Введение
Из 34 районов (улусов) Республики Саха (Якутия) на сегодня подготовкой детей к традиционному аутентичному устному эпическому сказительству (олонхолосун) систематически и целенаправленно занимаются лишь в 13 улусах, притом, как правило, в улусе в указанном направлении предметно занимаются единичные школы или детские сады. Системно занимаются как с детьми, так и со взрослыми все пять заречных/восточных улусов – Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский, Амгинский, Усть-Алданский. Здесь эпическая память оказалась жива и креативна, поэтому и нашлись наставники Усуйааччы. Из Вилюйской группы улусов ведущими выступают Сунтарский, Вилюйский, Верхне-Вилюйский, Нюрбинский, а также Кобяйский. В центральной зоне Якутии активностью в деле возрождения олонхо выделяются Намский, Хангаласский, Горный и отчасти город Якутск с пригородами. Также следует отметить улусы, где в начале данного процесса были продвижения, но затем дело пошло на заметный спад – это Момский, Верхоянский, Оймяконский улусы. В Верхоянском и Оймяконском улусах после проведения Ысыаха олонхо пытаются активизироваться, но дело идет весьма трудно. Из северо-западных улусов такое же положение дел наблюдается в Томпонском и Оленекском улусах. В южной Якутии и в городах также отмечались начинания – в особенности после проведения у них ысыахов олонхо (в Олекминском, Алданском, Мирнинском улусах/районах). А неназванные в этом перечислении улусы – в особенности северные, где проживают малочисленные народности, подумывают возродить свои эпосы, но у них глубочайшие проблемы с родным языком. На местах локализации коренных малочисленных народов Севера ведется работа по ревитализации нимканов и нимгаканов. Дети, владеющие языком и пробующие сказывать эпос родного народа, приглашаются на республиканские фестивали и обучающие заезды в детские образовательные центры, зимние и летние лагеря.
Но в весьма приближенной степени школами олонхо можно называть лишь Бетюнскую среднюю общеобразовательную школу (СОШ) Амгинского улуса, Тасагарскую СОШ Вилюйского улуса, Кэнтикскую СОШ Верхневилюйского улуса, неполную СОШ маленького села Тарат Мегино-Кангаласского улуса, и в целом вся подготовка сказителей олонхосутов идет в стихийном порядке в основном усилиями наставников-энтузиастов (Усуйааччы), а также организаторов-общественников из среды народа, объединенных в республиканскую ассоциацию Олонхо. Отсюда возникает и начинает углубляться проблема межпоколенной связи, передачи и дальнейшего сохранения традиционного устного эпического сказительства олонхолосун, так удивительно возродившегося в наши дни и вот уже три десятка лет не теряющего свою привлекательность для лиц с особым природным даром. Феномен ренессанса олонхо ждет дальнейшего изучения, в данный же момент важно сохранение достигнутого и преобразование этих фактов в реалии повседневности в культуре этноса.
Автор с 1996 г. участвует в данном движении и ведет наблюдение за детьми дошкольного и школьного возраста и молодежи до 35 лет, занимающихся аудированием текстов олонхо. За это время выросло целое поколение, которое с рождения слышит живые звуки олонхо, живет в мире олонхо. Большинство исполнителей олонхо пока воспроизводят выученный/перенятый наизусть текст, но есть и такие дети и молодые люди, которые поистине чудесным образом изрекают из себя канонические тексты олонхо – нигде и никем ранее не зафиксированные, совершенно оригинальные. Если общее количество детей и молодежи, устойчиво занимающихся сказительством олонхолосун на данное время в общем достигает 300 и более человек, то количество авторов сказителей среди них всего около 10. Все сопричастные к сфере эпического сказительства этих феноменальных детей и молодых людей поименно знают, ведется мониторинг их репертуара, длительности и качества аудирования, куда входит речитатив текста олонхо и исполнение песенных ролей персонажей. Также отслеживается состояние их интереса, мотивации, желания и тяги к эпическому сказительству.
Отсюда даже непосвященному становится понятно, что детей необходимо специально учить, целенаправленно готовить к сказительству олонхолосун, чтобы они стали субъектами-носителями эпической традиции – олонхосутами. Дар сказительский может лучше раскрыться лишь при наличии тандема «наставник – ученик», что на якутском языке называется «усуйааччы – усуйуллааччы». Отсюда вытекает, что на местах тёлбэ, наслег, улус в свое время были самобытные и теперь стали необходимы специальные Школы олонхо. Исходя из изложенного, по инициативе автора статьи коллектив ученых и педагогов-наставников детей-олонхосутов в 2022 г. разработал Модель школы олонхо, а затем и Проект реализации такой модели в Республике Саха (Якутия). Но, несмотря на усилия коллектива авторов и руководства общественной организации Ассоциация олонхо, процесс реализации данного Проекта не сдвинулся с места, еще не привлек внимание властей республики, в первую очередь Министерства образования.
Цель исследования – критический анализ Проекта реализации модели школы олонхо, способной стать связующим звеном в будущей экосистеме профессионального образования сказителей олонхосутов в Республике Саха (Якутия).
Материалы и методы исследования
Материалы исследования – образовательные программы и концепции общеобразовательных и профильных школ Республики Саха (Якутия) Российской Федерации, находящиеся в свободном доступе в сети интернет (см. список литературы к статье). Методология исследования основана на принципах гуманистической педагогики, теоретических положений педагогической культурологии, на общих целях российской государственной системы образования, ставящей своей конечной целью свободную творческую личность. Последнее подразумевает этническую личность. Использованы методы критического анализа, ситуативного анализа на базе исследования, методы обобщения и моделирования, проектный метод, метод организационного проектирования, элементы стратегического и прогностического анализов.
Результаты исследования и их обсуждение
Идея анализируемого Проекта заключается в разработке Модели школы олонхо и планировании поэтапных путей ее реализации в системе общего профильного образования в Республике Саха (Якутия). Проект был разработан методом организационного планирования группой лиц, непосредственно участвующих (в основном на общественных началах) в деле подготовки детей и молодых исполнителей эпоса олонхо. Проект был обсужден на площадках научно-практических конференций республиканского и регионального масштабов и опубликован автором в сборниках материалов таких конференций, а также в научных журналах [1]. Со времени разработки Проекта прошло три года, и, как говорится в поговорке, «обещанного ждут три года», но никаких продвижений в деле реализации проекта в республике не происходит. В Проекте представлены разработка схемы процесса становления сказителя олонхосут в современных условиях, а также Модель однопрофильной школы олонхо, которую предлагается назвать «Олоҥхо кыһата». Кыһа понимается как кузница, в которой могли бы выпестовываться будущие профессионалы – сказители Олоҥхоһут. В республике с 2005 г. успешно работает национальная гимназия «Айыы кыһата», в разработке концепции которой приняла участие автор данной статьи. Название гимназии было придумано также по аналогии с кузницей – в стране издавна принято называть профессиональные учебные заведения кузницами кадров. Также в якутском языке слово Кыһа означает кузницу, и также с самого начала создания общеобразовательных школ в Якутии их стали называть Кыһа. С этих позиций можно предположить, что с названием разработанной Модели не может быть никаких недоразумений. Проблема отсутствия внимания к реализации данного Проекта и Модели может заключаться в иных сторонах практического решения вопроса. Поэтому предпринята попытка поэтапного рассмотрения разработанных документов – указанного Проекта и предложенной в нем Модели.
Как сказано в Проекте, объектом исследования являлись пути реализации авторской модели профильной Школы базового образования, а предметом – проектирование реализации авторской модели школы «Олоҥхо кыһата». Какие же пути реализации Модели предусматривались авторами, как эти пути отражены в Проекте – если таковые не указаны или указаны недостаточно четко, то причина отсутствия внимания властных структур республики может быть в этом. По опыту открытия национальной гимназии «Айыы кыһата» выяснилось, что требуется указать даже строку бюджета и источник финансирования строительства здания гимназии. Более 10 лет потребовалось, чтобы добиться строительства этого здания в г. Якутске. Заказчиком выступала родительская общественность, которую тогда удалось поднять для формулирования социального заказа иметь в столице республики национальную гимназию – обучающую детей на основе родного языка и традиционной культуры. Родители, как равноправные с педагогами субъекты культурного образования, в течение двух десятилетий огромными усилиями добились своей цели, и гимназия теперь работает – правда не без повседневных проблем, связанных именно с документами на право введения своей специальной образовательной программы.
Если обратить внимание на задачи, поставленные разработчиками рассматриваемого Проекта, то они отражают поэтапное внедрение Модели школы «Олоҥхо кыһата» в отдельно взятых улусах, чтобы постепенно создать республиканскую сеть таких школ, специализированно занимающихся подготовкой новых поколений сказителей олонхосут.
Здесь задача, сформулированная как «продумывание механизмов реализации создаваемой модели школы «Олоҥхо кыһата», не совсем точно перекликается с поставленной в Проекте целью: там говорится о путях реализации, а здесь – о механизмах. Но принципиального противоречия здесь нет. Пути реализации включают в себя механизмы реализации. Однако в Проекте ни первое, ни второе не расшифрованы, и это может служить второстепенной причиной для отклонения вопроса рассмотрения реализации Проекта в республике. Главным же условием реализации Проекта выступает его финансирование из бюджета республики. Это мнение вполне обоснованно.
Содержание работы по реализации Проекта, разработанное авторами, не вызывает никаких существенных затруднений для правильного понимания. Феноменологическая модель образования (ФМО), основанная на теоретических разработках Э. Гуссерля, А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др., как нельзя лучше подходит для школ олонхо, поскольку она призвана готовить феноменальные личности современных сказителей олонхосут. Как «селекционная школа», готовящая в лице будущих олонхосутов элиту нации, Школа Олонхо соответствует типу «школ свободного ребенка», дающего детям возможность самоопределяться и самостоятельно развиваться – становиться свободными субъектами гражданского общества. Последовательно реализуемые действия/деятельность самого обучающегося, выражаемые в цепи Интенция – Феноменологическая редукция – Гештальт – Я-концепция, приведут к цели этнокультурного образования. Эти действия достаточно описаны в науке, и множество школ страны и республики успешно пользуются данными педагогическими технологиями, готовя свободную творческую личность – соответственно цели, выдвигаемой Доктриной образования РФ. «Школа должна стать мотивированным пространством деятельностей, быть открытой для сообществ, для присутствия в них родителей, не как пассивных контролеров предоставления образовательных услуг, а как активных участников социальной ситуации, обустраивающих школьную жизнь» [2; 3; 4, с. 59]. В случае проектируемой школы олонхо также и наставники олонхо из числа общественности должны будут иметь свободный доступ в такие школы. ФМО в качестве основного научно-педагогического подхода подразумевает диалог между философией и педагогикой, в ходе которого возникает особый вид знания и в целом мировоззрения. Последнее, как известно, носит название «образовательной методологии», признающей педагогику прикладной философией. Школа «Олоҥхо кыһата» методологически опирается также на традиционную систему под названием Педагогика олонхо, успешно реализуемую в ряде школ Республики Саха (Якутия) и являющуюся изобретением якутских этнопедагогов во главе с Е.П. Чехордуной [5; 6]. Также в республике работает региональная комплексная программа «Эркээйи эргиирэ» по саморазвитию обучающихся, методологическими основаниями которой выступают указанные выше положения педагогической культурологии [7]. Данная программа воспринята в ряде школ республики с 2021 г. К примеру, в Тасагарской средней общеобразовательной школе им. Н.Н. Каратаева в Вилюйском улусе, считающейся школой олонхо, успешно реализуется комплексная Программа, сочетающая Педагогику олонхо и Эркээйи эргиирэ [6] – буквально в текущем 2025 г. на базе данной школы проведен республиканский методический семинар-практикум «Духовно-нравственное становление личности ребенка в пространстве саморазвития». Отсюда становится очевидно, что методологические основания разработанного Проекта не могут вызывать недоверие со стороны управления отечественной государственной системой образования.
Вопрос об образовательных программах (ОП) будущих школ олонхо опускаем, поскольку ОП выбираются конкретными школами в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), где предусматривается национально-региональный компонент ОП.
Рекомендуемые формы и методы работы с детьми олонхосутами представлены из опыта практической работы известных в республике наставников Усуйааччылар, а также авторов Проекта: Софроновой Анисии Даниловны, Троевой Веры Иннокентьевны, Тимофеева Никандра Прокопьевича, Григорьевой Маргариты Егоровны, Сивцевой Лидии Степановны, Мордовской Натальи Иннокентьевны, Лугиновой Зинаиды Петровны, Марковой Лены Константиновны и многие другие [8; 9]. Каждый из перечисленных представляет собой автора уникального опыта этого нового для отечественной системы образования вида работы, а также сам является носителем эпической традиции саха. Названные лица в основном люди преклонного возраста, но среди наставников есть и молодые исполнители олонхо, которые уже сами становятся наставниками Усуйааччы. Среди последних особо следует отметить тех, кто защитил диссертации на соискание ученой степени – это автор олонхосут Ю.П. Борисов, исполнительница олонхо З.А. Стрекаловская, которые имеют опыт научного руководства над работой школ и институтов [6; 10]. Кузницей научных кадров по олонхо становится НИИ Олонхо при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Автор считает, что педагогические методы разрабатываются практиками, а ученые-методисты, описывая такие методы, доводят их до уровня методик. Далее происходит распространение описанных методик, и если педагоги усвоят предлагаемые методики, если методики понравятся педагогам, то произойдет тиражирование этих методик, и тогда последние преобразуются в педагогические технологии. Описанный процесс за годы приобщения детей и молодежи к эпическому сказительству идет достаточно устойчиво, и авторский коллектив Проекта способствует дальнейшему тиражированию методик наставников Усуйааччылар. Изложенное выступает уникальным педагогическим опытом, требующим отдельного научного изучения и методического подхода. Наработанный указанными наставниками опыт методической работы по подготовке детей-сказителей будет обеспечивать создаваемые школы олонхо и служить верной гарантией успеха дела.
В общем предметном образовании автор настоятельно предлагает использовать имеющиеся вариативные образовательные технологии, к примеру: в начальном звене – вероятностное витагенное образование на родном языке этноса; в среднем звене – культурогенное саморазвивающее образование; в старшем звене – диалоговое обучение. Отметим, что данные технологии еще далеко не освоены педагогами республики, а для достижения настоящего мастерства необходимо время и трудолюбие. Все учебные предметы должны быть направлены на достижение детьми многоязычия на основе родного языка. Результат предметного образования исходит из общей цели и одновременно из диагностируемых целей, предполагающих деятельность самих детей, и формулируется в точности так, как в Доктрине образования РФ: «свободная творческая личность». К данной формулировке конечной цели культурного образования, которое на самом деле является этнокультурным, следует ввести уточнение и формулировать цель как «свободная творческая этническая личность». И это оговорено в разработанной Модели [1].
Исходя из сказанного, формулировка ожидаемого результата Школ олонхо вполне обоснована и понятна. Ожидаемый результат работы сформулирован достаточно четко и сопровожден соответствующими измерителями. Если критически подойти ко всему перечисленному, то последовательность изложения получаемых компетенций может не совпадать с представленной очередностью – вполне возможно, что сначала необходимо научиться слушать эпическое сказание, а потом уже входить в мир сказителей олонхо и начинать понимать смыслы текстов олонхо. Такое тоже допускается и имеет место быть в практике эпического сказительства олонхолосун среди детей. В детской субкультуре саха вырабатывается совершенно новый вид творческой самореализации растущих, который по сути своей выступает в качестве обновления некогда имевшейся традиции – буквально до первой половины ХХ в. будущие сказители уже в детском возрасте начинали заниматься сказительством. Такие факты изобилуют в биографиях многих олонхосутов, собирающихся в Энциклопедии олонхо, готовящейся к выпуску Институтом олонхо при СВФУ. Автор данной работы принимает самое непосредственное участие в этом удивительном процессе в качестве исследователя, эксперта, а также и наставника.
Критерии/измерители достижения конечного результата Школ Олонхо должны исходить из поставленных самими детьми целей и задач саморазвития и соответствовать получаемым компетенциям. В Проекте представлены примерные критерии, соответствующие ожидаемым конечным результатам Школ олонхо – измеримые количественные и оцениваемые качественные. Также в качестве критериев инкультурации в мир олонхо приняты измерители по трем Кут, разработанные в школе «Айыы кыһата» под научным руководством Г.С. Поповой (2007).
В республике осуществлен и продолжает вестись ряд диссертационных и других фундаментальных научных исследований по использованию материалов олонхо в этнокультурном образовании [10–12]. Авторы этих оригинальных трудов являются учеными-практиками и прочно держат связь со школами и другими учебными заведениями, сами являются педагогами-практиками. Ассоциацией олонхо, НИИ Олонхо, Центром Олонхо и вновь создаваемым Институтом геокультурного развития Арктики регулярно проводятся научно-методические конференции и фестивали не только республиканского и регионального уровня, но и всероссийского с международным участием, а также и международного. На этих конференциях, семинарах, форумах, фестивалях обобщается достигнутое и ставятся новые проблемы в процессе возрождения эпического пространства Земли Олонхо [13]. Также в школах организуется работа по сотрудничеству наставников по олонхо с учителями якутского языка и литературы, педагогами-культурологами, учеными-филологами, что положительно сказывается на работе наставников [14; 15]. Здесь, к слову, следует отметить, что наставниками по олонхо становятся не обязательно филологи, среди наставников часто встречаются специалисты другой сферы деятельности. Вся библиография якутского героического эпоса олонхо издана Национальной библиотекой РС (Я) в 2015 г., где можно найти любой необходимый источник, изданный по 2013 г. [16]. Издания последних годов представлены в интернете в свободном доступе. Отмечается активная публикация практического опыта работы по приобщению детей, молодежи и в целом всех указанных выше четырех возрастных категорий исполнителей к миру олонхо.
Заключение
Поставленная в статье цель вполне измерима и достигнута, поскольку разработанная Модель является реальным аналогом желаемых Школ Олоҥхо Кыһата. Три года ожидания внедрения Проекта в жизнь обнажили основную причину задержки решения вопроса – отсутствие финансирования. План внедрения модели профильной Школы Олоҥхо кыһата в жизнь предусматривает стратегические шаги для достижения поставленных целей и предполагает практические поэтапные действия, указанные в Проекте. На самом деле План постепенно реализуется, но народ работает за счет своих ресурсов без специального финансирования, поэтому процесс идет медленно и стихийно.
Конечным результатом дела возрождения эпической культуры саха явится наличие живых субъектов носителей эпической традиции, аутентично проявляющих природный дар сказительства олонхолосун, и действующая сеть школ олонхо выступит необходимым условием получения этого результата. Все остальные разнообразные и многоплановые формы работы по эпосу олонхо в республике по сути своей направлены на получение нового поколения живых олонхосутов, которым нужна школа как среда выращивания.
Авторский коллектив разработчиков Проекта представляет собой не только компетентных, но и увлеченных знатоков и носителей эпического наследия саха. Им как наиболее заинтересованной стороне остается принимать на себя контроль за исполнением всех шагов Плана введения Проекта в жизнь. После решения вопроса финансирования работа далее будет вестись по действующему Плану, где основная организационная роль должна принадлежать Министерству образования РС (Я). По опыту внедрения в жизнь, к примеру, Программы «Эркээйи эргиирэ» можно сказать, что без руководящей роли Министерства любое начинание в сфере этнокультурного образования реально неосуществимо. Данная статья должна способствовать обращению внимания всех заинтересованных сторон на неотлагаемое дело ревитализации олонхо и подготовки нового поколения профессиональных олонхосутов. В ином случае народ будет иметь горы печатной, визуальной и иной продукции по олонхо, а исполнителей и слушателей олонхо в наличии не окажется. Последнее становится явью во многих улусах саха, которые за два десятка лет так и не взялись за сколько-нибудь значимый проект в сфере возрождения и дальнейшего развития феноменов олонхо, олонхосут, олонхолосун, олонхону истии и, наконец, наставник по олонхо.
Результаты исследования послужат основой для практической реализации идеи Проекта – создания школ олонхо в образовательных округах республики, а затем и развертывания действующей республиканской государственной сети школ олонхо. Последнее обеспечит преемственность в выращивании и воспитании новых поколений сказителей олонхо, способных к традиционному аутентичному сказительству олонхолосун и к межпоколенной передаче эпической традиции саха. Таким образом, а не никак иначе, возродится самобытная система воссоздания и непрерывной межпоколенной передачи опыта аутентичного устного эпического сказительства олонхолосун – и народ саха готов будет ответить перед ЮНЕСКО, что поставленная перед ним историческая задача выполнена. В перспективе Проект получит стратегическое значение в практике сохранения культурного наследия человечества, так как результаты исследования по своей сути подходят для любого этнического сообщества, решившего возродить и развивать свое эпическое наследие.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Попова Г.С. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОЛОНХО // Международный журнал экспериментального образования. 2025. № 5. С. 22-28;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12217 (дата обращения: 18.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/mjeo.12217

