Одним из важнейших условий решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализации этих задач в нашем обществе и государстве является формирование личности человека, готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасности. Обществом выставляются высокие требования к безопасности подрастающего поколения, в особенности детей младшего и среднего школьного возраста [1].
Поскольку значительную часть времени обучающиеся находятся в школе, увеличивается ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, в том числе за формирование навыков и умений безопасного поведения. Умения играют важную роль в формировании особенностей личности. Они формируются на базе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями.
Безопасное поведение подростка представляет собой функциональную систему его взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения защищённости во всех сферах жизнедеятельности. Безопасное поведение предполагает: умение предвидеть и прогнозировать опасность, осуществляющееся на основе знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах и признаках; умение распознать и оценить опасную ситуацию, умение прогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней; совокупность действий по предотвращению опасной ситуации, в том числе умение наблюдения и контроля состояния окружающей среды, саморегуляцию поведения с целью недопущения или устранения причин и предпосылок возникновения опасности, умения адекватного поведения в соответствии со степенью опасности (уклонение, избегание), умения применения способов защиты от опасности; умения принятия решений о выборе способа поведения, ответственности за свои действия, творческий подход при нахождении выхода из опасной ситуации, умение осуществлять рефлексию своего поведения [2].
Как показывает практика, наличие организационных указаний, многочисленных планов, паспортов безопасности, технических устройств не снижает и не предупреждает последствия ЧС, если обучающиеся и педагоги заранее не подготовлены к правильным действиям по поведению в условиях ЧС.
Пожары являются самой распространённой опасностью техногенного характера. Они возникают повсеместно и каждодневно, как самостоятельное явление или как явление, сопутствующее взрывам, авариям. От пожара не застрахован никто, он может случиться с каждым. Зачастую невозможно предугадать, когда и где случится пожар и какими последствиями он обернётся [3]. Поэтому каждый должен обладать навыками и умениями поведения в нестандартной ситуации, связанной с возникновением пожара, знать правила пожарной безопасности, уметь, по возможности, оказать помощь. Иными словами, культура пожарной безопасности и умения безопасного поведения при пожаре на сегодняшний день выступают социальным заказом. Школа как институт, отвечающий за выполнение социального заказа, осуществляет подготовку обучающихся в области пожарной безопасности. В основном подготовка проходит на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в единстве урочной и внеурочной деятельности [4].
Цель исследования – разработка системы внеурочных мероприятий по ОБЖ, способствующих формированию умений безопасного поведения при пожаре у обучающихся 8 класса.
Объект исследования – процесс формирования безопасного поведения.
Предмет исследования – внеурочная деятельность по ОБЖ как способ формирования умений безопасного поведения при пожаре.
Материалы и методы исследования
Экспериментальной базой для данного исследования стала МБОУ СОШ № 20 г. Черногорска. Количество обучающихся, участвовавших в эксперименте: 22 человека (обучающиеся 8 классов). В рамках исследования была проведена диагностика готовности к безопасному поведению при пожаре и диагностика сформированности умений безопасного поведения при пожаре.
Результаты исследования
и их обсуждение
Вначале обучающимся было предложено выполнить тестирование по теме «Пожарная безопасность». Тест состоял из 10 вопросов с выбором варианта ответа. Тестовые вопросы были взяты из пособия А.В. Клюева, В.А. Шакурова «Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовые задания. 8–9-й классы» [5], ориентированного на проверку знаний обучающихся 8–9 классов по основам безопасности жизнедеятельности (программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова). Результаты представлены на рис. 1.
При обработке результатов тестирования было выявлено, что со всеми заданиями теста справились только 14 % обучающихся, 41 % обучающихся смогли дать 7 или 8 правильных ответов, 45 % обучающихся смогли верно ответить на 4, 5 или 6 вопросов из 10. Менее чем на 4 вопроса не ответил ни один обучающийся. Таким образом, в целом теоретические знания в области безопасного поведения при пожаре обучающихся 8 класса на основании данных тестирования можно назвать удовлетворительными. Все обучающиеся справились с вопросами общего характера в тесте (например, «Что такое пожар?»), а вопросы, связанные с практическим применением средств пожаротушения, с правилами безопасного поведения в конкретной ситуации вызывали затруднения (например, «Какое действие будет неправильным при невозможности покинуть квартиру при пожаре в многоквартирном доме?»). С вопросом «Куда направить гасящее вещество огнетушителя?» справились только 5 обучающихся.
По второй диагностике обучающимся было предложено выполнить тестирование (10 вопросов с выбором варианта ответа), ориентированное на выявление теоретических умений в области пожарной безопасности, и решить две ситуационные задачи. Тестовые вопросы и задачи были взяты из пособия А.В. Клюева, В.А. Шакурова «Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовые задания. 8–9-й классы» (программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова) [5]. Результаты проверки представлены на рис. 2.
При анализе данных второго тестирования и решения ситуационных задач было выявлено, что наибольшее затруднение у обучающихся вызвали ситуационные задачи. Обучающиеся испытывали затруднение при установлении правильной последовательности действий (алгоритма), а также при переносе знаний в изменённые ситуации (например, перечислить правила безопасного поведения при пожаре в кинотеатре, действия при пожаре в самолёте, в вагоне поезда). По результатам тестирования и выполнения ситуационных задач 50 % обучающихся получили оценку «три», 36 % – оценку «четыре», 9 % – оценку «пять», один обучающийся набрал 5 баллов (оценка «два»).
Анализируя данные, представленные на рис. 1 и 2, можно отметить, что в целом уровень теоретических знаний в области пожарной безопасности у обучающихся 8 класса находится на среднем уровне (отсутствуют обучающиеся, получившие оценку «два» при диагностике теоретических знаний, большинство обучающихся получили оценку «три» или «четыре»). Однако при переходе к заданиям, требующим понимания алгоритмов поведения в изменённой или нестандартной ситуации, требующих переноса знаний в новые условия, при решении ситуационных задач по теме «Пожарная безопасность» наблюдается увеличение количества затруднений при ответе на вопросы. Это может свидетельствовать о недостаточности количества времени, отведённого на изучение темы «Пожарная безопасность» в инвариантной части образовательной программы и необходимости разработки внеурочных мероприятий по ОБЖ.
p>
Рис. 1. Результаты оценки знаний обучающихся 8 класса по теме «Пожарная безопасность»
Рис. 2. Результаты проверки теоретических умений обучающихся 8 класса
по теме «Пожарная безопасность»
Модель системы внеурочных мероприятий по пожарной безопасности для обучающихся 8 класса
Название |
Форма |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
«Пожар: угроза всем и каждому» |
Классный час, сентябрь |
Познавательная, проблемно-ценностное общение. Участвуют в обсуждении, групповая дискуссия, рассказывают о том, как провели лето, приводят примеры пожароопасных ситуаций |
Развитие у обучающихся понимания необходимости безопасного поведения при пожаре, углубление теоретических знаний, формирование умений прогнозирования возможных последствий пожароопасных ситуаций |
«Безопасное поведение на отдыхе: пожарная безопасность» |
Учебная экскурсия, октябрь |
Досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, познавательная. Организация похода на природу, обсуждение правил безопасного поведения, алгоритмов, правил разведения костра |
Формирование умений безопасного поведения обучающихся на природе, чувства ответственности за свои действия |
«Пожарная безопасность моей школы» |
Выставка творческих работ, декабрь – январь |
Художественное творчество, техническое творчество. Готовят творческие работы, организуют выставку (уголок пожарной безопасности). Творческие работы разноплановые: плакаты, поделки, коллажи и так далее |
Развитие творческих способностей, способностей нестандартного представления обыденных ситуаций, углубление знаний в области безопасного поведения при пожаре |
«Природные пожары в моём регионе: |
Круглый стол, февраль |
Познавательная, проблемно-ценностное общение. Анализируют материал, представленный в газетах, журналах, интернете, учебных пособиях, касающийся пожаров в Республике Хакасия, а также способах профилактики. Обсуждают в формате круглого стола |
Развитие навыков самостоятельной работы, отбора, анализа, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей в области пожарной безопасности, умения прогнозировать результаты своей деятельности |
«Я пожара не боюсь: пожарная безопасность дома и в местах общественного пребывания людей» |
Учебные проекты, презентация в рамках «Вечеров безопаснос-ти», март |
Проектная деятельность. Собирают материал в учебниках, газетах, журналах, телепередачах, сети Интернет по теме «Пожарная безопасность дома и в местах общественного пребывания людей». Готовят учебные проекты под руководством учителя ОБЖ, презентуют проекты в рамках «Вечеров безопасности» |
Умение работать с информацией, развитие критического мышления, развитие исследовательских умений обучающихся в области безопасного поведения при пожаре; применять знания из различных областей, анализировать статистические данные, самостоятельно делать выводы, давать оценку собственным действиям |
«Действия при возникновении пожара: пожарные ситуации» |
Классно-групповое занятие, апрель |
Познавательная, игровая. Практическое групповое занятие в школьном дворе. |
Развитие у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности в ситуации пожара |
«Пожар как опасность. Природа пожара: как и почему возникают пожары, процессы при пожаре. Безопасное поведение при пожаре» |
Олимпиада, май |
Игровая, познавательная. Индивидуально решают тестовые задания, ситуационные задачи, касающиеся безопасного поведения при пожаре в различных ситуациях, а также особенностей пожара, природы пожара. Практический тур олимпиады: соревнуются в умении пользоваться средствами индивидуальной защиты, в умении оказывать первую помощь и самопомощь |
Развитие практических умений в области безопасного поведения при пожаре; развитие творческого подхода к нестандартным ситуациям, связанным с пожарной опасностью; развитие способности анализировать причины и последствия пожара |
«Безопасные |
Классный час, май |
Проблемно-ценностное общение. Подводят итоги работы за прошедший учебный год, обсуждают правила безопасного поведения на каникулах, составляют памятки |
Формирование установки на безопасное поведение в каникулярный период, закрепление правил и алгоритмов безопасного поведения на отдыхе и в быту |
В МБОУ СОШ № 20 г. Черногорска проводятся внеурочные мероприятия в области пожарной безопасности, но поскольку диагностика показала недостаточность сформированности умений безопасного поведения обучающихся при пожаре, нами были предложены дополнительные мероприятия внеурочной деятельности, направленные на развитие соответствующих умений обучающихся.
Предлагаемая модель системы внеурочных мероприятий, направленных на развитие умений безопасного поведения при пожаре обучающихся 8 классов МБОУ СОШ № 20 г. Черногорска, представлена в таблице.
В начале и в конце учебного года необходимо в обязательном порядке проводить классные часы, целью которых является доведение до обучающихся правил безопасного поведения при пожаре, напоминание алгоритмов безопасного поведения, обсуждение актуальных примеров из жизни, указывающих на опасность пожаров. В начале октября и в конце апреля можно проводить занятия-экскурсии и классно-групповые занятия в школьном дворе. Целью таких занятий является развитие умений безопасного поведения обучающихся в нестандартных условиях, перенесение знаний, полученных на уроках, в ситуации реальной жизни. Учебные проекты и выставки творческих работ обучающихся будут способствовать достижению как предметных, так и личностных и метапредметных образовательных результатов: помимо углубления знаний в области пожарной безопасности будет происходить развитие творческого подхода к поведению в ситуации пожара, умения ориентироваться в ситуации при изменённых обстоятельствах, умения планировать свои действия, прогнозировать и оценивать их результаты. Круглые столы и олимпиады также будут способствовать развитию творческих способностей обучающихся, закреплению и упрочению знаний, пониманию актуальности проблем пожарной безопасности, мотивированности обучающихся на углубление знаний (соревновательный характер олимпиад).
При организации мероприятий внеурочной деятельности следует учитывать, что для подростков большое значение имеет мнение сверстников и общение со сверстниками, поэтому следует организовывать мероприятия, предполагающие групповые, парные и коллективные формы работы.
Заключение
Таким образом, в ходе проведённой диагностики был выявлен низкий уровень развития умений обучающихся 8 класса по теме «Пожарная безопасность», несформированность алгоритмов поведения при возникновении пожара, несмотря на имеющуюся систему урочной и внеурочной деятельности. В рамках исследования было предложено расширение системы внеурочной работы в области пожарной безопасности в направлении расширения форм работы, применении активных и интерактивных методов, повышения мотивации обучающихся к участию во внеурочных мероприятиях, расширение противопожарной пропаганды, проведение экскурсий, занятий в школьном дворе, на природе, в том числе в походах и пришкольном лагере.
Библиографическая ссылка
Чичинина С.В. СИСТЕМА ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЖ В РАМКАХ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 3. – С. 15-19;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11958 (дата обращения: 22.12.2024).