Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ

Спиридонова М.И. 1
1 Институт пищевых технологий и дизайна
В работе нами предлагается модель формирования исследовательских компетенций бакалавров по направлению подготовки «Технология и организация продукции общественного питания», являющихся составной частью профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, как одной из профессиональных видов деятельности для бакалавров пищевой индустрии. Теоретический анализ проблемы исследования выявил противоречие между требованием стандарта образования нового поколения по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» и недостаточной освещённостью проблемы формирования исследовательских компетенций бакалавров по данному направлению подготовки. Это позволило нам разработать и обосновать модель формирования исследовательских компетенций. Предлагаемая нами модель формирования исследовательских компетенций бакалавров включает четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный. Основу модели составляет стандарт образования по данному направлению подготовки. Методологической основой является система педагогических подходов, принципов обучения. Основные методы обучения, используемые нами – это проблемный, исследовательский, модульно-компетентностный.
модель
педагогические подходы
принципы
проблемный
системный
модульно-компетентностный
1. Арсенова, С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки / С.П. Арсенова: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 215 с.
2. Верхотурова Ю.А. Исследовательская компетентность студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.18оЬг.и8ри.ги^ок1/аг11с!е html(дата обращения: 08.01.2015).
3. Новикова Е.В. Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Новикова Елена Владимировна – Казань, 2015. – 253 с.
4 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 384 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2014 N 33234). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skstik.ru/Documents/Specialnosti/TehnologiaProdukObshesnvenPitaniya/FGOS.pdf.htm (дата обращения: 08.09.2015).
5. Спиридонова М.И. Модульно-компетентностный метод обучения при подготовке бакалавров пищевой индустрии / М.И. Спиридонова // Историческая и социально-образовательная мысль, Краснодар. – 2015. – № 3. – С. 182-185.
6. Спиридонова М.И. Химия: сборник лабораторных работ по аналитической химии и физико-химическим методам анализа, физической и коллоидной химии. Аннотация / М.И. Спиридонова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5, часть 2. – С. 250-252.
7. Сычкова, Н.В. Формирование у будущих учителей исследовательской деятельности в условиях классического университета / Н.В. Сычкова: Автореф. дисс. … док. пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 43 с.
8. Ушакова О.В. Исследовательская компетенция. Компетентность, ее место в системе образовательных компетенций // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2009. – № 3-4. URL: http://www.actualresearch.ru/nn/2009_3/Article/index.htm (дата обращения: 05.01.15).
9. Шкерина Т.А. Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров – педагогов-психологов в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Красноярск, 2013. – 237 с.
10. Yudakova, О.V., Spiridonova, М.I., Maximova, I.V. Interactive teaching methods bachelor-engineers food industry / О.V. Yudakova, М.I. Spiridonova, I.V. Maximova // European Journal of Scientific Research, «Paris University Press». – 2015. – № 1(11). – С 488-493.

Результат обучения студентов пищевого вуза – это сформированные у будущих бакалавров пищевой индустрии профессиональные компетенции, которые определяются современным стандартом образования [4].

В работе нами рассматривается модель формирования исследовательских компетенций, являющихся составной частью профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, как одной из профессиональных видов деятельности для бакалавров пищевой индустрии [4].

В педагогической науке разработаны различные подходы к организации процесса формирования исследовательских компетенций и его содержанию.

Н.В. Сычкова предложила модель процесса формирования учебно-исследовательской деятельности. Ею предложены факторы эффективности процесса формирования учебно-исследовательской деятельности, педагогические условия процесса реализации процесса формирования учебно-исследовательской деятельности, этапы формирования учебно-исследовательской деятельности: мотивационно-целевой, этап теоретических знаний, операционно- деятельностный, творческий) [7, с. 37-38].

С.П. Арсенова представляет модель процесса формирования исследовательских умений студентов в виде следующих этапов: выявление исходного уровня развития того или иного умения на основе результатов выполнения студентами специально разработанных тестов, мотивация деятельности студентов с целью принятия ими задачи п по формированию соответствующего умения, ознакомление студентов с содержанием умения, способами осуществления действий, показ выполнения в рамках программных курсов, спецкурсов, организация отработки (практического использования) умений, выполнение студентами заданий, требующих самостоятельной разработки способов решения поставленной задачи, оперативная проверка и корректировка деятельности студентов с использованием специальных заданий на контроль, закрепление и совершенствование умений посредством проведения студентами самостоятельного исследования, результативный контроль, оценка сформированности у студентов исследовательских умений [1, с. 124-126].

О.В. Ушакова рассматривает формирование исследовательских компетенций школьников при обучении биологии и химии как результат учебной и внеучебной деятельности [8].

Ю.А. Верхотурова рассматривает формирование исследовательских компетенций у будущих работников социальной сферы при проведении мастер-классов, составлении технологических карт, при проведении специальных курсов по их формированию [2].

Т.А. Шкерина анализирует формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров – педагогов-психологов в вузе [9], Е.В. Новикова – бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности [3].

Теоретический анализ проблемы исследования выявил противоречие между требованием стандарта образования нового поколения по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» и недостаточной освещённостью проблемы формирования исследовательских компетенций бакалавров по данному направлению подготовки. Это позволило нам разработать и обосновать модель формирования исследовательских компетенций как части профессиональных компетенций бакалавра индустрии питания.

Содержание нашей модели обусловлено наличием как внешних, так и внутренних условий, влияющих на процесс обучения студентов при формировании исследовательских компетенций. К внешним условиям можно отнести такие как переход на модернизацию и инновацию в экономическом развитии общества, социальный заказ со стороны родителей, самих обучающихся и работодателей, вводимые стандарты образования нового поколения, требующие иных методов и технологий к процессу обучения. К внутренним условиям можно отнести методологию формирования исследовательских компетенций. Это цели, формы и методы обучения, содержание образования. И как результат – сформированные исследовательские компетенции бакалавров по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания».

Предлагаемая нами модель формирования исследовательских компетенций бакалавров включает четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный.

Целевой блок определяет предмет формирования, а именно, формирование научно-исследовательских компетенций, как части профессиональных компетенций бакалавра пищевого производства. В стандарте нового поколения представлены будущие профессии выпускников по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания». Среди них такие, как заведующий производственно-технической лабораторией, инспектор служб по контролю и сертификации продовольственного сырья, полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции, инженер-технолог. Поэтому будучи инженером-технологом, заведующим лабораторией, или инспектором по контролю, специалисту необходимо владеть научно-исследовательскими компетенциями, чтобы высоко квалифицировано выполнять свою работу в условиях инновационной экономики.

В целевой блок мы включили также формирование мотивации к исследовательской деятельности, осознание студентом значимости знаний об исследовательской деятельности, изучение студентами логики научного познания, развитие личностных качеств к исследовательской деятельности, формирование рефлексии как способа самоконтроля студента и корректировки исследовательской деятельности.

Содержательный блок основан на ФГОС ВО по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» и включает предметное содержание специальности и дисциплины, при изучении которых идёт формирование компетенций, связанных с исследовательской деятельностью.

В следующей таблице представлены научно-исследовательские компетенции и дисциплины их формирующие, где прослеживается взаимосвязь между научно-исследовательским характером этих дисциплин и профессиональными компетенциями, связанными с научно-исследовательской деятельностью.

Дисциплины, формирующие научно-исследовательские компетенции

Профессиональные компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью

Дисциплины, формирующие профессиональные компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью

Умеет проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30)

«Основы исследовательской работы»,

«Реология пищевого сырья»,

«Структурно-механические характеристики пищевых продуктов»,

«Пищевая химия»,

«Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности»

Способен изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по производству продуктов питания (ПК-31)

«Основы исследовательской работы»

«Новые продукты питания»

«Контроль качества пищевых продуктов»

«Научные основы применения холода в производстве пищевых продуктов»

Способен измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; выпускник должен владеть статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведённых исследований (ПК-32)

«Основы исследовательской работы»

«Научные основы применения холода в производстве пищевых продуктов» «Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности»

Организационно-деятельностный блок включает методологию формирования исследовательской компетенции, формы деятельности студентов, этапы формирования исследовательской компетенции, педагогические условия, необходимые для реализации модели формирования научно-исследовательской компетенции.

Методология формирования исследовательской компетенции определяется педагогическими подходами, принципами, методами и средствами.

Проблемный подход обеспечивает формирование научно-исследовательских компетенций в процессе разрешения проблемных ситуаций профессиональной направленности, связанных с исследовательской деятельностью.

Системный подход может позволить нам создать целостную взаимосвязанную структуру формирования научно-исследовательских компетенций.

Личностно-ориентированный подход ставит во главу угла личность обучаемого, его реализацию в профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности.

Компетентностный подход лежит в основе реализации ФГОС, который предполагает формирование блоками – модулями профессиональных компетенций, являющихся результатами учебного процесса подготовки специалиста.

Контекстный подход позволяет осуществить подготовку специалиста в контексте его будущей профессиональной деятельности и нацелить образовательный процесс на формирование научно-исследовательских компетенций, являющихся важной составляющей профессиональной подготовки специалиста «Технология продукции и организация общественного питания».

Выделенная совокупность подходов реализуется через единство принципов: системности, научности, интеграции, профессиональной направленности, органолептичности, инструментальности, новаторства.

Все принципы обучения взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, будучи в комплексе, они могут обеспечить успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения.

Основные методы обучения, используемые нами – это проблемный, исследовательский [10], модульно-компетентностный [5]. В качестве средств обучения нами используются следующие: учебно-практическое пособие «Химия», сборник лабораторных работ по аналитической химии и физико-химическим методам анализа, физической и коллоидной химии [6], компьютерные средства, лабораторное оборудование.

Формы деятельности студентов определяются учебными дисциплинами, спецкурсами, производственной практикой. Поэтому она представляется нами как аудиторная, внеаудиторная и научно-исследовательская деятельность.

Формирование научно-исследовательских компетенций в учебно-исследовательской деятельности реализуется через следующие виды работ: лекции, лабораторные практикумы при изучении естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Во внеаудиторной деятельности – это индивидуальные задания по выполнению исследовательской работы, участие студентов в научно-практических конференциях, в конкурсах научных работ студентов, участие в грантах, самостоятельная исследовательская практика в лаборатории, подготовка докладов, научных презентаций для выступлений на научных конференциях.

Научно-исследовательская деятельность может быть представлена как производственной практикой, так и курсовой или расчётно-графической работой.

Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность студентов в большей степени обеспечивается блоком дисциплин математического и естественнонаучного цикла, так как в основе пищевых технологий лежат физико-химические процессы, а также профессиональных дисциплин, обеспечивающих процесс формирования компетенций на протяжении обучения студентов в вузе. Это такие дисциплины как «История развития науки о питании», «Концепция здорового питания», «Основы исследовательской работы», «Пищевая химия», «Методы анализа пищевых продуктов», «Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности», «Научные основы применения холода в производстве пищевых продуктов», «Реология пищевого сырья», «Структурно-механические характеристики пищевых продуктов». Эти дисциплины очень тесно связаны с такими курсами как «Органическая химия», «Неорганическая химия», «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», «Физическая и коллоидная химия», «Биохимия». Многие процессы пищевых производств подчиняются закономерностям физической и коллоидной химии.

Исследовательские компетенции бакалавра по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» формируются непрерывно и последовательно на соответствующих этапах процесса обучения. Нами рассматриваются следующие этапы формирования научно-исследовательской компетенции: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, профессионально-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Мотивационно-целевой этап обеспечивает развитие мотивации, потребности к научно-исследовательской деятельности у будущих бакалавров пищевого производства, стремление к личностному самосовершенствованию, студенты знакомятся с логикой научного познания и методами получения научной информации, формируются наряду с профессиональными компетенциями и общекультурные.

Когнитивно-деятельностный этап включает формирование компетенций, без которых невозможна научно-исследовательская деятельность: знание основ информационных технологий, владение языками, умение работать в группе, вести дискуссию, способность к продуктивной деятельности в условиях разных видов деятельности (аудиторные занятия, внеаудиторные занятия, научно-исследовательская деятельность). Эти компетенции, являющиеся частью научно-исследовательских компетенций формируются также при изучении дисциплины «Основы исследовательской работы», находящейся в содержательной межпредметной связи с дисциплинами профессионального цикла, формирующими исследовательские компетенции (см. табл.)

Профессионально-деятельностный этап – это применение сформированных научно-исследовательских компетенций в условиях профессиональной деятельности, когда происходит применение сформированных научно-исследовательских компетенций в условиях самостоятельной исследовательской деятельности в научной лаборатории при прохождении практики, а также через выполнение студентами индивидуальных исследовательских заданий, их участие в научно-исследовательских, научно-производственных и инновационных проектах. Перед студентами ставятся задачи по разработке рекомендаций по совершенствованию технологического процесса с целью понижения себестоимости продукции, повышении производительности, улучшения условий труда и т.д.

Рефлексивно-оценочный этап обеспечивает объективную оценку уровня сформированности научно-исследовательских компетенций со стороны преподавателя и осознание процесса формирования научно-исследовательских компетенций со стороны студентов будущих бакалавров пищевого производства.

Нами разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели: готовность педагогов к формированию научно-исследовательских компетенций, использование активных и интерактивных технологий, разработка и внедрение учебно-практического пособия «Химия» сборник лабораторных работ по аналитической химии и физико-химическим методам анализа, физической и коллоидной химии, внедрение этапов формирования научно-исследовательских компетенций, наличие учебно-методического обеспечения, разработка оценочных средств сформированных научно-исследовательских компетенций.

Результат сформированности научно-исследовательских компетенций бакалавра пищевого производства выражается в постоянной потребности к самостоятельной, научно-исследовательской деятельности, в их системном проявлении при решении учебных задач и в условиях профессиональной деятельности, в понимании сущности, структуры, роли и места научно-исследовательской деятельности бакалавра, в объективной самооценке уровня сформированности системы научно-исследовательских компетенций. Сформированные научно-исследовательские компетенции бакалавра пищевого производства являются базой для их развития при дальнейшем обучении на второй ступени высшего образования и далее в аспирантуре или в профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Спиридонова М.И. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 117-121;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9752 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674