Психологическое сопровождение профессиональной подготовки студентов – это новое направление в психологической науке и практике. Оно основано на гуманизации взаимоотношений в обществе, которые требуют пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса. В этом случае основным смыслом воспитательно-образовательного процесса вуза становится развитие студента. Именно развитие студента и должно быть мерилом качества работы преподавателя высшей школы, всей системы образования. Формирование профессиональных качеств, знаний, умений, навыков самого преподавателя и студента является основой педагогического процесса.
Анализ литературы позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение»).
Проблемам психологической поддержки уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги. Особый вклад в разработку этого понятия внесли А. Байярд, Р. Бернс, и др. [1, 2]. Они утверждали, что у любого человека есть возможности для позитивного и конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся внутри человека, а не во вне. Начиная с исследований Р. Бернса, поддержку в условиях процесса образования не подразделяют на психологическую и педагогическую.
В современной российской науке педагогическая поддержка нашла свое развитие в трудах Л.И. Божович, Г.В. Митиной и др.
Понятие «педагогическая поддержка» ввел в современную отечественную педагогику О.С. Газман [3]. Дальнейшее развитие это понятие получило в работах Н.Б. Крыловой, рассматривающей ее как оказание помощи детям в решении их проблем в условиях учебного заведения, успешной социализации [4].
Понятие «педагогической поддержки» у О.С. Газмана – это процесс совместной работы обучаемого с преподавателем для определения собственных интересов, целей, возможностей и путей решения проблем (преодоления препятствий), мешающих обучаемому на пути его развития при сохранении человеческого достоинства и при самостоятельном достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
«Психологическая поддержка» рассматривается в трудах А.А. Бодалева – как условие для создания доброжелательного психологического климата, А.Г. Асмолова – как содействие ребенку в его развитии, О.С. Газмана – как поддержка ребенка в индивидуальном развитии, в самореализации, А.В. Мудрика – как помощь в социальном воспитании.
Н.Б. Крылова выделяет педагогическую (решение задач обучения и воспитания), психологическую (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственную (решение нравственных противоречий) виды сопровождения и связывает его с процессами содействия: сочувствием, сопереживанием, сотрудничеством, которые помогают личности на пути саморазвития. Таким образом, объединяются психологическая и педагогическая составляющие процесса сопровождения [4].
Практически во всех изученных нами работах основной упор делается на воспитание и обучение различных групп в детском и юношеском возрасте. Проблема психолого-педагогического сопровождения развития личности представляется как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования.
Нам близок подход, предложенный
Э.Ф. Зеером [5]. Под понятием «психологическое сопровождение» он понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности.
Под психологическим сопровождением профессиональной подготовки студента вуза, мы понимаем, непрерывный процесс изучения, формирования и совершенствования профессиональной деятельности преподавателя и студентов вуза, осуществляемый субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия.
Цель психологического сопровождения профессиональной подготовки студента вуза – это помочь студенту полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в профессионально-педагогической деятельности.
Процесс психологического сопровождения профессиональной подготовки студента вуза может быть оценен, исходя из критериев и показателей. Изучив предлагаемые литературные источники, в своем исследовании мы выделяем общепринятые критерии: гностический, деятельностный, мотивационный, как наиболее точно отображающие, по нашему мнению, специфику процесса.
Гностический критерий определяется показателями уровня знаний преподавателя, студента: знание сущности педагогического процесса высшей школы, его специфики; знание психолого-педагогических особенностей субъектов деятельности; знание методов, форм, технологий педагогической деятельности; знание педагогических умений, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности педагога.
Деятельностный критерий определяется тем уровнем умений и навыков, которые имеются у преподавателя, студента: способность проявлять на практике педагогические умения, обеспечивающие успех в деятельности; умение выполнять на практике психолого-педагогические требования к педагогической деятельности; рефлексия деятельности, своих качеств и умений.
В процессе исследования мы посчитали необходимым рассмотреть особенности педагогического вуза, влияющие на результативность педагогической деятельности, и возможности психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студента – педагога.
Среди особенностей мы выделяем общие для всех вузов, влиять на них не всегда возможно из-за объективных факторов, а учитывать необходимо, и частные для педагогических вузов, на которые мы влияли в ходе своего исследования.
По нашему мнению, общими особенностями для вузов являются:
– низкое материальное обеспечение преподавателей и вузов;
– частые смены направления развития системы высшего образования из-за сложной политико-экономической ситуации в стране в целом;
– кратковременность общения преподавателя со студентами;
– повторяемость преподавательской деятельности;
– акмеологические и андрогогические особенности (различный возраст, опыт работы, различный уровень педагогических знаний, умений, навыков, особенности образования взрослых и др.).
Частными особенностями для педагогических вузов являются:
– специфика кадрового подбора преподавателей (отсутствие у преподавателей психолого-педагогической подготовки, навыков работы в сфере «человек-человек», мотивации к повышению психолого-педагогической подготовки);
– отсутствие у преподавателей желания и интереса в совершенствовании педагогической составляющей своей профессиональной деятельности;
– отсутствие отлаженной системы диагностики педагогических умений, способностей и мотивации к педагогической деятельности;
– отсутствие возможности у преподавателя повысить свои педагогические умения и развить педагогические способности;
– недостаточное количество выделяемых часов на самообразование преподавателя.
Мы предлагаем свою модель психологической службы в вузе. Решение задачи подготовки специалиста в той или иной профессиональной сфере невозможно без комплексной системы психологического сопровождения, которая, в свою очередь, требует наличия в образовательном учреждении четкой организационной структуры, занимающейся данным видом деятельности
Создание эффективно работающей организационной формы психологической службы в том или ином вузе невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей ее деятельность.
Нами представлена организационно-педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности молодого учителя школы; анализируются реализация этого процесса; показана динамика изменений отношения к педагогической деятельности у учителей, принявших участие в эксперименте нашего исследования.
Нами разработано содержание традиционно выделяемых исследователями составляющих организационно-педагогической модели: цели, функции, формы, методы, средства, содержание деятельности по этапам эксперимента и критерии результативности.