Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛА «МЕХАНИКИ» ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Абекова Ж.А. 1 Оралбаев А.Б. 1 Бердалиева М. 1 Абдиразакова Б.М. 2
1 Южно-Казахстанский университет им. М. Ауезова
2 Областная специализированная школа-интернат №1 для детей с обучением на трех языках
В статье показана технология и методика критериального оценивания в учебном процессе, принципиальные отличия от традиционной системы, таже ее новизна и главные преимущества. В статье указаны главные преимущества новой методики оценочной деятельности, которыми являются технология критериального оценивания. Введение технологии критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна в первую очередь стимулировать его, затем она должна быть мотивирующей. Главным преимуществом критериального оценивания является внедрение технологии критериальной системы в учебный процесс. Технология критериальной системы позволит решить круг проблем современного образования. Наряду с этим, рассмотрены современные педагогические методики, технологии, инновации, основы педагогики в современных школах.
технология критериального оценивания
педагогические инновации
формирование учебно-познавательной деятельности
педагогические технологии
1. Бешимбаева К.Е. Система критериального оценивания при речевой развитии обучающегося. Методическое пособие. – Астана, 2011. – 11 с.
2. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. – Астана, 2010. – 27 с.
3. Ким Е.О. Критериальное оценивание, 2014. – 30 с.
4. Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года. № 832.
5. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе: Учебное пособие, 2004. – 25 с.

Современное развитие науки, высшего и среднего образования в целом требует усвоения новых информационных материалов, новых подходов при изучении естественных и гуманитарных дисциплин. Это в основном связано с тем, что современная наука и технология развиваются ускоренными темпами. Для мотивации учеников, для того чтобы заиинтересовать их современными новыми технологиями необходимо обьективно оценивать знания обучающихся.

Для обьективной оценки, естественно, во-первых, преподаватель должен быть компетентным специалистом, во-вторых он должен повысить качество образования в своей профессии. При оценивании результатов образования критериальный подход несомненно является главным фактором для мотивации обучающегося. Такая потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Ключевая роль в управлении образовательным процессом принадлежит системе точного и качественного оценивания знаний.

Главной функцией оценочной деятельности является повышение качества образования. Современным требованиям модернизации образования нужен новый педагогический подход, здесь традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует новым требованиям. При нынешнем бурном развитии знаний, науки и техники важно умело сконцентрировать и ориентировать мысли для своей узкой специализации, для отбора необходимой информации по своей специальности.

В целом можно выделить следующие три типа результатов образования: личностные, надпредметные, предметные. Эти три типа результатов образования отражают качества личности, надпредметное содержание компетенций как элементов культуры и предметов деятельности, учебные предметы.

Отсюда получаем общую цепочку структур учебных задач обучения: над предметные цели, заданные на конкретном предметном содержании. В настоящее время существует множество критериев выставления оценок; они зависят от личности учителя, предмета, школы, региона.

В современных учебных заведениях качество обучения и преподавания дисциплины естественным образом находятся в непосрественной зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей [1, 2].

Главным преимуществом новой методики оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение технологии критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна в первую очередь стимулировать его, затем она должна быть мотивирующей.

Главным преимуществом критериального оценивания является внедрение технологии критериальной системы в учебный процесс. Технология критериальной системы позволит решить круг проблем современного образования.

Главным преимуществом критериального оценивания является то, что ученик становится настоящим субьектом своего обучения, у него в какой-то мере появляется свобода в своих действиях. Это можно считать главным отличием от старой традиции, так как ученик имеет возможность оценить свои знания сам.

При современной концепция содержания образования предполагается осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях [3,2].

В основе известной традиционной системы оценивания лежит нормативный, усредненный подход-это означает сравнение индивидуальных достижений ученика с нормой, т.е. результатами большинства школьников.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания [4,5]. Традиционная система оценки в принципе отражает полученные знания школьников по всем предметам школьного курса.

Теперь рассмотрим методику критериального оценивания на уроках физики, по разделу механика как средство мотивации к учебной деятельности учащегося.

Например по разделу кинематика рассмотрим мультимедийный урок. Цель урока: оценить конкретные знания учащихся. Развивающая: Привести в единую систему полученные знания по этому разделу, обобщить, запомнить, развивать умственную деятельность. Усвоение знаний: Развитие способностей при решении численных и качественных задач, привить способности к творческой работе, приучить к усвоению материала с помощью компьютерной грамотности.

Воспитательная функция: воспитание организационных качеств, ответственности за работу, убедиться в работоспособности этих законов в окружающей среде [1,3].

Организационные вопросы: Приветствие, проверить присутствующих, контроль за чистотой аудитории. Разделить учеников на 2 группы, заинтересовать новой темой урока. Например можно провести уроки на современную тему: выдача кредитов, проценты от этого кредита, графики погашения и т.д.

Вернемся к теме по кинематике, одного из разделов механики.Рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое траектория? Прерывистая линия которая остается у движущего тела называем траекторией.

2. Что такое материальная точка? В данном случае материальной точкой называем тело размерами и формой которого можно пренебречь.

3. Что такое ускорение? Ускорением называем физическую величину которая характеризует быстроту изменения скорости со временем.

4. Что такое равномерное движение? Если тело за равные промежутки времени проходит равные расстояния, такое движение называем равномерным.

ІІІ тур «Выбрасывание колец»

В этом туре группа заранее не зная условия задачи выбрасывает кольца в специальные ящики, где хранятся условия задачи. В условиях каждой задачи записаны цены. Если задача решена неправильно, тогда в банк выплачивается штраф от 500 до 1500 тенге. Этот штраф можно уплатить той группе, которая исправила свои ошибки [2,3].

Задачи ценой 2000 тенге:

1. Велосипедист движется по окружности радиусом 30м со скоростью 15,7 м/с. Определите путь пройденный велосипедистом, перемещение и центростремительное ускорение за 12 с времени.

2. Во время конной скачки 2 скакуна движутся друг против друга со скоростями 20 км/ч, 16 км/ч. Начальное расстояние между ними 120 м. За какой промежуток времени они встретятся?

3. Угловая скорость маховика нефтяной скважины 300 обор/мин. Определите период и частоту двигателя.

Задачи ценой 3000 тенге:

1. Аэростат с поверхности Земли поднимается вертикально вверх с ускорением 2 м/с2. В начале подьема через 5 с с аэростата камень упал на землю. Через какое время камень упадет на Землю. Сопротивление воздуха не учитывать. Ускорение свободного падения 10 м/с2 .

2. Катер движущийся со скоростью 28 км/ч прикрепил к себе воднолыжных спортсменов. Трос за который держится спортсмен составляет с направлением катера 1350 градусов, а угол между тросом и спортсменом составляет 600 градусов. Определите модуль скорости спортсмена.

3. Тело падает с высоты 100 м свободно без начальной скорости. Определите путь пройденный телом и время падения тела за за последнюю секунду. Сопротивление воздуха не учитывать.

Выводы. После окончания игры ведущий аукциона предлагает всем игрокам посчитать имеющие деньги и вернуть их в банк с приростом 25 процентов (2500 тенге). Какая группа наберет больше денег эта группа заслуживает оценки отлично. Кроме этого из другой группы оцениваются ребята которые хорошо ответили на вопросы.

Значение критериального обучения:

Для учителя: Учитывая индивидуальность каждого ученика составить для него индивидуальную траекторию.

Для ученика: Понять данную систему критериального оценивания, уметь ее применять, оценить свою работу.

Для родителей: Контролировать динамику роста успеваемости ученика.

Выставление оценки по критериальной системе обучения:

Определяет степень усвоения ежедневно пройденного материала.

Систематизирует знания полученные до контрольной работы.

Дает возможность ученикам устранить допущенные ошибки.

Выставление основной оценки:

Основная оценка выставляется с целью заключения итогов по конкретной тематике.

Оно должно охватывать содержание изученного материала.

Основная оценка, полученная учеником, выставляется как итоговая четвертная оценка.

Критериальная шкала по которой выставляется оценка по «физике»:

Критерий Дескриптора А (max 6). Ученики умеют применять законы физики, закономерности, термины, основные понятия на практике; ученики полученные информации применяют для решения знакомых и не традиционных проблем;

Критерий Дескриптора В (max 6).Ученики физические знания, навыки сами выбирают и применяют на практике; ученики могут находить оптимальные способы решения задач; ученики могут принять правильные решения; ученики используют конкретные математические доказательства; ученики полученный результат записывают грамотно; ученики могут оценить итоговое решение задачи; ученики также могут сделать вывод по полученным результатам.

Критерий Дескриптора С (max 6). Ученики могут полученные результаты довести грамотно; ученики ясно обьясняют термины и понятия; ученики информацию и решения задач передают в ясной форме; ученики могут доходчиво обьяснить в письменной и устной форме информационно- коммуникационные технологии и наглядные материалы;

Критерий Дескриптора Д (max 6).Ученики используя полученные результаты строят модели для практических задач и исследуют построенную модель; ученики выполненные задания характеризуют со следующих позиций: что я должен знать? Что сделал?, что получил? Какое значение имеет данный закон для практики? Как можно проверить правильность данного результата? Укажите межпредметную связь.

Общие критерии для оценки достижения учащихся по критериям:

Критерий А. Самый высокий уровень оценки достижения учащихся.

Критерий В. Научное знание и обьяснение.

Критерий С. Научное исследование.

Критерий Д. Коммуникация/ Презентация, Рефлексия. Выводы.

Для каждого из этих дескрипторов имеются слайды, презентации. В конце имеется слайд который показывает шкалу перевода баллов в оценку.

Шкала перевода баллов в оценку 0–59 % – оценка «2», 60–74 % – оценка «3», 75-88 % – оценка «4», 89-100 % – оценка «5», 0–13 баллов – оценка «2», 14–16 баллов оценка «3», 17–19 баллов – оценка «4», 20–22 баллов – оценка «5» [4,5].

Основной целью критериального оценивания является поднятие уровня знания учащихся. Данная система имеет неоспоримое преимущество по сравнению с другими методиками, так как она определяет взаимное согласие между обучающимися и учителями, а также между родителями и учителями.

Технология критериального оценивания успеваемости учащихся наглядно показывает открытым текстом, где показаны успехи и недоработки учащихся.


Библиографическая ссылка

Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Абдиразакова Б.М. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛА «МЕХАНИКИ» ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 8-11;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9728 (дата обращения: 21.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074