Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Прошина Л.М.  1
1 ФГБОУ СПО «Московский колледж архитектуры и градостроительства»
В статье анализируется содержание гуманитарной составляющей ФГОС СПО по направлению подготовки «Дизайн». В работе представлена техкомпонентная структура профессиональной подготовки: профессиональное обучение, профессиональное воспитание, профессиональное развитие, дана краткая характеристика этих компонентов. Автором обосновывается необходимость усиления междисциплинарных связей и расширения профильной составляющей содержания гуманитарных дисциплин. В работе выявлена и проанализирована взаимосвязь компонентов профессиональной деятельности дизайнера (проектно-аналитическая и производственно-технологическая, информационно-коммуникативная, экспертно-консультационная и образовательная, инновационная деятельность) с содержанием дисциплин гуманитарного блока, показано значение базовых гуманитарных дисциплин в формировании общих и профессиональных компетенций, необходимых будущим дизайнерам для успешного осуществления профессиональной деятельности. Обоснована необходимость ориентации будущей профессиональной деятельности студентов-дизайнеров на конкретный социально-политический и культурно-исторический контекст, в котором она будет осуществляться.
профессиональное образование
высшее образование
общие (универсальные) компетенции
профессиональные компетенции
виды профессиональной деятельности дизайнера
1. Данильченко О.В., Назарова Л.Р., Структура уровней формирования профессиональных компетенций выпускника по направлению подготовки 072500 «Дизайн» степень «Бакалавр» (профиль 1 «Графический дизайн») // Педагогика искусства. – 2015. – № 2. – С. 51–55.
2. Данильченко, О.В., Назарова, Л.Р., Прошина, Л.М., Солтан, С.Л. Актуальные проблемы современного профессионального образования / О.В. Данильченко, Л.Р. Назарова, Л.М. Прошина, С.Л. Солтан. – М.: Пробел – 2000, 2013. – 76 с.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1391 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)» с Приложением. (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Прошина Л.М. Современное профессиональное образование: размышления педагога /Л.М. Прошина //Профессиональное образование. Столица. – Москва, 2014. – №9. – С. 26–28.
6. Симоненко, В.Д., Ретивых, М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1. – 174 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 – ФЗ: официальный текст (действующая редакция). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. Читаева, Ю.А. Анализ развития профессионального образование в России и за рубежом / Ю.А. Читаева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru.

Главной социальной задачей профессионального образования является удовлетворение потребности общества в рабочей силе и потребности отдельного человека в самореализации. На разных этапах развития общества характер и содержание этих потребностей были различны, поэтому профессия является достаточно сложным социальным феноменом, так как она включает в себя как объективное начало, обусловленное потребностью общества в определенном виде трудовой деятельности и ее результатах, так и субъективное – потребность (одну из фундаментальных) каждого человека в саморазвитии и самореализации.

Формирование личности происходит в определенных социальных условиях, те индивидуальные задатки, которые поощряются именно в данном конкретном обществе в определенный исторический период, с большой долей вероятности будут обществом и востребованы. Конкретный вид деятельности с одной стороны выбран каждым человеком индивидуально, с другой стороны, признан обществом как полезный и поощряемый [5]. Профессиональная деятельность для большинства людей является основным источником дохода, но, в отличие от общего образования, профессиональное образование не является обязательным, что означает известную долю свободы, которой обладает субъект при выборе профессии.

Профессия (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – «объявляю своим делом») – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы.

С точки зрения педагогической теории в понятие «профессиональное образование» включены профессиональное обучение, профессиональное воспитание и профессиональное развитие.

Профессиональное обучение в наиболее общем понимании – это «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)» [7]. Профессиональное обучение происходит рамках определенной педагогической системы, которую можно охарактеризовать как «сложную и непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, решающую образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели» [3,37].

Профессиональное воспитание включает в себя достаточно много этапов и компонентов, начиная от формирования у человека положительного и уважительного отношения к любому труду, потребности в труде, профессиональной ориентации, в том числе, выявления профессиональной пригодности (психодиагностическая и психопрогностическая оценка динамики развития личности и организма человека, его профессиональных способностей, в условиях его взаимодействия с профессиональной средой, самореализации в профессиональной деятельности), заканчивая такими специфическими характеристиками как, например, профессиональная готовность – «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить» [6,9], профессиональная адаптация (степень приспособления субъекта к условиям профессиональной среды и деятельности), в свою очередь, тесно связанными с профессиональным развитием.

Профессиональное развитие может рассматриваться и с позиции достигнутого уровня профессиональной мобильности – «способности и готовности человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств» [6,9]. Оно должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие ее профессиональных возможностей, для того, чтобы при включении в профессиональную деятельность человек мог бы в полной мере реализовать себя в профессии и в случае необходимости, по выражению Ю.А. Читаевой, «гибко реагировать на возможность ее перемены» [8].

Анализируя основные компоненты профессиональной подготовки дизайнера, на наш взгляд, следует в первую очередь рассматривать содержание ФГОС СПО [4] по направлению «Дизайн», где четко прослеживается взаимосвязь гуманитарных компонентов подготовки будущих дизайнеров с их конкретной профессиональной деятельностью в современном обществе. Данные компоненты являются необходимыми в любой профессиональной подготовке, в том числе в профессиональной подготовке дизайнера.

Формирование общих (универсальных) компетенций, как правило, связывают с преподаванием студентам-дизайнерам гуманитарных дисциплин. В Таблице 1. отражена взаимосвязь содержания гуманитарных дисциплин с формированием всех общих (универсальных) компетенций, представленных в ФГОС с учетом их соответствия отдельным видам профессиональной деятельности дизайнера.

Таблица 1

Соответствие общих (универсальных) компетенций видам профессиональной деятельности дизайнера

Вид деятельности в профессии «Дизайнер»

ФГОС СПО

Дисциплины

Компетенции

1.

Проектно-аналитическая и производственно-технологическая деятельность

Основы философии;

Физическая культура;

Иностранный язык;

История;

Психология общения (угл.)

ОК 2., ОК 3, ОК 6., ОК 7., ОК 9., ОК 10 (углубленная подготовка), ОК 11. (углубленная подготовка)

2.

Информационно-коммуникативная деятельность

ОК 1., ОК 3-8.

3.

Экспертно-консультационная и образовательная (преподавание и самообразование) деятельность

ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 6., ОК 8., ОК 9., ОК 10 (углубленная подготовка), ОК 11. (углубленная подготовка).

4.

Инновационная (научно-исследовательская и творческая) деятельность

ОК 2-3., ОК 10. (углубленная подготовка), ОК 11. (углубленная подготовка)

Проектно-аналитическая и производственно-технологическая деятельность например, связана с умением «организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы (базовый уровень – типовые) выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» (ОК 2); «принимать решения (углубленная подготовка – решать проблемы и оценивать риски) в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» (ОК 3); «брать на себя ответственность (углубленная подготовка – ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу) за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий» (ОК 7.); «ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» (ОК 9.) [4]. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, история, психология общения, физическая культура.

В свою очередь, информационно – коммуникативная деятельность, связана с умением «осуществлять поиск (углубленная подготовка – анализ и оценку) и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» (ОК 4.); «использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» (ОК 5); «работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» (ОК 6) [4]. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, история, психология общения, иностранный язык.

Экспертно-консультационная и образовательная деятельность включает в себя способность «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК 1.), проявлять к ней устойчивый интерес»; умение «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» (ОК 8) [4]. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, история, психология общения, иностранный язык.

Инновационная (научно-исследовательская и творческая) деятельность, относительно новый вид деятельности для уровня СПО, связана с умением «организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы (базовый уровень – типовые) выполнения профессиональных задач», оценивать их эффективность и качество (ОК 2) с позиции поиска новых путей и средств (наиболее эффективных) осуществления профессиональной деятельности; «принимать решения (углубленная подготовка – решать проблемы и оценивать риски) в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» (ОК 3); «использовать умения и знания учебных дисциплин (в том числе профильных) федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в профессиональной деятельности» (ОК 10 – 11 (углубленная подготовка) [4]) для постановки и решения нестандартных профессиональных задач. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, психология общения, иностранный язык.

Ряд общепрофессиональных и специальных компетенций в определенной степени также формируется в процессе освоения гуманитарных дисциплин, как это показано в табл. 2.

Поэтому следует расширять содержание базовых гуманитарных дисциплин профильным, профессиональным материалом, преподаваемым студентам-дизайнерам с позиции усиления междисциплинарных связей не только внутри гуманитарного блока, но и в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами [1]. Также следует вводить дополнительные дисциплины за счет вариативной составляющей. С этой точки зрения наиболее целесообразными для базовой подготовки, на наш взгляд можно считать правоведение и историю культуры (и искусства), для углубленной подготовки – педагогику и психологию.

Комплекс названных мероприятий позволит [2]:

1. Избежать дублирующей информации, сформировать профессиональное мировоззрение.

2. Существенно повысить мотивацию студентов к изучению материала гуманитарных дисциплин как части будущей профессиональной деятельности.

3. Расширить кругозор и сформировать представление студентов о месте и роли их будущей профессии в обществе, в том числе о профессиональной деятельности как таковой (повысить профессиональную мобильность, обеспечить возможность смены профессии).

В целом это обеспечит ориентацию будущей профессиональной деятельности студентов-дизайнеров на конкретный социально-политический и культурно-исторический контекст, в котором она будет осуществляться.

Таблица 2

Взаимосвязь формирования общепрофессиональных и специальных компетенций с преподаванием гуманитарных дисциплин (ФГОС СПО)

Код компетенции

Содержание компетенции

Учебные дисциплины

ПК 1.1.

ПК 1.2.

Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.

Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.

Философия;

История;

Иностранный язык.

ПК 3.2.

Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощением предметно-пространственных комплексов.

Философия;

История;

Иностранный язык.

ПК 4.2.

ПК 4.3.

Планировать собственную деятельность.

Контролировать сроки и качество выполненных заданий.

Философия;

История;

Иностранный язык;

Физическая культура.

ПК 1.3. (углубленная подготовка)

Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.

Философия;

История;

Иностранный язык.

ПК 2.1. (углубленная подготовка)

Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

Философия;

Психология общения;

ПК 2.2. (углубленная подготовка)

ПК 2.3. (углубленная подготовка)

ПК 2.4. (углубленная подготовка)

ПК 2.5.

(углубленная подготовка)

ПК 2.6.(углубленная подготовка)

Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения занятия.

Применять классические и современные методы преподавания.

Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

Философия;

Психология общения.

 


Библиографическая ссылка

Прошина Л.М.  ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 108-111;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9750 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674