майна, розовый скворец) к семейству скворцовых, соответственно-14,2 %; 2 вида (сорока, галка) к семейству врановых, соответственно – 14,2 %; 1 вид (деревенская ласточка) к семейству ласточковых, 1 вид (маскированная трясогузка) к семейству трясогузковых, 1 вид (черный дрозд) к семейству мухоловковых, которые составляют по 7,1 %.

В табл. 2 приведены данные по обилию птиц (количество особей в пересчете на единицу площади (особей/км2)).

Таблица 1

Список птиц – обитателей города Шымкент

Отряд

Семейство

Вид

Воробьинообразные –Passeriformes

1. Скворцовые

розовый скворец – Sturnus roseus

обыкновенная майна – Acridotheres tristis

2. Певчие

бухарская синица – Parus bokharensis

3. Трясогузковые

маскированная трясогузка – Motacilla personata

4. Мухоловковые

черный дрозд – Turdus merula

5. Ткачиковые

полевой воробей – Passer montanus

6. Ласточковые

деревенская ласточка – Hirundo rustica

7. Врановые

сорока – Pica pica

галка – Corvus monedula

Голубеобразные – Columbiformes

1. Голуби

сизый голубь – Columba livia

кольчатая горлица- Streptopelia decaocto

Таблица 2

Обилие птиц-обитателей города Шымкент

Название птиц

Обилие

1

Обыкновенная майна (Acridotheres tristis)

++++++

2

Малая горлица (Streptopelia senegalensis)

++++

3

Черный дрозд (Turdus merula)

++

4

Домовый воробей (Passer domesticus)

+++++

5

Бухарская синица (Parus bokharensis)

+

6

Маскированная трясогузка (Motacilla personata)

++

7

Сизый голубь (Columba livia)

++++

8

Розовый скворец (Sturnus roseus)

 

9

Кольчатая горлица (Streptopelia decaocto)

++++

10

Сорока (Pica pica)

++++

11

Галка (Corvus monedula)

++++

12

Черная ворона (Corvus corone)

++++

13

Деревенская ласточка (Hirundo rustica)

++

14

Полевой воробей (Passer montanus)

++++

Примечание. ++++++ – весьма многочисленный вид; +++++ – многочисленный вид; ++++ – обычный вид; ++ – редкий вид; + – очень редкий.

Выводы

По результатам исследовательской работы школьников сделаны следующие выводы:

1. Организация научно-исследовательской работы активизирует школьников и реализует исследовательский потенциал, прививает самостоятельность, учащиеся приобретают новые знания и умения.

2. Выполнение научно-исследовательской работы дало положительные результаты. Школьники знакомились с основами научно- исследовательской работы, научились выделять цель и задачи исследования, составлять план исследования.

3. При помощи орнитологического метода школьники провели исследования видового состава птиц, обитающих в городе Шымкент.

4. Исследовательская работа школьников связана с природоохранной работой и просвещением населения.


Библиографическая ссылка

Киясова К.К. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 179-181;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9695 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674