Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕМА ТУБЕРКУЛЕЗА В ЛИТЕРАТУРЕ

Данилов А.В. 1 Семенова С.Р. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
1. Петрова М.Н. Написание эссе – эффективный метод творческого развития личности будущего врача/в сборнике: международный научно-образовательный форум «Education, forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации»: материалы форума. – М., 2015. – С. 459–464.
2. Петрова С.М. Роль «знаковых» слов в художественном тексте как форма активизации познавательной деятельности обучающихся // Актуальные проблемы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». – 2014. – С. 15–16.
3. Петухов К.М. и соавт. Роль студенческого научного кружка в интегрированном подходе к формированию личности будущего врача // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации: материалы II международной научно-практической междисциплинарной интернет-конференции. северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. – 2015. – С. 42.

В произведениях русской литературы XIX века часто упоминается болезнь под названием «чахотка». Так называли в те времена туберкулез легких, тысячами уносивший человеческие жизни. Писатели часто упоминали о туберкулезе, как о «благородной» болезни. Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. По литературным произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни.

Тогда человек был обречен. И здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, поэтов, художников. В скорбном мартирологе – В. Белинский, Н. Добролюбов, А. Кольцов, И. Никитин, А. Варламов, С. Надсон, Ф. Васильев, М. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил. В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположения, что с подозрением на нее был отправлен в лазарет юный С. Есенин. Польский писатель Г. Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.

Туберкулез в жизни и творчестве писателей

Обратимся к художественным произведениям примерно последних двух веков. На эту – ранее неизлечимую – болезнь в разное время смотрели по-разному. Писатели XIX века считали туберкулез «благородной» болезнью и именно им «заражали» персонажей, чтобы подчеркнуть трагичность их судьбы. Длительное время полагали, что туберкулез развивается у людей, опечаленных личными драмами. Это нашло свое отражение, например, в таких произведениях, как роман А. Дюма младшего «Дама с камелиями», легший в основу оперы Д. Верди «Травиата», и роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы», сюжет которого стал либретто оперы «Богема» Д. Пуччини. В них героини Виолетта и Мими страдают от неразделенной любви, вследствие чего заболевают туберкулезом. Но уже в конце XIX века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.

Личные переживания авторов, которые были больны сами или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

Например, Л. Толстой создавал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях. На 31-м году жизни от этой болезни умер брат А. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь Антона Павловича в возрасте 44 лет.

Переживаниям больных туберкулёзом уделяли внимание Ф. Достоевский (роман «Идиот»), Л. Толстой (роман «Анна Каренина» и «Воскресение»), В. Короленко (повесть «Дети подземелья») и другие авторы. Скорее всего чахотка была и у Веры из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Описание ее внешности дано из уст доктора Вернера: «какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная... среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, a на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью». От туберкулёза умирают герои романов Бальзака («Шагреневая кожа»), Ремарка («Три товарища», «Жизнь взаймы»). В последнем произведении один из персонажей, старик Рихтер, страдающий тяжелой формой туберкулеза, проводит много лет в санатории. «Казалось, у старика нет туловища, так ровно лежало на нем одеяло. Лицо у него было изнуренное, но глаза, глубоко запавшие, не потеряли еще своей яркой синевы. Под кожей, напоминавшей смятую папиросную бумагу, набухли кровеносные сосуды». Надо сказать, что лечению, a точнее – образу жизни больных туберкулезом в санаториях посвящено также немало произведений мировой литературы. Например, действие романа Т. Манна «Волшебная гора» происходит в стенах туберкулёзного санатория. С этим произведением перекликается малоизвестный роман К. Федина «Санаторий «Арктур». В его основу легли факты периода лечения самого писателя в Швейцарии. Психологически точно описываются состояние и поведение больных с туберкулезом, у которых часть жизни связана с лечением в санаториях, в рассказе С. Моэма «Санаторий», романе Э. Ремарка «Жизнь взаймы», романе Д. Кьюсак «Скажи смерти «нет!».

Туберкулез в произведениях А.П. Чехова

В целом без разделения на «врачей-писателей» и «писателей-врачей» на ум приходит множество имен. Для одних из них медицина – профессия, a литература – хобби и любимое занятие. Другие же приобрели известность как профессиональные литераторы, и порой их имена не сразу ассоциируются с медициной: Шиллер, Кронин, Дженап Шехабеттин. Чехов – самый известный из врачей-писателей – одновременно писатель, врач, больной.

В произведениях и письмах Чехова часто упоминается чахотка, туберкулез. Умирает от туберкулеза постоянно покашливающий, бледный и худой студент Саша – из последнего чеховского рассказа «Невеста»; безуспешно лечится от туберкулеза жена главного героя пьесы «Иванов»; задыхаются в пароходном лазарете по пути с Дальнего Востока на родину солдаты, больные последней стадией чахотки (рассказ «Гусев»).

Гневно звучат слова доктора Чехова, вложенные им в уста одного из героев этой драматичной истории: «…Как это вы, тяжело больные, вместо того, чтобы находиться в покое, очутились на пароходе, где и духота, и жар, и качка – все, одним словом, угрожает вам смертью… Ваши доктора сдали вас на пароход, чтобы отвязаться от вас. Для этого нужно только… не иметь совести и человеколюбия…» И действительно, солдаты не выдерживают этого далекого перехода. Они умирают один за другим, и их хоронят в море, зашивая в саван из парусины.

Интерес Чехова к туберкулезу нельзя объяснить только тем, что сам писатель был смертельно болен этой болезнью. Вспомним погибшую от чахотки Марусю Приклонскую из рассказа «Цветы запоздалые», который он написал, будучи еще здоровым. Чахотка в то недалекое от нас время была самым распространенным заболеванием и занимала первое место среди причин смерти. Даже эпидемия холеры 1892 г., в ликвидации которой участвовал земский врач А.П. Чехов, унесшая в России около 300 000 жизней, наделала меньше бед, чем ежегодно приносил туберкулез. И когда в 1897 г. в России боялись эпидемии чумы, Чехов писал Суворину, что «и без чумы у нас из 1000 доживает до 5-летнего возраста едва 400, а в деревнях и городах на фабриках и в задних улицах не найдете ни одной здоровой женщины…»

Система противотуберкулезных государственных мероприятий в России только зарождалась: первая специализированная противотуберкулезная амбулатория в Москве была открыта лишь в 1904 году. Еще через 10 лет в стране функционировало всего 67 небольших амбулаторий и несколько санаториев, рассчитанных на неполные 2000 коек. Научно-исследовательские институты по борьбе с туберкулезом появились в России лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Недоедание и голод в значительной степени способствуют распространению туберкулеза. И в рассказе «Устрицы» Антон Павлович дает великолепное описание «странной болезни», как он определяет голод, болезни, которой нет в учебниках, самой распространенной в то время, от которой и сегодня еще не застрахована половина населения земного шара. От того, что симптомы голода передаются через восприятие восьмилетнего ребенка, они излагаются чрезвычайно просто. Но именно это берет читателя за живое: «…Боли нет никакой, но ноги мои подгибаются, слова останавливаются поперек горла, голова бессильно склоняется набок… По-видимому, я сейчас должен упасть и потерять сознание».

Сегодня на авансцену вышли другие болезни. И другие врачи, вооруженные точнейшими знаниями биологии, оснащенные новейшей аппаратурой и медикаментозными средствами, пришли в клиники. Но с замиранием сердца мы следим за развитием болезни доктора Дымова; до слез нас трогает судьба задыхающихся в корабельном лазарете бунтаря Павла Ивановича и тихого безропотного Гусева; нельзя спокойно читать об участи узников палаты № 6. И даже когда вовсе исчезнут с лица земли болезни, описанные Чеховым, «чужая боль», выстраданная гениальным писателем, будет тревожить и возбуждать человеческие сердца.

Любой пример, если это напрямую касается медицины, должен рассматриваться детально и со всех сторон [1, 3]. Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, a взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Любая болезнь изучается десятками и сотнями лет, поэтому важен каждый случай. Наши писатели, тут я бы хотела отметить особо писателей XIX века, действительно помогли медицине, показав все грани и стороны этой «благородной» болезни. Я думаю, художественная литература как ничто другое раскрывает клиническую картину болезни. По литературным произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулёза в те времена? Какими знаниями они обладали о возможных путях передачи возбудителя туберкулёза и основных видах лечения? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы. В конце можно добавить, что литература – это большой «помощник» в медицине [2].


Библиографическая ссылка

Данилов А.В., Семенова С.Р. ТЕМА ТУБЕРКУЛЕЗА В ЛИТЕРАТУРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 528-530;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9896 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674