Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,827

ИЗУЧЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Нехорошева И.В. ORCID ID 0009-0007-7148-4777 1
1 ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Нехорошева И.В. - разработка концепции, проведение исследования
Содержание образования должно способствовать формированию готовности преодолевать жизненные трудности. Цель исследования – оценка влияния образовательной информации о сложностях жизненного и профессионального пути великих педагогов и психологов на формирование элементов мировоззрения (обобщающих мировоззренческих суждений, выводов), помогающих преодолевать собственные жизненные трудности студентов. Описаны особенности содержания экспериментального курса по истории социальной педагогики, в котором особое внимание уделено изучению трудностей жизни великих педагогов и психологов. Представлены результаты опроса 78 студентов 2, 3 и 4-го курсов психолого-педагогического профиля обучения. Задавались три вопроса: 1) какие выводы сделал респондент при изучении трудностей жизни выдающихся личностей, 2) помогут ли ему эти выводы в преодолении трудностей собственной жизни, 3) оставить ли эту информацию в курсе. При обработке ответов на первый вопрос получено и описано 11 типов выводов. Наиболее часто встречаются два типа: «надо идти вперед, даже если очень трудно, все возможно преодолеть» (53 % опрошенных) и «горение своим делом, преданность ему, дает силы пройти личные испытания и добиться профессионального успеха» (20 % опрошенных). По вопросу № 2 высказались положительно 95 % опрошенных. По мнению 47 % студентов, полученные знания помогают им верить в свои силы, не останавливаться при неудачах, менее трагично воспринимать свои проблемы. По вопросу № 3 высказались положительно 99 % опрошенных. Результаты исследования показывают выраженный положительный эффект от включения подобного аспекта в содержание курса.
студенты
воспитание
мировоззрение
психологическая поддержка
жизнестойкость
великие педагоги и психологи
жизненный путь
трудности жизни
1. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 90–121. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-90-121.
2. Chua J.H., Cheng C.K.T., Cheng L.J. [et al.] Global prevalence of resilience in higher education students: A systematic review, meta-analysis and meta-regression // Current Psychology. 2023. Vol. 42, Is. 26. P. 22645–22663. DOI: 10.1007/s12144-022-03366-7. EDN: SFXUHM.
3. Нехорошева И.В. Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 25–29. EDN: PZSOMZ.
4. Promislo M., Giacalone R.A., Welch J. Consequences of concern: Ethics, social responsibility, and well-being // Business Ethics: A European Review. 2012. Vol. 21, Is. 2. P. 209–219. DOI: 10.1111/j.1467-8608.2011.01648.x.
5. Giacalone R.A., Jurkiewicz C.L., Promislo M. Ethics and Well-Being: The Paradoxical Implications of Individual Differences in Ethical Orientation // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 137. Р. 491–506. DOI: 10.1007/s10551-015-2558-8.
6. Нехорошева И.В. Ценности людей с различной нравственной направленностью // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2 (52). С. 360–366. EDN: RWGYFP.
7. Елисов А. «Великолепная семерка». Технология в урочной системе (Педагогика смыслов в формировании духовных ценностей молодого поколения) // Духовно-нравственное воспитание. 2019. № 2. С. 35–47. EDN: ZDOHJS.
8. Карпова Е.П. Патриотическое воспитание молодежи // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4. № S6-2. С. 19–27. EDN: HRRHKI.
9. Гаранина И.А., Трегубов В.Н. Профессиональное воспитание студентов на примерах жизни и деятельности выдающихся лидеров здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 1 (33). С. 47–54. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-11005. EDN: YLMPCQ.
10. Ян Коменский: великий реформатор системы образования (к 425-летию со дня рождения) // Учебный год. 2017. № 3 (48). С. 10–12. EDN: ZGVJCV.
11. Бим-Бад Б.М. Ян Амос Коменский – вызов человечеству // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 21–26. EDN: YQRFYX.
12. Сидорова А.Ю. Педагогическая деятельность Марии Монтессори // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2019. № 5 (9). С. 43–48. EDN: PSRLJG.
13. Сэлинджер А.Г. Как создавалась «Азбука» Л.Н. Толстого // Время науки. 2019. № 3. С. 31–39. EDN: KEOHYJ.
14. Шевелев А.Н. «Сложные моменты» биографии К.Д. Ушинского // Непрерывное образование. Секция: Из истории педагогических идей и воззрений. 2023. № 1 (43). С. 117–128. EDN: LJTUEG.
15. Помелов В.Б. С.Т. Шацкий: «Вернуть детям детство!». К 140-летию выдающегося отечественного педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). С. 109–115. DOI: 10.30853/pedagogy.2018-1.23. EDN: WDPWUX.
16. Романов А.А. Гуманистический проект С.Т. Шацкого (К 100-летию со дня основания колонии «Бодрая жизнь») // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С. 39–51. EDN: TJXCTH.
17. Ткаченко А.В. Педагогические и непедагогические злоключения подвижника социального воспитания // Социальная педагогика. 2019. № 4. С. 59–76. EDN: SHVDFF.
18. Yan X.V., Oyserman D., Kiper G., Atari M. Difficulty-as-Improvement: The Courage to Keep Going in the Face of Life’s Difficulties // Personality and Social Psychology Bulletin. 2023. Vol 50, Is. 7. P. 1006–1022. DOI: 10.1177/01461672231153680.

Введение

Жизнь современных людей протекает в условиях неопределенности жизненных перспектив, экономической нестабильности, высокой конкуренции, повышенных нагрузок, текучки кадров и не всегда доброжелательных социальных взаимоотношений. В связи с этим актуальна проблема жизнестойкости студентов, особенно на этапе окончания учебной деятельности [1]. Международные исследования выявляют низкий уровень жизнестойкости у 39 % студентов [2].

Современные условия жизни более трудны не только для людей менее жизнестойких, но и для людей с более высоким уровнем нравственного развития, в частности для людей с низким уровнем эгоизма и отказывающихся преступать через нравственные нормы ради облегчения условий жизни [3]. Более высокий уровень развития нравственного сознания может приводить к снижению показателей субъективного психологического благополучия из-за чрезмерной ответственности [4, с. 215], из-за более внимательного отношения к моральной стороне жизни [5], из-за обеспокоенности нравственными проблемами общества и трудностей социально-психологической адаптации [3]. При этом для людей с более высокими нравственными качествами в целом характерна более просоциально ориентированная система ценностей [6].

Выпускники психологических и педагогических профилей обучения, с одной стороны, должны быть носителями более просоциальных ценностей, «нравственными маяками», проводниками более высоких нравственных принципов в жизни, поскольку именно они будут целенаправленно влиять на сознание детей, молодежи и взрослых людей. А с другой стороны, исходя из вышесказанного, при более высоком уровне нравственного развития они могут быть менее жизнестойкими и менее адаптированными к жизни. Таким образом, можно утверждать, что подготовка студентов к трудностям жизни, воспитание правильного отношения к трудностям жизни, развитие жизнестойкости – это актуальная задача для всех студентов, но для студентов психологических и педагогических профилей она актуальна вдвойне.

Содержание образования должно не только давать знания, но и воспитывать. Общеизвестен способ воспитания посредством образца. Он широко распространен в области нравственного и патриотического воспитания школьников и дошкольников [7; 8]. Изучение студентами трудностей жизни великих педагогов и психологов могло бы стать важным элементом воспитания и психологической поддержки студентов, укрепления их жизнестойкости и веры в свои силы. Однако этому вопросу уделено крайне мало внимания как в научной литературе, так и в учебной. Современные учебники по истории педагогики и психологии, на наш взгляд, перегружены количеством дат, фамилий, определений, систематизаций и т.д. В них крайне редко рассматриваются трудности жизненного пути великих педагогов и психологов. В области научных исследований крайне мало работ о влиянии образовательной информации о преодолении трудностей жизни великими педагогами и психологами на формирование мировоззрения студентов, на жизнестойкость студентов, на субъективные оценки полезности этой информации для психологической поддержки студентами самих себя. Некоторые близкие исследования проводились в области медицины [9].

Цель исследования – оценка влияния образовательной информации о сложностях жизненного и профессионального пути великих педагогов и психологов на формирование элементов мировоззрения (обобщающих мировоззренческих суждений, выводов), помогающих преодолевать собственные жизненные трудности студентов.

Материалы и методы исследования

Опрашивались студенты Государственного университета просвещения 2, 3, 4-го курсов профиля обучения «Психология и социальная педагогика», которые на первом курсе, в первом семестре, проходили экспериментальный курс по истории социальной педагогики. Всего 78 чел. в возрасте M = 20 лет, SD = 1,1 года. Курс преподавался в соответствии с рабочей программой дисциплины, разработанной и утвержденной в 2022 г. Заранее студентов не предупреждали о проведении опроса, то есть у них не было времени заранее обдумать ответы. Исследователей интересовало мнение и выводы, которые студенты способны сформулировать «с ходу», а значит, извлечь из своего мировоззрения уже сформулированные взгляды и мнения, а не выдумывать новые. Опрос проходил добровольно, письменно, анонимно.

Инструкция к опросу была следующей: «Товарищи студенты, здравствуйте. В курсе “История социальной педагогики” вы проходили идеи, труды и результаты социально-педагогической деятельности великих людей (Я.А. Коменский, Мария Монтессори, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др.). Но кроме этого, вы знакомились со сложностями их жизненного пути, как объективными (войны, болезни, состояние здоровья и т.д.), так и связанными с другими людьми и обществом (особенности социальных стереотипов, непонимание, критика, противодействие и т.д.). Кратко ответьте, пожалуйста, на три вопроса. Ваше мнение очень важно». В опросных листах формата А5 было напечатано три вопроса.

1. Какие выводы сделали вы для себя, основываясь на знаниях трудностей жизни великих социальных педагогов?

2. Поможет ли вам знание их жизненного пути в преодолении трудностей вашей жизни?

3. Нужно ли оставить эту информацию в курсе?

Особенности содержания экспериментального курса по истории социальной педагогики

Курс выстраивался вокруг таких выдающихся личностей, как Я.А. Коменский, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др. Студентов знакомили с их основными идеями и результатами профессиональной деятельности, имеющими социально-педагогическое значение. При этом ненавязчиво подавалась информация об их жизненном пути и тех трудностях, с которыми они сталкивались.

Жизнь Я.А. Коменского сложно приравнять даже к нескольким жизням обычного человека по количеству тяжелых испытаний, выпавших на его долю. Это преследования и гонения в ходе Тридцатилетней войны; эпидемии; тяжелые утраты близких: родителей, жен, детей; потеря имущества, сожжение его библиотеки и рукописей в г. Фульнеке и г. Лешно [10]. На пути реализации своих идей Коменскому приходилось преодолевать большой объем критики. Так, его критиковали за попытку построить систему обучения исходя из природных закономерностей; ему ставили в упрек создание такого метода, при котором гарантировалось бы достижение целей обучения, и механичность этого метода, хотя первой его целью была борьба со школьной зубрежкой [11].

Марии Монтессори пришлось пережить две мировые войны, предательство близкого человека и трагедию, связанную с сыном. Ей пришлось доказывать свою способность учиться, работать и вести сложную научную деятельность наравне с мужчинами; это воспринималось как вызов обществу [12]. При жизни Монтессори ее метод получил не только признание и распространение, он также подвергался жесткой критике. В годы главенствования идеологии фашизма в Италии у нее начался конфликт с правительством, она подвергалась преследованиям из-за отказа внедрять эту идеологию в свои школы, в итоге ей пришлось покинуть страну в 64 года, что непросто даже в современных условиях.

Графу Л.Н. Толстому на пути реализации своих педагогических идей пришлось столкнуться с доносами и нападками на просветительскую деятельность в Ясной Поляне, с обыском, с отказом земства поддержать педагогические курсы для грамотных крестьян. Много сил и времени было вложено в разработку азбуки. Идея ее создания вынашивалась больше двух лет, затем около года ушло на разработку. Как писал Толстой, «азбука моя не дает мне покоя для другого занятия… Я все прибавляю, убавляю и изменяю. Что из этого выйдет, не знаю, а положил я в него всю душу» [13, с. 32]. Итоговый вариант 1872 г. включал четыре книги общим объемом 758 страниц. Первый вариант азбуки не получил рекомендации Министерства народного просвещения, был раскритикован, причем и со стороны педагогов и методистов, и со стороны литературных критиков. В отзывах об азбуке критики находили у писателя вирус «эстетического самодурства», а его труд странным и смешным, написанным на орловско-калужском наречии [13, с. 35]. Лишь через два года Толстой взялся за переработку азбуки, доведя начатое дело до конца.

К.Д. Ушинский был уволен из Демидовского лицея без явных оснований, «на всякий случай», в контексте особенностей политики того времени [14, с. 119]. Разослав тридцать прошений в учебные заведения об устройстве на работу, ни на одно не получил положительного ответа. Из-за интриг и болезни легких был вынужден покинуть Смольный институт [14, с. 122–123]. Слабое здоровье Ушинского позволяло ему работать в общей сложности не более трех месяцев году, остальное время он болел [14, с. 120]. Заграничная пятилетняя командировка «представляла сочетание почти беспрерывной борьбы великого педагога с непрекращаю­щейся болезнью (туберкулез) и постоянной научной рабо­ты. В реальности этот смертельно больной че­ловек, который имел полное моральное право заниматься спасением собственной жизни, ни на минуту не прекращал свою педагогическую деятельность» [14, с. 124].

Педагогические взгляды и идеи С.Т. Шацкого встречали не только признание и поддержку, но и критику, причем несправедливую. Были обвинения в проведении «социализма среди детей» [15, с. 111], обвинения в принадлежности его к правому крылу московских педагогов, а также в либерализме, русофильстве, толстовстве как идеях, не соответствующих официальным установкам того времени [16, с. 49–50]. В колонии «Бодрая жизнь» в огне сгорели пятьдесят печатных листов сочинений С.Т. Шацкого, и восстановить их не удалось [16, с. 49–50]. Потеря рукописей является серьезным испытанием для любого педагога и ученого. К перечисленному можно добавить отказ в открытии первой частной школы, отказ в создании кирпичного завода, закрытие общества «Сетлемент» и учреждений, связанных с обществом, закрытие Первой опытной станции.

У А.С. Макаренко было слабое здоровье с самого детства, и, если бы он исходил из интересов собственного благополучия, то вряд ли бы променял более комфортные городские условия жизни на создание в сельских заброшенных зданиях колонии для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. И все это в условиях послевоенной разрухи, надвигающегося голода, бандитизма, эпидемии [17, с. 60]. За что только не критиковали А.С. Макаренко: за введение самоуправления, за строгую дисциплину, за конкуренцию между отрядами, карманные деньги для колонистов, отсутствие сознательной дисциплины, недемократичность совета командиров как главного органа самоуправления, недостаточность влияния комсомольской ячейки, отсутствие творческой и кипучей жизни и т.д. [17, с. 60–64]. Но одним из самых трагических событий в его жизни была необходимость ухода из беспрецедентной по эффективности колонии им. М. Горького, а затем наблюдение за ее разрушением [17, с. 60].

Всех этих великих людей объединяет несломленное устремление и энтузиазм. Они жили не своими личными делами и переживаниями, а социально значимыми идеями общего блага, идеями развития людей и служения отечеству. Они продвигались вперед вопреки трудностям жизни, они шли впереди своего времени, преодолевая сопротивление окружающей среды.

Закрепление материала проходило в виде домашнего просмотра видеофильмов [1] и прочтения отрезка «Педагогической поэмы» в дополнение или вместо последнего видео отрезка из одноименного фильма. Домашняя работа по «Педагогической поэме» заключалась в психологическом анализе трудностей налаживания отношений с первыми воспитанниками. Студентам предлагалось подумать над психолого-педагогической стороной этой истории и ответить, почему воспитанники колонии стали слушаться А.С. Макаренко. Нужно было выделить максимальное количество причин.

Кроме этого, проходило дополнительное закрепление материала в другом курсе, на следующем семестре. На практическом занятии студентами проводился культурно-образовательно-воспитательный квест, разработчик – автор статьи. На одном из этапов квеста нужно было вспомнить трудности жизни великих педагогов или психологов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты контент-анализа ответов на первый вопрос представлены в табл. 1. Сумма по столбцам не должна равняться 100 %. Она может быть более 100 %, так как можно было указать несколько выводов, или менее 100 %, так как кто-то из студентов не сделал ни одного вывода. Самый распространенный тип выводов касается целеустремленности; его сделали 73, 53 и 44 % студентов 4, 3 и 2-го курсов соответственно. Студенты сделали вывод, что надо идти вперед и не бросать свое дело, какие бы трудности ни преграждали путь.

Второй по частоте встречаемости вывод состоит в том, что если горишь своим делом, то это поможет тебе добиться профессионального результата и пройти через личные испытания. Такой вывод сделали для себя примерно 20 % студентов.

Согласно третьему типу выводов, распространенность которого в среднем 15 %, студенты запомнили, что новаторы прокладывают путь своим идеям с очень большим трудом и ценой огромных усилий в течение всей жизни. Некоторые студенты добавили, что выдающиеся новые идеи далеко не сразу принимаются обществом (вывод № 5).

Шестой тип выводов дали только студенты 2 и 3-го курсов. Этот тип выводов заключается в конструктивном отношении к жизненным трудностям: «Трудности жизни дают возможность стать сильнее. Они совершенствуют человека». Автор статьи проводила с этими группами тренинг отношения к жизненным трудностям. Основная идея тренинга была именно такой – «трудности – это ступени личностного роста». Возможно, фактом тренинга обусловлено наличие этого типа ответов у данных групп студентов. Однако, возможно, это не единственная причина. Широкие кросскультурные исследования показывают, что во всех культурах часть людей считает, что «трудности – это путь к совершенствованию» [18].

Остальные типы выводов встречаются редко, но все они очень достойные. Вывод № 9 о необходимости уметь обосновывать свою позицию, скорее всего, связан с учебной информацией о том, что дидактические принципы «Великой дидактики» Я.А. Коменского построены на базе «железных» аргументов из области функционирования природы и человеческой жизни, а Мария Монтессори, получив позитивные образовательные результаты, докладывала о них на многочисленных выступлениях на конференциях как внутри страны, так и за ее пределами. Выводы № 10 и № 11, вероятно, тоже касаются биографии Марии Монтессори.

Таблица 1

Типы ответов на вопрос № 1 «Какие выводы сделали вы для себя, основываясь на знаниях трудностей жизни великих социальных педагогов?» и доля респондентов, давших ответ определенного типа, %

Типы выводов

4

курс

3

курс

2 курс

1. Надо идти вперед, даже если очень трудно. Не нужно бросать начатое, надо идти до конца, не опускать руки. Упорство, труд, стремление преодолеют все трудности. Если у тебя есть воля, сила духа, то рано или поздно ты добьешься результата

73

53

44

2. Эти люди горели своим делом, их любовь и преданность своему делу дали им силы добиться профессионального результата и пройти через личные испытания

20

26

16

3. Нужно менять мир к лучшему, а не довольствоваться существующими методиками. Чтобы делать мир лучше, нужно много работать, много через что пройти. В мучениях и трудностях великие идеи прокладывают путь. Если твоя идея – полезная и важная, то нужно сделать все возможное, чтобы ее приняли в обществе, даже если никто этого раньше не делал

33

11

9

4. Что бы ни случилось в личной жизни, все можно преодолеть

13

21

3

5. Выдающиеся идеи не всегда оцениваются по достоинству современниками; обществу нужно время, чтобы принять новые идеи

 

21

 

6. Трудности жизни дают возможность стать сильнее, необходимо смотреть на трудности как на опыт и применять выводы из него (опыта) в будущем. Трудности, которые не «ломают», совершенствуют человека. Эти люди стали сильнее благодаря трудностям.

 

16

22

7. Столкновение с жесткой критикой не трагедия.

13

5

 

8. Служение людям – достойный смысл жизни.

 

5

 

9. Нужно уметь обосновывать свою позицию.

7

5

 

10. Жертвовать чем-то во имя общественного блага в определенных ситуациях необходимо.

 

5

 

11. Женщины тоже могут добиться многого

   

3

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Типы ответов на вопрос № 2 «Поможет ли вам знание их жизненного пути в преодолении трудностей вашей жизни?» и доля респондентов, давших ответ определенного типа, %

Типы ответов о том, как именно знание трудностей жизни великих людей поможет студентам

4

курс

3

курс

2 курс

1. Зная о них, сильнее веришь в свои силы. Помогает не останавливаться при неудачах. Дает силы преодолевать свои трудности жизни и менее трагично их воспринимать, так как у них еще тяжелее ситуация была

60

68

28

2. Опираясь на их пример как на образец морально сильных и целеустремленных людей. Они как ориентиры

 

5

22

3. Мотивирует к саморазвитию

7

11

9

4. Мотивирует прожить достойную жизнь

 

5

 

Источник: составлено автором.

На вопрос № 2 «Поможет ли вам знание их жизненного пути в преодолении трудностей вашей жизни?» ответило утвердительно 95 % студентов. Большинство пояснило свой ответ, указав, как именно им это поможет, хотя пояснений не требовалось. Результаты представлены в табл. 2.

Наиболее распространенный ответ (в среднем 47 %) заключается в том, что знание, насколько было тяжело великим людям, но они все преодолели, помогает студентам верить в свои силы и менее болезненно переживать свои личные проблемы, ведь «великим людям было тяжелее». Второй тип ответов тесно связан с первым, но он выделен отдельно, поскольку в нем объединены менее четко сформулированные ответы. Видимо, 22 % студентов-второкурсников пока сложно четко сформулировать свою точку зрения: многие из них писали, что им в целом важно иметь пример всего жизненного пути других людей, их жизненный путь – как дополнительный жизненный опыт.

Типы ответов № 3 и 4 встречаются реже. Некоторые студенты добавляли, что пример жизни великих людей мотивирует к саморазвитию и желанию прожить достойную жизнь.

Конечно, среди студенческих ответов встречались единичные противоположные точки зрения, не более трех ответов на всю выборку. Например, такая точка зрения: «Думаю, знание трудностей жизни великих людей мне не поможет, у всех свой путь преодоления, и опираться на чужой опыт нельзя».

В ответе на третий вопрос мнение было почти единогласным, 99 % ответили «да». Дальнейшее раскрытие ответа на вопрос не предполагалось. Но некоторые студенты пояснили свое мнение. Например, так: «понимаешь, что они тоже люди и ничто человеческое им не было чуждо, в том числе и страдания от жизненных невзгод». Или так: «это показывает человеческую сторону великих людей, больше к ним проникаешься и лучше запоминаешь информацию». Другие ответы: «Их жизненный опыт вызывает уважение; к ним начинаешь привязываться, сочувствовать. Их истории откликаются тебе самому», «Важно знать, что у них все было непросто».

Выводы

1. Изучение идей, трудов, результатов социально-педагогической деятельности великих педагогов и психологов, с акцентом на преодоление ими трудностей своей жизни имеет воспитательное значение в плане формирования мировоззрения, а также способствует психологической поддержке студентов.

2. Исходя из знаний трудностей жизни великих людей, студенты делают довольно много выводов. Все эти выводы социально позитивны. Наиболее часто встречаются два типа выводов. Первый: «надо идти вперед, даже если очень трудно, все возможно преодолеть» (53 % опрошенных). Второй: «горение своим делом, преданность ему дает силы пройти личные испытания и добиться профессионального успеха» (20 % опрошенных).

3. Подавляющее большинство, 95 % опрошенных, утверждают, что знание биографии, профессиональных достижений и трудностей жизненного пути выдающихся педагогов поможет им в преодолении собственных трудностей жизни. В частности, по мнению 47 % студентов, знание жизненного пути выдающихся педагогов помогает верить в свои силы, не останавливаться при неудачах, менее трагично воспринимать свои проблемы.

4. По оценке студентов, включение в курс биографии выдающихся педагогов и психологов, с акцентом на трудностях их жизненного пути, делает курс более живым, связанным с жизнью, более ярким и запоминающимся. Почти все, а именно 99 % опрошенных, считают необходимым оставить эту информацию в составе курса.

[1] Фильм «Учитель народов. Ян Амос Коменский», 20 мин. URL: https://rutube.ru/video/2db0a076bfb15e87b2671fd288b06a66/; Фильм «Мария Монтессори. Жизнь ради детей», 90 мин. URL: https://mchildren.com/film_zhizn_radi_detei?scan=e5b1caa6-4775-41ff-99bc-338425d8f117; Документальный фильм «Школа Льва Толстого», 26 мин. URL: https://vkvideo.ru/video-85393518_456256998?t=2s&ref_domain=yastatic.net; Первые 24 минуты фильма «Педагогическая поэма» о первых месяцах работы колонии. URL: https://yandex.ru/video/preview/10551625632451567650.


Конфликт интересов
нет

Библиографическая ссылка

Нехорошева И.В. ИЗУЧЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. 2025. № 5. С. 35-41;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12219 (дата обращения: 18.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/mjeo.12219