Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2399 KB

Изменения требований к подготовке медицинского персонала, введение современных сестринских технологий в медицинскую практику, новых систем сертификации и аттестации медицинских кадров предопределили изменения в организации и содержании последипломного образования специалистов медицинского профиля.

В настоящее время система медицинского последипломного образования не отвечает в полной мере задачам обучения и переобучения специалистов, обеспечивающих в целом, качество медицинских услуг. Вместе с тем, Федеральным Законом об образовании принята структура системы высшего и последипломного образования, представленная совокупностью компонентов, на первом месте среди которых, Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательные программы, практически не отражающие специфику образования взрослых. В тоже время в профессиональной подготовке – образование взрослых рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, определяющая проблему изучения особенностей преподавательской деятельности на факультетах и отделениях повышения квалификации медицинских работников.

Повышение квалификации специалистов привлекает внимание в области профессионального обучения и переобучения в целостном контексте социально – экономических, психологических и педагогических аспектов этой деятельности. Становится очевидным, что преподавательскую деятельность в системе медицинского последипломного образования необходимо осуществлять с учетом следующих принципов:

– связь обучения с личными запросами;

– преемственность между этапами базовой подготовки и последующим образованием;

– взаимосвязь и координация между различными направлениями образования;

– взаимосвязь образования и самообразования взрослых;

– активность и самостоятельность слушателей в процессе обучения;

– целенаправленная организация и руководство самообразованием;

– дифференцированный подход к образованию слушателей разных возрастных категорий.

В связи с этим, преподавательская деятельность в системе последипломного образования, прежде всего, основывается на методах обучения практической направленности, которые могут сближаться с методами самой медицинской деятельности. Применение деловых игр, интерактивных семинаров, решение практических задач, анализ профессиональных ситуаций могут обеспечивать реализацию вышеперечисленных принципов обучения в системе последипломного образования, а также гибкость и разнообразие в содержании образовательных программ.

При этом, анализ сложной, многоплановой, постоянно развивающейся системы последипломного образования, требует поиска новых подходов к преподавательской деятельности и раскрытия психологических особенностей усвоения знаний взрослым человеком, педагогических условий организации образовательного процесса.

Опыт работы отделения повышения квалификации медицинских работников Московского областного медицинского колледжа № 1 позволил выявить, что к числу наиболее актуальных проблем преподавания относится проблема стимулирования обучения слушателей, их мотивации.

В настоящее время форма классно – урочного обучения не приносит должных результатов и необходимы изменения в работе со слушателями. Разработка и реализация комплекса педагогических условий организации преподавательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей слушателей, вариативности форм повышения квалификации, может улучшить эффективность системы последипломного образования специалистов. Это подтвердил и анализ опроса слушателей по вопросу улучшения качества преподавания на циклах повышения квалификации. Слушатели отмечали, что важными условиями повышения их учебной мотивации и качества обучения являются:

– гибкий график образовательного процесса;

– обучение на базе медицинских организаций;

– преподавателям больше времени уделять разбору проблемных и сложных профессиональных вопросов:

– не давать учебный материал «под диктовку»;

– предоставлять возможность приобретать методические материалы по различным направлениям профессиональной деятельности;

– увеличить объем часов на консультативные занятия по подготовке к сдаче компьютерного тестирования.

Таким образом, изучение особенностей преподавательской деятельности в системе медицинского последипломного образования требует «раздвижения» границ традиционных педагогических подходов к обучению слушателей и создания гибкой системы преподавания без отрыва от медицинской практики.