Изменения требований к подготовке медицинского персонала, введение современных сестринских технологий в медицинскую практику, новых систем сертификации и аттестации медицинских кадров предопределили изменения в организации и содержании последипломного образования специалистов медицинского профиля.
В настоящее время система медицинского последипломного образования не отвечает в полной мере задачам обучения и переобучения специалистов, обеспечивающих в целом, качество медицинских услуг. Вместе с тем, Федеральным Законом об образовании принята структура системы высшего и последипломного образования, представленная совокупностью компонентов, на первом месте среди которых, Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательные программы, практически не отражающие специфику образования взрослых. В тоже время в профессиональной подготовке – образование взрослых рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, определяющая проблему изучения особенностей преподавательской деятельности на факультетах и отделениях повышения квалификации медицинских работников.
Повышение квалификации специалистов привлекает внимание в области профессионального обучения и переобучения в целостном контексте социально – экономических, психологических и педагогических аспектов этой деятельности. Становится очевидным, что преподавательскую деятельность в системе медицинского последипломного образования необходимо осуществлять с учетом следующих принципов:
– связь обучения с личными запросами;
– преемственность между этапами базовой подготовки и последующим образованием;
– взаимосвязь и координация между различными направлениями образования;
– взаимосвязь образования и самообразования взрослых;
– активность и самостоятельность слушателей в процессе обучения;
– целенаправленная организация и руководство самообразованием;
– дифференцированный подход к образованию слушателей разных возрастных категорий.
В связи с этим, преподавательская деятельность в системе последипломного образования, прежде всего, основывается на методах обучения практической направленности, которые могут сближаться с методами самой медицинской деятельности. Применение деловых игр, интерактивных семинаров, решение практических задач, анализ профессиональных ситуаций могут обеспечивать реализацию вышеперечисленных принципов обучения в системе последипломного образования, а также гибкость и разнообразие в содержании образовательных программ.
При этом, анализ сложной, многоплановой, постоянно развивающейся системы последипломного образования, требует поиска новых подходов к преподавательской деятельности и раскрытия психологических особенностей усвоения знаний взрослым человеком, педагогических условий организации образовательного процесса.
Опыт работы отделения повышения квалификации медицинских работников Московского областного медицинского колледжа № 1 позволил выявить, что к числу наиболее актуальных проблем преподавания относится проблема стимулирования обучения слушателей, их мотивации.
В настоящее время форма классно – урочного обучения не приносит должных результатов и необходимы изменения в работе со слушателями. Разработка и реализация комплекса педагогических условий организации преподавательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей слушателей, вариативности форм повышения квалификации, может улучшить эффективность системы последипломного образования специалистов. Это подтвердил и анализ опроса слушателей по вопросу улучшения качества преподавания на циклах повышения квалификации. Слушатели отмечали, что важными условиями повышения их учебной мотивации и качества обучения являются:
– гибкий график образовательного процесса;
– обучение на базе медицинских организаций;
– преподавателям больше времени уделять разбору проблемных и сложных профессиональных вопросов:
– не давать учебный материал «под диктовку»;
– предоставлять возможность приобретать методические материалы по различным направлениям профессиональной деятельности;
– увеличить объем часов на консультативные занятия по подготовке к сдаче компьютерного тестирования.
Таким образом, изучение особенностей преподавательской деятельности в системе медицинского последипломного образования требует «раздвижения» границ традиционных педагогических подходов к обучению слушателей и создания гибкой системы преподавания без отрыва от медицинской практики.