Целью исследования явилась оценка цитокинового профиля и компонентов стресс-реализующих и стресс-лимитирующих систем у больных черепно-мозговой травмой (ЧМТ) средней и тяжелой степенью тяжести.
Материалы и методы исследования. В работе произведена оценка клинико-лабораторных, биохимических показателей и гормонального профиля (кортизол, адрено-кортико-тропный гормон (АКТГ), интерлейкин (ИЛ)-1β, -4,-6,-10, β-эндорфины) у 25 пациентов с ЧМТ средней и тяжелой степени тяжести, находящихся на стационарном лечении в нейрореанимационном отделении ГБУЗ «ККБ № 1 им. С.В. Очаповского» города Краснодара. Критерии включения пациентов в исследование: возраст пациентов от 31 года до 52 лет, отсутствие аритмий сердца, отсутствие в анамнезе судорожных состояний, эпилепсии, тиреотоксикоза, добровольное согласие на участие в исследовании. Все 25 пациентов – это больные с ЧМТ, получающие стандартное лечение заболевания, согласно протоколу, ведения больных с ЧМТ. Биохимические исследования проведены в 1-е сутки и в динамике на 8-е сутки пребывания в стационаре. Статистическую обработку полученных данных осуществляли методами непараметрической статистики с помощью программы «Statistika 6». Данные работы представлены в виде M (средних значений) и m (стандартного отклонения средних величин). Сравнение выборок проведено по непараметрическому критерию Вилкоксона, с установлением уровня значимости *p≤0,05 и **p≤0,01.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами осуществлена обработка данных (содержание кортизола, АКТГ, цитокинов и β-эндорфинов) у 25 пациентов со стандартным лечением ЧМТ по протоколу. У пациентов, получающих только стандартное лечение ЧМТ по протоколу, отмечается тенденция к снижению уровня ИЛ-1β (p≥0,05). Также в этой группе отмечается тенденция к повышению уровня ИЛ-4 в плазме крови к 8-ым суткам лечения (p>0,05). Содержание ИЛ-6 в крови уменьшалось достоверно (p≤0,05). В плазме крови у больных ЧМТ с лечением по протоколу уровень ИЛ-10 на фоне достоверно снижался в 3,8 раза при уровне значимости p≤0,01. Эти изменения цитокинового статуса возникают компенсаторно и связаны со снижением активности воспалительного процесса (уменьшение уровня ИЛ-6) к 8-м суткам лечения. Обращает на себя внимание отсутствие изменения уровня β-эндорфинов, что также может объяснять незначительные изменения в цитокиновом статусе пациентов с ЧМТ средней и тяжелой степенью тяжести к 8-м суткам.
Выводы. Таким образом, у пациентов с терапией ЧМТ средней и тяжелой степенью тяжести мы не получили достоверного снижения основного провоспалительного цитокина ИЛ-1β, но отметили тенденцию к повышению ИЛ-4 и обратили внимание на отсутствие изменений в работе в стресс-лимитирующих систем (β-эндорфины). Отсутствие этих изменений говорит о необходимости поиска новых дополнительных подходов к лечению этой нозологии, чтобы предупредить повреждающее действие провоспалительных цитокинов. К таким методам относится ТЭС-терапия. Как свидетельствуют, многочисленные работы, при применении ТЭС-терапии, изменения в активности про- и противовоспалительных цитокинов более выражены [1, 2, 3, 4, 5, ].