Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Коновалов И.Е. 1 Гамирова Э.И. 1
1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
1. Бикчиндаева Э.И. The use of moving games in the environmental education of children of younger of preschool age / Э.И. Бикчиндаева, И.Е. Коновалов // Intellectual and moral values of the modern society. – San Francisco, California, USA: B&M Publishing, 2013. – P.15-16.
2. Бикчиндаева Э.И. Integration of physical culture in environmental education jf children of younger school age / Э.И. Бикчиндаева, И.Е. Коновалов // Innovations in education: Monograph. – Vienna: «East West» Association for Advances Studies and Higher Education GmbH. – 2014. – Vol. 2. – Chapter 4. – P.37-58.
3. Гамирова Э.И. Интеграционные возможности физической культуры в различных областях образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста / Э.И. Гамирова, И.Е. Коновалов // IV международная науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы физической культуры и спорта». – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2014. – С.32-37.
4. Коновалов И.Е. Интеграция экологического образования и физической культуры для формирования знаний у дошкольников // Теория и практика общественного развития / И.Е. Коновалов, Э.И. Бикчиндаева. – 2014. – № 5. – С.63-65.
5. Бикчиндаева Э.И. Интеграция средств физической культуры в экологическое образование младших дошкольников / Э.И. Бикчиндаева, И.Е. Коновалов // Материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. «Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса». – Набережные Челны: НФ Поволжская ГАФКСиТ, 2014. – С.26.
6. Гамирова Э.И. Реализация принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образовательных учреждениях, в рамках выполнения федерального государственного образовательного стандарта, на примере физической культуры / Э.И. Гамирова, И.Е. Коновалов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Том 7. – № 5. – Ч.2. – С.198-202.
7. Гамирова Э.И. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Э.И. Гамирова, И.Е. Коновалов // Всероссийская науч.-практ. конф. «Теория и практика адаптивной физической культуры – двадцатилетний путь». – Санкт-Петербург: НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – Ч.1. – С.17-23.
8. Концепции развития математического образования в РФ. Распоряжение Правительства РФ, N2506-р от 24.12.2013.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой.

В соответствии с ФГОС одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников является физическое развитие, которое включает в себя образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье». Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка [1, 2].

С введением новых образовательных стандартов необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей – это основополагающий принцип работы ДОУ [4].

Целью нашего исследования является выявление основных механизмов интеграции элементарных математических представлений и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Результаты исследования. Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение занятий по физкультуре с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей – восполнить дефицит двигательной активности [3].

Согласно принципу интеграции формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) детей необходимо осуществлять не только в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и при организации физического воспитания.

Счет, сложение, вычитание, умножение и деление сопровождает человека всю жизни. Поэтому чем раньше мы обучим ребенка этим навыкам, тем легче ему будет в дальнейшем.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ (далее – Концепция), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 №2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [8].

Вывести математическое образование на лидирующую позицию это цель Концепции. Математика должна стать привлекательной областью знания.

Для реализации этой Концепции в дошкольном образовании основным направлением является создание условий для освоения детьми первых математических представлений.

Математика – это фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость, творчество.

Для умственного развития детей дошкольников большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира.

Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность. В процессе которой ребенок легче усваиваются знания и умения, осознанно появляются навыки счета, измерения, появляется основа в ориентировке в математических понятиях. С учетом этого, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должно проводиться не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, в играх (в том числе подвижных), на занятиях по физкультуре.

Например, на занятиях по физкультуре можно развивать умение отличать и сравнивать предметы (попросить ребенка принести тот мяч, который больше, или ту палку, которая длиннее и т.д.).

Во время подвижных игр на улице детям можно будет измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые дети используют во время подвижных игр, – тоже математика. Пословицы, которые используются во время физкультурных праздников, досугов, – это тоже математика: «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут» и др. На занятиях по физическому воспитанию при построении дети осваивают порядковый и количественный счет [7].

Применение ФЭМП в ходе физкультурной деятельности, подвижных играх создает условия для закрепления математических понятий, помогает детям приобрести необходимые знания, умения и навыки, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной деятельности, формирует положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей. Для этого используются творческие задания. Например, в малоподвижной игре «Море волнуется» детям предлагается придумать образ фигуры геометрическими формами или цифрами. Дети изображают эту фигуру или цифру. Это развивает фантазию, творчество, мышление [5, 6].

Количественные представления детей можно формировать и в прыжках:

– подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;

– подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

– посчитать количество прыжков до кубика;

– прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;

– перепрыгнуть через ручей шириной 50, 60 см;

– перепрыгнуть через восемь валиков и т.д.

Прыгая из обруча в обруч, можно назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Учитывая все изложенное выше можно сделать вывод о том, что интеграция способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокие результаты, а переход от одного вида деятельности на другой вовлекает детей в активный процесс, позволяющий качественно решать основные задачи ДОУ: воспитание, развитие и образование.


Библиографическая ссылка

Коновалов И.Е., Гамирова Э.И. ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 161-162;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9940 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674