В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей.
Однако, более 20% детей, выпускников ДОУ, имеют дефицит массы тела, 50% – хронически больные. Контингент детей, поступающих в школу с первой группой здоровья, составляет 10%. Причинами резкого ухудшения здоровья будущих первоклассников являются снижение двигательной активности дошкольников, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [5].
Таким образом, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения [12, 13, 15].
Кроме этого, важно сохранение и укрепление собственного здоровья, стимулирование здоровьесберегающей, здоровьетворческой атмосферы в работе с детьми и родителями [8, 9, 10, 19].
Теоретические основания здоровьесберегающих технологий [5, 6] обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Т.В. Кружилина, А.М. Митяева, Т.Ф. Орехова, и др.); в исследованиях проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и младших школьников (С.Г. Абольянина [1], Л.Н. Волошина [3], В.В. Душка [4], И.В. Сегал [22], С.А. Медведева [14], Л.Т. Кузнецова [11] и др.).
Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы: детей, педагогов и родителей [1].
Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [6].
В табл. 1-4 «Современные здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ» представлены следующие технологии: сохранения и стимулирования здоровья; эстетической направленности; обучения здоровому образу жизни; коррекционные. Важно, чтобы реализуемые технологии формировали у дошкольников, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.
Методологически значимым для нашего исследования является раскрытие сущности категории «физкультурная деятельность» (в ФГОС обозначена как двигательная деятельность дошкольников, реализуемая в направлении «Физическое развитие»).
Рассматривая подходы к определению понятия «физкультурная деятельность», важно учитывать сущность категории «деятельность».
С философской точки зрения «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». Деятельность связывает между собой объект и субъект, являясь формой активного отношения между ними [20].
«Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности» [2].
«Деятельность – это способ воспроизводства социальных процессов самореализации человека, его связей с окружающим миром» [21].
Объектом физкультурной деятельности следует считать, во-первых, природное, биологическое в человеке, изменяющееся под воздействием социального, культурного; во-вторых, то личностное, духовное, приобретённое в процессе биологических преобразований.
К основным видам физкультурной деятельности относятся: физкультурно-рекреационная; физкультурно-спортивная; физкультурно-образовательная; физкультурно-реабилитационная. Все они связаны с удовлетворением многообразных потребностей человека в сфере физической культуры через сознательную окультуренную двигательную деятельность. Всем видам физкультурной деятельности присущи взаимообусловленность и взаимоподдержка, а физкультурная деятельность в целом направлена на физическое совершенство личности, на пути её всестороннего и гармонического развития [7].
В каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социально-психологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей и отношений. Это и определяет специфику физкультурной деятельности человека, позволяет через неё решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием человека, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу, на его мироощущение и мировоззрение.
В работе Г. Г. Попова «Контроль физкультурной деятельности дошкольников» анализируются социальные и биологические основания физкультурной деятельности. «Обращаясь к исследованию физкультурной деятельности как к интеграционному процессу формирования различных индивидуальных и личностных качеств, следует рассматривать этот процесс в аспекте формирующейся общественной потребности в развитии ребёнка». Заслуживает внимания определение физкультурной деятельности, предложенное данным автором: «Физкультурная деятельность – это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания» [18].
Концепция физкультурной деятельности определяется генетически детерминированной (обусловленной) потребностью в физической нагрузке, через свободу выбора форм, объёмов и интенсивности, к специально организованному и контролируемому её удовлетворению средствами.
Форма организации физкультурной деятельности – особым образом организованное выполнение комплекса физических упражнений с целью решения задач сферы физической культуры [8].
Таблица 1
Современные здоровьесберегающие технологии реализуемые в ДОУ
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды технологий |
Время проведения |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
Стретчинг |
2 раза в неделю по 30 мин., минимальный разрыв после приема пищи - 30 мин., со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Не допускать непропорциональную нагрузку на мышцы |
Инструктор физической культуры |
Ритмопластика |
2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста, минимальный разрыв после приема пищи - 30 мин. |
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка |
Инструктор физической культуры, музыкальный руководитель, педагог ДОУ |
Динамические паузы (минутки) |
Во время занятий 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры |
На прогулке (ежедневно для всех возрастных группах), на физкультурном занятии (большой и средней интенсивности), в групповой комнате (игры малой интенсивности). |
Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр |
Воспитатели, инструктор физической культуры |
Релаксация |
Ежедневно во время дневного сна; в завершении занятий. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Инструктор физической культуры, психолог |
Таблица 2
Современные здоровьесберегающие технологии реализуемые в ДОУ
2.Технологии эстетической направленности
Виды технологий |
Время проведения |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
Гимнастика пальчиковая |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп |
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
Все педагоги ДОУ |
Язычковая гимнастика |
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Все педагоги |
Гимнастика дыхательная |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Все педагоги |
Гимнастика бодрящая |
Ежедневно после дневного сна: мл. гр. -5-6 мин.; ср. гр. -6-8 мин. ст.гр. – 8-10 мин.; подг. гр. -10-12 мин. |
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ |
Воспитатели |
Гимнастика корригирующая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Воспитатели, инструктор физической культуры |
Гимнастика ортопедическая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы |
Воспитатели, инструктор физической культуры |
Таблица 3
Современные здоровьесберегающие технологии реализуемые в ДОУ
3. Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды технологий |
Время проведения |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
Физкультурное занятие |
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах: мл. гр. -15-20 мин.; ср. гр. -20-25 мин. ст.гр. – 25-30 мин.; подг. гр. -30-35 мин. |
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Включает 3 части: вводно-подготовительная; основная; заключительная. Обеспечить проветривание помещения, исправность инвентаря, спортивную форму. |
Воспитатели, инструктор физической культуры |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) |
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом |
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Воспитатели, психолог |
Коммуникативные игры |
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» |
1 раз в месяц по 30 мин. со ст. возраста |
Занятия планируются во 2 половине дня. Могут быть представлены как тематические досуги. |
Воспитатели, инструктор физической культуры |
Самомассаж |
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физической культуры |
Точечный самомассаж |
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста |
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал |
Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физической культуры |
Утренняя гигиеническая гимнастика |
Ежедневно до завтрака: мл. гр. -5-6 мин.; ср. гр. -6-8 мин. ст.гр. – 8-10 мин.; подг. гр. -10-12 мин. |
Обеспечить проветривание помещения, соответствующую обувь. Количество ОРУ: мл. гр.– 4 упр.; ср. гр. -4-5; ст.– 5-6.; подг. гр. -6-7. |
Все педагоги |
Таблица 4
Современные здоровьесберегающие технологии реализуемые в ДОУ
4. Коррекционные технологии
Виды технологий |
Время проведения |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
Арттерапия |
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы |
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий |
Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей |
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Все педагоги |
Сказкотерапия |
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Воспитатели, психолог |
продолжение Таблицы 4 |
|||
Технологии воздействия цветом |
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач |
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка |
Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения |
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста |
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий |
Воспитатели, психолог |
Психогимнастика |
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. |
Занятия проводятся по специальным методикам |
Воспитатели, психолог |
Фонетическая ритмика |
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. |
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений |
Воспитатели, инструктор физической культуры, логопед |
К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультурная пауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом. К рекреационным формам относятся: туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья.
Важным моментом в плане организации физкультурной деятельности детей является учёт ценностно-смысловых ориентиров личности, её потребностей, мотивов, интересов, которые являются «пусковым» механизмом человеческой деятельности, её побудительным и организующим началом и определяет характер избираемых целей и средств их достижения, сопровождаются мыслительной деятельностью человека [7].
С выходом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования и дошкольного образования положено начало к обеспечению непрерывности физкультурной деятельности детей в двух звеньях системы образования. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется по совокупности: максимального сближения форм, средств и методов обучения и развития, постепенного усложнения содержания нормативных требований программ учреждений; с учётом охраны и укрепления здоровья детей, обогащения индивидуального двигательного опыта, последовательного обучения основным движениям, формирования элементарных знаний о здоровом образе жизни.
В связи с этим, реализация здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников предполагает:
1. Знания педагогов ДОУ о технологиях сохранения и стимулирования здоровья детей, взрослых: основных направлений реализации концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено); целей, задач ФГОС ДО, форм, методов, средств на сохранение и укрепление здоровья детей; видов здоровьесберегающих технологий реализуемых в непрерывной физкультурной деятельности детей; о формах организации физкультурной деятельности с детьми; содержания основных программ по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы, диагностического инструментария физической готовности детей к школьному обучению; основных научных понятий (физкультурная деятельность; физическое воспитание, физическое упражнение, здоровьесберегающие технологии; физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физические качества и др.) [16, 17, 23, 24].
2. Основы техники безопасности при работе в физкультурных залах.
3. Санитарно-гигиенические условия организации и проведения физического воспитания дошкольников.
4. Физическую подготовленность педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности детей.
Обобщая вышеизложенное, здоровьесберегающие технологии – это технологии сохранения здоровья, мотивации на здоровый образ жизни, стремления к физическому совершенствованию, стимулирования здоровьесберегающей, здоровьетворческой атмосферы в профессиональной среде.
«Физкультурная деятельность» - это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.
Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы: детей, педагогов и родителей. Реализуются в условиях охраны и укрепления здоровья, всестороннего и гармоничного развития детей, своевременного формирования жизненно необходимых двигательных умений, последовательного овладения техникой основных движений, элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающие технологии (сохранения и стимулирования здоровья, эстетической направленности, обучения здоровому образу жизни, коррекционные) позволяют дошкольникам самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.