Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ивлев М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
В статье рассмотрены требования промышленности, предъявляемые системе профессиональной подготовки кадров. Показаны необходимые черты реального сектора экономики – инновационный характер и адаптивные возможности, обеспечивающие устойчивость предприятия в условиях динамичных изменений конъюнктуры рынка. Предложена производственно-образовательная аналогия промышленных и образовательных технологий. Приведены виды образовательных инноваций, соответствующих классическим промышленным нововведениям. Показано, что сочетания различных типов промышленного производства и их трансферт в сферу профессионального образования являются основой необходимой сегодня адаптивной системы подготовки кадров. Приведены примеры производственно-технологических моделей образовательных проектов, реализованных в рамках работы межфакультетского структурного подразделения Нижегородского государственного технического университета и показавших высокую эффективность.
инновации в образовании
адаптивное управление
управление проектами
типы промышленного производства
производственно-образовательная аналогия
1. Ивлев М.А. Анализ императива качества продукции на основе системной модели интерактивного управления // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – Т.16. №2.1. – С. 138–145.
2. Ивлев М.А. Бинарные цепочечные структуры как модели дифференцированной продукции // Бизнес-информатика. – 2010. – № 4(14). – С.21–28.
3. Ивлев М.А. Закономерности эволюции системы управления инновационными бизнес-процессами организации // Интеграл. – 2009. – №1(45). – С. 116–118.
4. Ивлев М.А. Инвариантные аспекты производственных систем в задаче адаптивного управления // Организатор производства. – 2009. – №4. – С.84–89.
5. Ивлев М.А. Инновационные технологии управления: оценки и задачи развития в сфере профессионального образования // Интеграл. – 2008. – №1. – С. 113–115.
6. Ивлев М.А. Макромодели инновационной деятельности // Интеграл. – 2008. – №3. – С.83–85.
7. Ивлев М.А. Математические основы теории производства-потребления: определение вида, структуры и параметров моделей // Бизнес-информатика. – 2013. – № 1(23). – С.10–18.
8. Ивлев М.А. Математические основы теории производства-потребления: характеристика и условия непротиворечивости графовых моделей // Фундаментальные исследования. – №1-3. – 2013. – С.707–713.
9. Ивлев М.А. Межотраслевые комплексы как направление инновационного развития: производственно-образовательные альянсы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – №2(16). – С.85–96.
10. Ивлев М.А. Методология и интерактивная технология концептуального управления производственно-экономическими системами // Организатор производства. – 2011. – №3(50). – С.24–28.
11. Ивлев М.А. Методология и технологии управления социально-экономическими системами при проектировании и развитии инновационного продукта: Автореф. дис. … д-ра техн. наук. – Уфа, 2014. – 32 c.
12. Ивлев М.А. Многомерная модель производства качества как основа управления высокотехнологичными проектами // Интеграл. – 2008. – №4. – С. 93–95.
13. Ивлев М.А. Нелинейный жизненный цикл как модель механизма взаимодействия родительской организации и проектной структуры // Экономика и управление. – 2009. – № 1/4. – С.81-85.
14. Ивлев М.А. Открытые производственные системы // Перспективы науки. – 2010. – №2(04). – С. 120-124.
15. Ивлев М.А. Парадигма производства-потребления дифференцированной продукции // Перспективы науки. – 2010. – №5(07). – С. 109–113.
16. Ивлев М.А. Расчет концептуальных параметров открытых производственных систем на основе бинарных моделей // Организатор производства. – 2010. – № 3. – С. 9–14.
17. Ивлев М.А. Системная модель интерактивного управления // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – Т.16. – №2. – С. 30–36.
18. Ивлев М.А. Управление проектами в профессиональном образовании: теория и практика // Экономика и управление. – 2008. – № 3. – С.220–226.
19. Ивлев М.А., Яшин С.Н. Планирование социально-экономических проектов на основе трендовых моделей бизнес-процессов // Вестник ИжГТУ. – 2009. – №2(42). – С. 125-128.
20. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.

Анализ инновационного и адаптивного аспектов профессионального образования как семантической основы его производственно-технологической модели

Общепризнанной является актуальность анализа инновационной деятельности (ИД) образовательных учреждений, построения моделей инноваций, способствующих развитию и распространению нововведений в системе профессионального образования (ПО) [5, 20]. С этой целью представляется целесообразным на примере технического университета построить логическую связь ПО с природой и видами ИД в общественном производстве, что необходимо для совершенствования учебного процесса и повышения качества образовательных программ. Подготовка специалистов в техническом вузе выполняется для удовлетворения потребностей в кадрах промышленности. Развитие последней происходит циклично в соответствии со сменой технологических порядков (технологических эпох) в общественном производстве, происходящей с «длинными», «средними» и «короткими» циклами. Каждый цикл, начинаясь с зарождения, включает стадии роста, насыщения, доминирования и, наконец, спада (рис. 1).

ivl1.wmf

Рис. 1

Задачей руководителей и специалистов промышленных предприятий является своевременный перевод производства на новый технологический порядок, поскольку задержка на прежнем уровне развития вызывает неизбежное падение конкурентоспособности. Инновационная деятельность, призванная обеспечить этот перевод, опирается на НИР и ОКР, в ходе которых выполняется поиск, оптимизация и отображение в конструкторско-технологической документации технических решений новой продукции, что требует, в свою очередь, соответствующего этим задачам кадрового обеспечения [2,4,6,14-16].

Технический университет при подготовке разработчиков, конструкторов, технологов промышленных изделий и систем должен учитывать фазы развития современных отраслей экономики и, опираясь на результаты прикладных НИР и ОКР, прогнозировать развитие инновационных процессов в технике и технологиях. Таким образом, совершенствование ИД в техническом университете должно начинаться в научном секторе и базироваться на поиске и освоении нововведений-продуктов, нововведений-технологий, модернизации продуктов в соответствующих профилю подготовки отраслях промышленности. Эти нововведения предметной области, должны своевременно отражаться в учебных программах, периодически перерабатываемых и заменяемых в соответствии со стадиями жизненного цикла (ЖЦ) товаров и промышленных технологий. Следовательно, образовательные программы в техническом университете также как и промышленные технологии должны иметь циклический характер, и правомерно ввести понятие их жизненного цикла, фазы которого должны соответствовать фазам ЖЦ товаров [12]. Влияние (взаимосвязь) указанных выше элементов (категорий) инновационной модели показана на рис. 2. Таким представляется адаптивный аспект организации учебного процесса технического вуза.

ivl2.wmf

Рис. 2

Степень соответствия фаз ЖЦ образовательных программ фазам ЖЦ товаров и технологий общественного производства должна зависеть от уровня промышленных нововведений (пионерское, опережающее, новаторское или усовершенствование). Для первых смена продукта (технологии) должна привести к смене образовательной программы, для последних – лишь изменения в ее элементах (рабочих программах дисциплин). Например, интенсивное развитие таких отраслей промышленности, как телекоммуникации, разработка и внедрение компьютерных технологий закономерно привело к появлению новых специальностей, а эволюционные изменения в схемотехническом и конструкторском проектировании электронной аппаратуры – к изменению содержания дисциплин.

По аналогии с видами ИД в промышленности инновации в техническом университете представляются следующими видами:

- нововведению-продукту соответствует новое качество выпускника;

- нововведению-технологии – прогрессивные методы и средства подготовки специалиста;

- модернизации продукта – два связанных вида деятельности:

– совершенствование подготовки выпускников на основе постоянно обновляемых образовательных программ;

– повышение квалификации, профессиональная переподготовка или получение дополнительной квалификации специалистов предприятий.

В этом проявляется инновационный аспект образовательных программ.

Инновационная деятельность и в промышленности, и в образовании характеризуется уникальностью, ограниченностью во времени, большой вероятностью внесения изменений на любых стадиях работ, наличием жестких требований к качеству и срокам выполнения, необходимостью координации работ многих исполнителей. С учетом указанных особенностей ИД подпадает под категорию «проекты». Следовательно, для планирования, организации, проведения и внедрения инноваций в техническом университете представляется целесообразным применение методологии управления проектами, которая изложена и развита в работах [3,9,11,13,18]. В настоящее время эта методология поддержана системами автоматизации, что позволяет повысить производительность и качество управления образовательными инновациями [10].

Гибрид серийного и единичного производства как производственно-технологическая модель адаптивной системы профессионального образования

Результативность ПО предлагается повысить на основе сочетания технологий промышленного производства различных типов, их трансформации в предметную область и применения системного подхода. Промышленные технологии, соответствующие разным типам производства, их экономические возможности и преимущества их интеграции целесообразно развить на область ПО на базе введенной выше аналогии промышленных и образовательных инноваций.

Как известно, в зависимости от количества N технологических операций, выполняемых на одном рабочем месте, различают «спектр» типов промышленного производства. Его границами являются массовое (N=1) и единичное (N>40) производство. Рассмотрим их возможности по реализации инновационной деятельности.

Особенности массового производства (МП). Используя специализированное оборудование и персонал с узкопрофильной компетенцией, МП обеспечивает прибыль, пропорциональную объему выпуска унифицированной продукции. Ее качество формируется на этапе проектирования путем ограничения номенклатуры изделий и их составных частей на основе отбора лучших образцов, зарекомендовавших себя на практике (в эксплуатации). Такая технология производства характерна для сложившихся предприятий – крупных корпораций, выпускающих отработанные в течение длительного времени изделия. Для них свойственны низкая норма прибыли, технологичное производство, интенсивное использование оборудования, материальной базы и персонала, низкая степень риска.

Стратегия развития предприятия основана, в первую очередь, на ценовой конкуренции: МП, снижая затраты на единицу продукции, позволяет при низкой стоимости и приемлемом качестве товара получать прибыль на массовых стабильных рынках. Вторая составляющая стратегии состоит в постоянных незначительных усовершенствованиях, направленных на непрерывное снижение затрат (повышение эффективности производства). Экономическая выгода предприятия все больше зависит от «мелких» инноваций и продолжительности выпуска стандартизованного товара, и все меньше – от качества изделия – совокупности его потребительских свойств, определенных (заданных) на стадии маркетинговых исследований. Перспективой развития такого предприятия становится узкоспециализированное производство. Предприятие, работая в стабильной внешней среде, имеет возможность накапливать материальные и нематериальные ресурсы, в частности, финансовые средства.

Платой за это является потеря гибкости реагирования на изменение запросов рынка, многоуровневая иерархическая система подчиненности и ответственности (обусловленная характером человеческих ресурсов и требований к ним) и растущая доля постоянных затрат в структуре стоимости продута. Разработка и подготовка производства нового вида изделий, не говоря о новом направления деятельности, становятся неразрешимыми проблемами и откладываются на неопределенное время.

Рост доли и особенности единичного производства (ЕП). Современные предприятия с целью снижения риска неудач в условиях конкуренции должны предлагать потребителю новые товары на основе инноваций в своей отрасли и сегменте рынка, ориентироваться на высококвалифицированные человеческие ресурсы. Необходимыми качествами последних становятся, в первую очередь, творческий и интеллектуальный потенциал, универсальные знания и умения их успешного практического применения, стремление и способность к непрерывному совершенствованию, поиску новых перспективных технологических и организационных решений. Перечисленные качества, характерные для единичного производства, существенно отличаются от главных достоинств персонала, работающего в условиях МП, к которым относятся исполнительность и дисциплинированность, стремление работать по инструкции и исключить ошибки. Это обстоятельство приводит к существенному изменению механизма отношений работника и работодателя, появлению наряду с моделью «корпоративная семья» его современного альтернативного варианта – «набора для одного специалиста нескольких работ в разных организациях».

Все сказанное означает, что технология ЕП требует, по сравнению со сложившимися в условиях МП подходами, новых методов управления, включающих механизмы планирования, мотивации персонала, совершенствования механизмов внутренних и внешних взаимодействий, формирование адекватной организационной структуры и ее наполнения – корпоративной культуры.

Интеграция технологий массового и единичного производства. Культура инновационного управления развивающейся за счет собственных средств организации (в том числе – образовательных структур) должна сочетать рассмотренные технологии промышленного производства с тем, чтобы организованная таким образом предпринимательская система обеспечивала новое (конкурентоспособное) качество, за счет синергетического эффекта. Главной особенностью такой системы является наличие в одной и той же организации и в одно и то же время противоречивых (на взгляд со стороны) методов управления и различных стандартов оценки нескольких форм деятельности. Это отличие обусловливает применение новой – интегративной культуры управления. Ее признаками являются сочетание адаптивных и иерархических организационных структур в одном предприятии, использование стилей традиционного (основанного на жестких рамках должностных инструкций, постоянном контроле деятельности) и демократического (основанного на широком делегировании полномочий, на поощрении стремления к новым технологиям, методам работы, поискам лучших решений даже с риском ошибок) стилей руководства. Приведем ее примеры из практики образовательного учреждения.

Аналогом МП в вузе является реализация программ «традиционного» высшего профессионального образования. Конечно, правилом отнесения видов образовательной деятельности к категориям ЕП или МП служит различие не величин коэффициента закрепления технологических операций N, а указанных выше особенностей производственных технологий, а также учет аналогии промышленных и образовательных инноваций. В первую очередь следует оценить требуемую и достигнутую степень оперативности реакции образовательной системы на изменение потребностей предприятий и граждан, возможность гибкой «настройки» параметров образовательных программ (ОП) на динамичные запросы субъектов экономики. Необходимо идентифицировать ключевые факторы обеспечения конкурентоспособности, требования к компетенции преподавателей, к содержанию и формам ОП, технологиям их реализации. Следует иметь в виду, что однозначного разделения видов образовательной деятельности по критериям ЕП и МП выполнить невозможно. Одной и той же программе обучения в сравнении с другими вариантами ОП могут быть поставлены в соответствие разные типы промышленного производства.

На основе сформулированных критериев дадим классификацию и приведем примеры «типов производства», сформированных и реализованных в деятельности межфакультетского проектного структурного подразделения – специального факультета (СФ) Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева, одной из задач которого ставилось «конструирование» и экспериментальное исследование новых форм и методов подготовки и развития кадров для высокотехнологичных предприятий Нижегородского региона.

- Модель ЕП реализована в программах повышения квалификации специалистов, проводимых по инициативе заказчиков («уникальные», неповторяющиеся программы) объемом, как правило, от 72 до 120 часов. Такие учебные программы реализуются в рамках решения комплексной задачи развития конкретного предприятия, например, при осуществлении проекта модернизации (замене) технологии и (или) оборудования.

- Целевая подготовка специалистов (продолжительность 3–6 лет) и повторяющиеся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (100-1200 часов) соответствуют технологии, сочетающей элементы всех типов производства. Формы и содержание перечисленных видов образовательной деятельности характеризуются привлекательностью для ряда предприятий и категорий индивидуальных заказчиков, что обеспечивает успешное тиражирование ОП. Их разработка выполняется на основе отбора и развития лучших программ первой группы. При этом в процессе тиражирования программ «гибридный» тип производства образовательных услуг изменяется в направлении от единичного к массовому производству.

- По отношению к традиционным образовательным программам вуза рассмотренные выше виды внебюджетной деятельности СФ следует отнести к примерам технологий единичного и мелкосерийного производства.

Заключение

Практика работы СФ в условиях жесткой конкуренции показала, что именно гибкое применение технологий МП и ЕП в деятельности самоокупаемого структурного подразделения вуза обеспечивает как его долговременную финансовую устойчивость [3], так и высокую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [1,17,19]. В сочетании и взаимном дополнении указанные выше образовательные программы классифицируются как дифференцированные продукты [2, 7, 8, 15], определяющие необходимое разнообразие образовательных услуг и возможность адаптации их производителей к изменяющимся запросам заказчиков.

Реализация предложенной производственно-технологической модели адаптивной системы профессионального образования требует соответствующей организационной структуры. В качестве таковой апробировано межфакультетское подразделение технического университета [18], осуществляющее научно-педагогические разработки и функционирующее в соответствии с проектно-технологическим типом организации деятельности [11].


Библиографическая ссылка

Ивлев М.А. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 57-61;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9739 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674