Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ХИМИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Родионова Н.И. 1 Ершова О.В. 2
1 МОУ «Гимназия № 53»
2 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена вопросу проектирования современного урока в условиях реализации новых образовательных стандартов. Автор исследования отмечает, что системообразующей составляющей нового стандариа общего образования являются требования к результатам освоения основных образовательных программ – стандарт ориентируется на предметные, метапредметные и личностные результаты, формирование которых должно происходить на каждом уроке. В этих условиях проектирование учебного занятия необходимо осуществлять, используя современные приёмы, методы и технологии обучения, включая инновационные, которые будут способствовать достижению результата. Для построения модели современного урока были использованы: структурно-процессуальная организация процесса обучения; разнообразные средства активизации умственной деятельности школьников; комплекс традиционных и нетрадиционных форм учебных занятий; психологический механизм творчества (единство интуитивного и логического в процессе учебного познания); научная организация умственного труда. Раскрывается содержание структурных компонентов проектируемого урока.
компетенции
стандарт нового поколения
метапредметные результаты обучения
личностные результаты
системно-деятельностный подход
урок
структура урока
дидактические принципы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С.18-22.
2. Демидова, М. Ю. Общеучебные умения: требования стандарта и возможности реализации / М.Ю. Демидова, В.С. Рохлов // Естествознание. – 2005. – №1. – С.19-29.
3. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической полготовки студентов технического университета: дис. ... канд. пед. наук / Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск, 2009.
4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. /Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 145 с.
5. Зуева М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии [Текст] / М.В. Зуева, Б.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
6. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
7. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.
8. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования: Методическое пособие / Л.М. Перминова. – СПбАППО, 2006. – 64 с.
9. Родионова Н.И. Метод проектов как форма самостоятельной работы учащихся старшей школы в процессе изучения химии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-4. – С.99 – 102.
10. Родионова Н.И. Применение рейтинговой системы для объективной оценки знаний учащихся гимназии//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.. – 2015. – № 1 . – С.169 – 172.
11. Родионова Н.И. Разработка и использование современных методов обучения для развития творческой активности учащихся гимназии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.. – 2014. – № 3. – С.174 – 177.
12. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
13. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1999. – 184 с.
14. Ушачёв В.П. Творчество в системе образования. – М., 1995. – 217 с.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
16. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. – М.: Школьные технологии, 1998. – № 4.
17. Чупрова Л.В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 41. – С. 103 – 106.
18. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 8. – С.228 – 231.
19. Чупрова Л.В. Творческое развитие школьников в проективно-эвристической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск. 2002.
20. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Родионова Н.И. Творческое развитие студентов в условиях рейтинговой системы оценки качества образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. Т. 14 – № 4-5. – С. 1476-1478.

Изменения, происходящие в последние годы в обществе, обусловливают необходимость переключения системы образования на новую парадигму, которая предполагает отказ от модели образования «знаниевой» и переход на модель образования, ориентированную на творческое, целостное развитие личности учащихся [17].

Современному выпускнику школы уже недостаточно иметь набор знаний, умений и навыков, он должен быть готов к решению различных социально значимых и профессиональных задач и проблем, поэтому ему необходимо обладать определенным набором компетенций, формирование которых прописывается в стандарте нового поколения (ФГОС) [6].

Системообразующей составляющей ФГОС общего образования стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется на предметные, метапредметные и личностные результаты, формирование которых должно происходить на каждом уроке [15].

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС второго поколения необходимо решать следующие задачи:

– формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами;

– формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы [7, 8];

– формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне [6].

Для решения обозначенных задач необходима организация обучения на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

– ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий (УУД));

– учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост их творческого потенциала;

– достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности, способствует формированию творческой личности [1, 12, 20].

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности каждого школьника, а также на формирование его творческого потенциала. Так как основной формой организации обучения является урок, то проектирование учебного занятия необходимо осуществлять, используя современные приёмы, методы и технологии обучения, включая инновационные, которые будут способствовать достижению результата [3, 10, 11]. Проектирование урока строится на основе следующих дидактических принципов [4, 5]:

– принцип деятельности (ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности);

– принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся);

– принцип целостности (формирование обобщенного системного представления о природе, обществе, самом себе и своём месте в этом мире);

– принцип психологической комфортности (создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения);

– принцип вариативности (формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора);

– принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности).

Урок – это основная форма организации образовательного процесса и от того, как он построен, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО).

При современном подходе к образовательному процессу проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.

Для построения модели современного урока нами были использованы: структурно-процессуальная организация процесса обучения; разнообразные средства активизации умственной деятельности школьников; комплекс традиционных и нетрадиционных форм учебных занятий; психологический механизм творчества (единство интуитивного и логического в процессе учебного познания); научная организация умственного труда [2, 13, 14].

Структура модели современного урока отражает закономерности процесса учения, усвоения, закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся как способ его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, а также специфику обучения, виды деятельности учителя и учащихся, которые являются внешними формами проявления сущности педагогического процесса.

В основу построения модели инновационного урока положены принципы системности, гуманизации, объективности, а также принцип развивающего эффекта обучения и принцип комплексирования деятельности.

Модель современного урока включает инвариативную дидактическую структуру, а также вариативную технологическую и деятельностную подструктуры.

В дидактической структуре отражены адаптация и актуализация знаний учащихся; овладение содержанием и строением учебной деятельности; совершенствование опыта применения способов учебно-познавательной деятельности. Элементы дидактической структуры остаются постоянными, так как являются важнейшими составляющими процесса обучения и отражают его содержательную сторону.

Дидактическая структура содержательно раскрывается и конкретизируется в технологической и деятельностной подструктурах урока, элементы которых изменяются в зависимости от целей, задач, методов и средств обучения, так как являются компонентами учения и отражают его процессуальную сторону.

К технологической подструктуре относятся различные виды деятельности, проектируемые учителем и выполняемые учащимися на различных этапах урока, такие как эвристическая разминка, беседа, поиск, блиц; формулирование темы урока учащимися; исследование объекта, явлений; поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях недостатка информации; работа по постановке домашних опытов, создание учебных проектов, макетов, моделей изделий; восстановление утерянной информации и т.д.

Связующим звеном между дидактической структурой и технологической подструктурой является внутренняя деятельностная подструктура урока, которая состоит из логико-психологических элементов, отражающих учебно-познавательный процесс: воспроизведение прежних и усвоение новых знаний; мотивация и целеполагание деятельности; обнаружений противоречий; осознание недостатка знаний, информации по изучаемой проблеме; выдвижение и доказательство предположений; установление взаимосвязи между элементами знания, а также рефлексия и самооценка деятельности, которые выступают как виды управленческой деятельности во взаимосвязи: оценки «меня» другими, самооценки и «оценки оценок» – соотнесения внешних оценок с внутренним наблюдением, с внутренними ценностными установками учащихся. Рефлексия является важнейшим элементом проектирования, так как позволяет обнаружить проблемы (противоречия и затруднения) в своей деятельности; её сильные и слабые стороны.

Логико-психологическая подструктура связана с деятельностью ученика. Учитель же организует, направляет, помогает, подсказывает, излагает дополнительную информацию, то есть управляет учебно-познавательной деятельностью и оказывает педагогическую поддержку учащимся.

Проективно-эвристическая деятельность, составляющая основу инновационного урока, меняет функцию учащегося в образовательном процессе [14, 16, 19]. В традиционной педагогике он – объект, на который направлена обучающая активность учителя, и в этом качестве обречён на пассивное участие в процессе, воспроизводя в основном действия по образцу, а проективно-эвристическая деятельность делает учащегося субъектом процесса обучения, позволяет создавать ситуации свободного выбора, доверия, сотрудничества в поисках решений проблем и задач, вовлекает школьников в рефлексивную деятельность, которая, являясь элементом управленческой деятельности, способствует формированию и развитию управленческих знаний и умений, необходимых учащимся для реализации управленческих функций в дальнейшей профессионально-практической деятельности [9, 11, 18].

Таким образом, в условиях введения новых стандартов возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности. В связи с этим творческое развитие школьников является одной из актуальных проблем современного образования и её разработка выступает одной из основных задач практической подготовки учащихся к продолжению образования и вступлению их в трудовую деятельность в условиях социально-экономических реформ, постоянного преобразования и развития науки, техники и производства. В этих условиях проектирование современного урока должно строиться на основе и принципах системно-деятельсностного подхода, нацеленного на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ с использованием в образовательном процессе современных приёмов, методов и технологий обучения.


Библиографическая ссылка

Родионова Н.И., Ершова О.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ХИМИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 234-237;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9707 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674