Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Косолапова Л.А. 1 Лебедева К.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье рассматривается педагогическая компетентность родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения: представлено определение феномена, его структурные компоненты, диагностический инструментарий (перечень методик). Для решения проблемы формирования педагогической компетентности родителей автор предлагает систему, основанную на экспериментально-аналитическом подходе. Автором проводится мысль о том, что для определения эффективности системы формирования педагогической компетентности родителей недостаточно только количественных данных, необходимо проводить и качественный анализ, в частности, использовать монографический метод. На основе качественного анализа автором были выделены 4 группы родителей с разным начальным уровнем сформированности педагогической компетентности. Монографический метод позволил зафиксировать, что каждой группой был реализовал персональный путь раскрытия личностного педагогического потенциала, то есть индивидуальный образовательный маршрут.
педагогическая компетентность родителей
компоненты педагогической компетентности родителей
экспериментально-аналитический подход
неформальное образование
монографический метод
индивидуальный образовательный маршрут
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с.
2. Лебедева К.М. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2014. – №6. – С. 84-93.
3. Лебедева К.М. Сформированность педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения как актуальная педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16976 (дата обращения: 04.01.2016).
4. Митина А.М. Современные тенденции развития дополнительного образования взрослых за рубежом // Человек и образование. – 2006. – № 7. – С. 68-69.
5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации – М., 2013.

Обновление системы дошкольного образования привело к повышению внимания к проблемам семьи и обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников. В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации» [5] подчеркивается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Следовательно, появляется необходимость в формировании педагогически компетентного родителя.

Педагогическая компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности [4].

Педагогическую компетентность родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем через совокупность ее компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, рефлексивного, поведенческо-коммуникативного, поведенческо-деятельностного как готовность и способность принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, умениями организовать предметно-развивающую среду, использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком дошкольного возраста в игровой деятельности.

В мотивационно-ценностный компонент педагогической компетентности включены следующие показатели: эмоциональную близость, принятие ребенка как ценности, толерантность по отношению к ребенку, ответственность, способности ограничить собственные интересы ради малыша.

Когнитивный компонент раскрывается через знание родителями возрастных особенностей детей, знание родителями индивидуальных особенностей своих детей, знание и использование методической литературы по развитию и воспитания детей, а также других источников педагогической информации.

Рефлексивный компонент предполагает следующие показатели: удовлетворенность родителей своими отношениями с ребенком, способность к рефлексии своего отношения к ребенку и характера взаимодействия с ним, способность родителей к самооценке своей педагогической деятельности.

Поведенческо-коммуникативный компонент компетентности предполагает сформированность у родителей таких характеристик как продуктивное сотрудничество с ребенком, отсутствие воспитательной конфронтации, умение выстраивать взаимодействие с ребенком.

Поведенческо-деятельностный компонент включает умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, последовательность в воспитании, разумное сочетание любви и педагогической требовательности к ребенку, любви и строгости в воспитании ребенка, любви и контроля.

С целью изучения уровня сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения нами было проведено исследование. Каждый структурный компонент был измерен несколькими методиками (анкета «Какой я родитель», опросник для родителей А.М. Щетининой, методика «Неоконченные предложения» А.М. Щетининой, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской) [2].

Анализ результатов исследования показал, что большинство родителей имеют недостаточный уровень сформированности педагогической компетентности [3].

Для решения выявленной проблемы была создана система формирования педагогической компетентности родителей, которая реализовывалась в рамках неформального образования – посредством организации работы клуба «Компетентный родитель» – и опиралась на экспериментально-аналитический подход к обучению педагогике. Данный подход основывается на многократных вариативных переходах «теория-практика» и «практика-теория» благодаря использованию многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельности: практика (актуализация имеющегося опыта у родителей) – теория (теоретическое описание вопроса, рефлексия) – практика (решение проблемных ситуаций, игровое моделирование) – теория (создание родителем алгоритма своей деятельности) – практика (применение созданного алгоритма в практической деятельности).

Реализация предлагаемой нами системы включала в себя 3 этапа: ориентационный; отработки взаимопереходов «теория-практика», «практика-теория» в процессе формирования педагогической компетентности родителей; отработки механизма саморазвития (алгоритма) в практической педагогической деятельности.

В ходе формирующего педагогического эксперимента, помимо исходного, было проведен итоговый срез, результаты которого представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень сформированности компонентов педагогической компетентности родителей воспитанников детского сада (результаты исходного и итогового срезов)

Компонент

Срез

Низкий

уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

Мотивационно-ценностный

исходный

24

62

14

итоговый

0

77

23

Рефлексивный

исходный

10

77

13

итоговый

0

74

26

Когнитивный

исходный

70

30

0

итоговый

23

57

20

Поведенческо-коммуникативный

исходный

50

43

7

итоговый

23

50

27

Поведенческо-деятельностный

исходный

43

50

7

итоговый

3

70

27

Сравнение исходного и итогового срезов позволили выявить положительную динамику в сформированности всех компонентов педагогической компетентности родителей.

Отметим, что для выделения уникальных путей решения педагогических проблем использование традиционных методов становится недостаточным, поскольку эти методы базируются на обобщении массовой статистики, использовании сложных математических моделей. Выход из этой ситуации представляется в применении монографического метода.

Монографический метод исследования – 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории; 2) в широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений [1, с. 42]. Монографический метод по своей сути близок качественным методам исследования, широко практикуемым в социологии. Преимущество его в том, что он позволяет глубже понять изучаемое явление и часто выводит исследователя на формулировку новых предположений, также может привнести что-то новое в научную мысль. Так, в ходе нашего исследования мы выявили, что можно дифференцировать 4 группы родителей с разным начальным уровнем сформированности педагогической компетентности, которые по-разному воспользовались возможностями, предоставленными им в ходе встреч Клуба «Компетентный родитель».

Изучая динамику формирования педагогической компетентности родителей, мы отметили, что у 20 % участников опытно-экспериментальной работы наблюдалось изменение четырех компонентов педагогической компетентности в сторону их развития: мотивационно-ценностного (МЦ), когнитивного (К), поведенческо-деятельностного (ПД) и поведенческо-коммуникативного (ПК) при стабильности уровня сформированности рефлексивного компонента (рис. 1). Это были родители, у которых изначально низкий уровень был зафиксирован по трем компонентам из пяти, включенных в структуру педагогической компетентности родителя.

Примером может служить мама Глеба Ч. Ее желание включиться в работу клуба было обусловлено рекомендацией педагога-психолога, к которому она обратились по вопросам готовности ребенка к обучению в школе и с проблемой в поведении. По ее словам, у нее не хватало знаний и она не могла справиться с ребенком. Поэтому ей была необходима помощь. Клуб «Компетентный родитель» ей в этом помог. Наибольший интерес вызывали мероприятия «Типы воспитания и их влияние на ребенка» и «Эффективные техники взаимодействия с ребенком». В процессе мероприятий маме Глеба Ч. через решение проблемных задач и игровое моделирование удалось понять свои недочеты в воспитании (преобладающим был авторитарный стиль воспитания), а эффективные техники общения помогли наладить сотрудничество с ребенком, уменьшились проявления агрессии у сына. Также мама Глеба Ч. ежедневно стала играть с ребенком в развивающие игры, что позитивно сказалось на уровне готовности к школе. По итогам опытно-поисковой работы она продемонстрировала стремлением к саморазвитию, желание лучше понять своего сына, выстраивать взаимодействие с ним на основе сотрудничества, использовать демократический стиль воспитания, также овладела способами и приемами реализации педагогической деятельности.

kos1.tiff

Рис. 1. Динамика развития сформированности педагогической компетентности у родителей (группа 1)

У родителей, у которых изначально был зафиксирован низкий уровень сформированности когнитивного и поведенческо-коммуникативного компонентов педагогической компетентности (25 % участников исследования – вторая группа) повысился уровень сформированности когнитивного (К), поведенческо-коммуникативного (ПК) и рефлексивного (Р) компонентов (рис. 2).

kos2.tiff

Рис. 2. Динамика развития сформированности педагогической компетентности у родителей (группа 2)

Примером может служить мама Толи А. Ее желание включиться в работу клуба было обусловлено личной заинтересованностью, заботой о сыне. По ее словам, для родителя очень важно знать, как воспитывать ребенка, как подготовить его к школе, чтобы потом у него не было трудностей в обучении. Она продемонстрировала желание получить как можно больше знаний во всех областях, принимала активное участие в мероприятиях. Наибольший интерес вызывали задания, связанные с игровым моделированием, в ходе которых мама побывала в роли ребенка (родителю через проигрывание роли ребенка удалось лучше понять своего малыша). По итогам опытно-экспериментальной работы она продемонстрировала наличие знаний о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, овладела комплексом игр по развитию познавательных процессов, которые использовала дома в совместной деятельности с сыном, стала обращаться к методической литературе по воспитанию. По ее словам, уменьшилось число конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с ребенком, они стали договариваться. Также наблюдались постоянная рефлексия, самооценка своей педагогической деятельности. Мама Толи А. всегда пыталась соотнести полученные на занятиях Клуба знания с уже имеющимся опытом, анализировать свои ошибки и не боялась обсуждать их в ходе встречи, например, «я поняла, что сильно опекаю своего ребенка и многое делаю за него».

У 15 % родителей, имевших по результатам исходного диагностического среза низкий уровень сформированности двух компонентов педагогической компетентности, но при этом – высокий уровень сформированности рефлексивного компонента, наблюдались следующие изменения: положительная динамика уровня сформированности когнитивного (К), поведенческо-коммуникативного (ПК) и – в наибольшей мере – поведенческо-деятельностного (ПД) компонентов педагогической компетентности (рис. 3).

kos3.tiff

Рис. 3. Динамика развития сформированности педагогической компетентности у родителей (группа 3)

Примером может служить мама Даниэля М. Включиться в работу клуба она решила после посещения вводного мероприятия, на котором была представлена суть работы клуба и демонстрация ряда практических упражнений. Наибольший интерес вызывали задания, имевшие практическую направленность, например, игры для развития детей, техники общения с ребенком. По итогам опытно-экспериментальной работы она продемонстрировала наличие знаний о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, о методической литературе по его воспитанию, также умение организовать предметно-развивающую среду, выстраивать взаимодействие с ребенком на основе сотрудничества.

У 15 % родителей четыре компонента из 5 были изначально на среднем уровне сформированности и только один – когнитивный – на низком (рис. 4). У представителей данной группы родителей повысился уровень сформированности когнитивного и рефлексивного компонентов педагогической компетентности.

kos4.tiff

Рис. 4. Динамика развития сформированности педагогической компетентности у родителей (группа 4)

Примером может служить мама Элины С. Ее желание включиться в работу клуба было обусловлено личной заинтересованностью. По ее словам, она организовывала взаимодействие с ребенком, создавала предметно-пространственную среду, и развивала дочь интуитивно, не было достоверных знаний. Информацию о развитии и воспитании детей она получала через интернет, читая разные форумы. Поэтому ей хотелось в процессе мероприятий получить как можно больше знаний. Наибольший интерес вызывали задания, связанные с решением проблемных ситуаций и их обсуждение, особенно ситуация про планшет, так как подобная проблема существует в их семье. Также запомнилось изучение возрастных особенностей методом «мозговой штурм». По итогам опытно-экспериментальной работы она продемонстрировала стремление к саморазвитию, оценке своей педагогической деятельности, высокий уровень знаний о воспитании ребенка.

Формирование программы встреч Клуба «Компетентный родитель» (обеспечивающего неформальное образование взрослых по актуальным для них вопросам) осуществлялось на основе пожеланий родителей с учетом проблем, выявленных в ходе исходного диагностического среза. В насыщенном образовательном пространстве клуба каждый родитель обратил большее внимание на те задания, которые были для него важны, реализовал персональный путь (траекторию) раскрытия личностного педагогического потенциала в контексте неформального образовании – индивидуальный образовательный маршрут.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при формировании педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения важно 1) учитывать структуру исходного уровня сформированности педагогической компетентности, 2) использовать возможности неформального образования для конструирования индивидуальных образовательных маршрутов, 3) фиксировать изменения сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников, применяя монографический метод исследования.


Библиографическая ссылка

Косолапова Л.А., Лебедева К.М. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 186-190;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9697 (дата обращения: 23.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074