Актуальность. Развитие человеческих ресурсов определено в качестве высшего приоритета Стратегического плана страны до 2020 года. Задачи создания современной системы образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников [1]. Организация должна обучить персонал исполнению обязательств по поставке продукции требуемого высокого качества. При этом должны быть учтены требования быстро изменяющейся конъюнктуры рынка и возрастающие потребности потребителя [2].
Материалы и методы. Требования к профессиональной деятельности преподавателя определяются ролями, которые он выполняет в рамках своей должностной компетенции. Это требования включают ожидания руководства вуза в целях реализации миссии и целей и ожидания обучающихся, как основных потребителей услуг.
Преподаватель медицинского вуза выполняет следующие роли – преподаватель, исследователь, медицинский эксперт и администратор. Для выполнения этих ролей преподаватель должен обладать соответствующими знаниями и навыками – компетенциями. Медицинский университет Астана для реализации своей политики по развитию профессорско-преподавательского состава определил 7 ключевых компетенций:
1. Знания и навыки по специальности;
2. Эффективное преподавание;
3. Оценка и экспертиза;
4. Планирование образовательных программ;
5. Исследования;
6. Лидерство и менеджмент;
7. Информационно-коммуникационные технологии.
Для формирования и развития необходимых компетенций преподавателя, в Медицинском университете Астана разработана и внедрена Программа развития профессорско-преподавательского состава на 2012-2016 годы, которая сфокусирована на следующих формах организации обучения:
– академическое наставничество;
– методические семинары;
– плановые модульные программы по компетенциям;
– семинары, мастер-классы, совещания по производственной необходимости;
– on-line обучение;
– магистратура по медицинскому образованию.
Развитие компетенций в рамках Программы проводиться поэтапно и по уровням: вводный, базовый, продвинутый. Вводный уровень – ориентация новых преподавателей.
Компетенция 1 – знания и навыки по специальности – реализуется через методические семинары на кафедре и выездные циклы повышения квалификации.
Развитие компетенций 2-7 реализуются через циклы повышения квалификации на базовом уровне и модули краткосрочных семинаров на продвинутом уровне.
Для разработки стратегии и инструментов мониторинга эффективности самой Программы используется модель Киркпатрика:
– удовлетворенность: насколько обучение понравилось участникам;
– усвоение: какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения;
– поведение: как в результате обучения изменилось поведение, действия участников в рабочей обстановке;
– результат: каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращения затрат, сроков, улучшение качества.
Для анализа результативности и эффективности мероприятий по развитию компетенций преподавателей в университете определены стратегические показатели, к которым относятся:
• доля ППС, прошедших повышение квалификации в пределах Республики Казахстан;
• доля ППС, прошедших повышение квалификации за рубежом;
• среднее количество часов обучения на одного преподавателя в год;
• количество приглашенных специалистов из-за рубежа для проведения обучающих семинаров;
• показатель инновационной активности кафедр;
• количество актов внедрений инновационных методов обучения в образовательный процесс;
• показатель инновационной компетентности по кафедрам университета;
• доля ППС, внедривших инновационные методы обучения;
• объем финансовых средств для проведения обучающих мероприятий для ППС университета, в том числе с приглашением зарубежных специалистов;
• показатель удовлетворенности обучающихся качеством преподавания.
Процесс развития педагогических компетенций регламентирован Государственным стандартом дополнительного образования и Типовой учебной программой «Преподаватель медицинской организации образования и науки», утвержденными Министерством здравоохранения Республики Казахстан. Также Программа развития профессорско-преподавательского состава разработана в рамках реализации Концепции развития медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан на 2011-2015 годы, одной из целей которой является развитие потенциала профессорско-преподавательского состава медицинских вузов. Таким образом, на государственном уровне определены цели, задачи и сформирована образовательная программа по повышению квалификации преподавателей медицинского вуза.
Результаты. Анализ проведенных мероприятий по реализации Программы развития профессорско-преподавательского состава университета за 2012 год показал высокую результативность (инновационная компетентность кафедр 75,7 %), но низкую эффективность (показатель внедрения результатов обучения 15 %). В связи с низкой активностью кафедр по внедрению инновационных технологий, возникла необходимость мотивирования и стимулирования преподавателей в данном направлении. С этой целью в 2013 году проведен конкурс «Лучшие образовательные инновации университета».
Выводы. Развитие педагогических компетенций преподавателей в вузе способствует внедрению:
• активных методов обучения;
• стандартизированных методов оценки знаний и навыков студентов;
• новых форм организации и представления дидактического материала;
• новых форм организации учебного процесса;
• методов обучения и оценки с использованием компьютерных, симуляционных, информационно-коммуникационных и других технологий (e-learning, стандартизированный
пациент).
В результате поэтапного внедрения Программы развития профессорско-преподавательского состава университета:
– внедрена система непрерывного повышения потенциала преподавателей университета, основанная на компетентностном подходе;
– реализована потребность ППС университета в личностном и профессиональном росте и развитии;
– повышена инновационная компетентность и активность ППС университета;
– повышена удовлетворенность обучающихся качеством преподавания и организации учебного процесса.