Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1
1

В ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья [8].

Обозначим направление «Физическое развитие», целью которого является формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель решается в двигательной и игровой деятельности дошкольников с учётом развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Однако анализ двигательной активности старших дошкольников показал снижение количества локомоций, прослеживается увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Кроме этого, к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Контингент детей поступающих в школу с первой группой здоровья составляет 10% [3].

В связи с этим, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.

Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.

Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, которая направлена на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Термин «аэробный» заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.

Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика относится к ациклическим упражнениям, в которых структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила, быстрота реакции, гибкость, ловкость, выносливость.

В контексте нашего исследования, необходимо уточнить (табл. 1) подходы к определению понятия «физические качества», с учётом использования в литературе терминов «двигательные способности», «физические способности», которые эффективно развиваются у старших дошкольников на занятиях степ-аэробикой.

Понятия о данных физических качествах основываются на общих характеристиках проявления двигательных возможностей человека и определяются двумя группами факторов: врождёнными (биологическими) и приобретёнными в течение жизни. Для эффективного практического применения методик развития физических качеств необходимо иметь общее представление об основах их развития и совершенствования, и, прежде всего, о физиологических и биохимических механизмах их проявления, т.е. о факторах биологических. Данные основы и механизмы развития физических качеств личности являются значимыми составляющими в процессе выбора средств и методов их развития[4].

Таблица 1

Подходы к определению понятия «физические качества»

Автор

Определение понятия «физические качества»

Захаров Е.,

Карасёв А.,

Сафронов А.

«Физические качества» – врождённые морфофункциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности [2, с.9-10]

Н.Н. Кожухова,

Л.А. Рыжова,

М.М. Самодурова

«Физические качества» – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека [5, с.70]

Ж.К. Холодов

«Физические качества» – врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества [7, с.74]

Б.Г. Мещеряков,

В.П. Зинченко

«Физические качества» определяются как психофизические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или рода деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности [2, С.135-139]

В.К. Бальсевич,

Е.Н. Вавилова,

Л.Д. Гужаловский,

В.М. Зациорский,

В.И. Лях, Л.П. Матвеев

«Двигательные способности» – относительно устойчивые, врождённые и приобретённые функциональные особенности структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность двигательного действия

В.И. Лях

«Двигательные способности» – индивидуальные особенности, которые определяют уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки

Ю.Д. Железняк

«Физические способности» – индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, которые связаны с успешностью осуществления какой-либо деятельности. Рассматривает целостную взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности [1, с.52]

Таким образом, мы определяем физические качества как врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.

Определяющую картину развития физических качеств у старших дошкольников необходимо рассматривать на уровне возрастного периода, по половым признакам, психофизиологическим особенностям, с учётом средств, методов, форм.

В табл. 2. представлена общая характеристика физических качеств человека.

Таблица 2

Характеристика физических качеств человека

Физическое качество

Определение

Характеристика

Сила:

- динамическая

-статическая

- скоростно-силовая

- силовая ловкость

- силовая выносливость

Способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Является основой для проявления других качеств

Концентрация нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата, проявление быстрой силы, в сочетании с концентрацией нервно-мышечного усилия

продолжение Таблицы 2

Ловкость

Способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки

Пластичность нервной системы, способность ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки

Быстрота

Способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени

Быстрота ответного движения на какой-либо внешний раздражитель; быстрота одиночного движения; частота движений в единицу времени

Выносливость:

- общая

- скоростная

- координационная

Способность человека длительное время преодолевать утомление, не снижая интенсивности

Функциональная устойчивость нервных центров, координация функций двигательного аппарата и внутренних органов

Гибкость

Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев

Максимальная амплитуда, с которой может быть выполнено движение, эластичность мышц и связок

Способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними принято считать методами развития физических качеств личности.

В табл. 3 представлено содержание процесса развития физических качеств у старших дошкольников (табл. 3).

Особенность занятий степ – аэробики в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм.

Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно - сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему.

Таблица 3

Содержание процесса развития физических качеств у старших дошкольников

Физическое качество

Метод

Интенсивность

Объем

Отягощение

Форма

Средства

развития

Быстрота

повторный, игровой, соревновательный

предельная, околопредельная

до появления первых признаков снижения интенсивности

отсутствует,

облегчённые условия,

малое

физкультурное занятие,

подвижная игра,

физкультурный досуг

Компьютерные игры (быстрота простой и сложной реакции, подвижность нервных процессов, логика мышления, внимание, память). Бег со старта из различных исходных положений, передвижения в разных стойках. Подскоки со скакалкой, через неё. Ведение, ловля брошенного мяча партнёром. Прыжки через равномерно расставленные барьеры. Подвижные игры с построениями и перестроениями, требующие концентрации внимания и повтора заданий до 3-4 раз. Чередование в них основных движений по определённому сигналу. Эстафеты

Сила:

абсолютная взрывная

повторный, игровой,

соревновательный

средняя, малая

предельная

околопредельная

от 2-х до 6-ти повторений,

до 8-ми подходов

околопредельное,

среднее

физкультурное занятие, подвижная игра,

физкультурный досуг

Подтягивание в висе, отжимания в упоре, приседания, упражнения на тренажёрах. Подвижные игры с правилами, определяющими задания на удержание, противодействия партнёров. Упражнения направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ). Подвижные игры с выбором определённых действий, направленных на успешность ребёнка в игровой ситуации. Повторность, последовательность, усложнение двигательных действий и заданий на быстроту реакции детей в процессе игры

Выносливость

повторный, игровой,

соревновательный

средняя,

малая

до появления первых признаков снижения интенсивности

Отсутствует,

облегчённые условия

физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг

Упражнения, вызывающие максимальную производительность СС и дыхательной систем. Медленный непрерывный бег (кросс), быстрая ходьба. Повторный бег на отрезках. Ходьба на лыжах, плавание. Продолжительные подскоки, т.е. упражнения циклического и ациклического характера. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является наличие замещающей деятельности и спортивного инвентаря. Замещение становится символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами

продолжение Таблицы 3

Ловкость

равномерный, игровой,

соревновательный

околопредельная,

большая

до вынужденного из-за наступившего утомления перехода из средней зоны интенсивности в малую

изменение условий двигательной деятельности

физкультурное занятие, подвижная игра,

физкультурный досуг

Упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны: полоса препятствий, челночный бег. ОРУ динамического характера. Подвижные и спортивные игры с внезапно меняющимися условиями (эффективность упражнений до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически). Выполнение основных движений (бег, прыжки, метания, лазания), направленных на развитие двигательной памяти: запоминание; припоминание техники двигательного действия в процессе игры

Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ – аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 ударов в мин., т.е. не выходит за пределы аэробной зоны.

В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130 ударов в мин., танцевальные — до 150, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) — до 160 ударов в мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений.

Остановимся на структурном содержании и особенностях организации занятий степ-аэробикой с детьми старшего дошкольного возраста.

На занятиях степ-аэробикой используются индивидуальные снаряды - степы. Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ-платформе (высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений). Данные движения развивают подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.

Занятия степ-аэробикой со старшими дошкольниками осуществляются в различных вариантах:

  • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
  • как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
  • в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
  • в показательных выступлениях детей на праздниках;
  • как степ-развлечение.

Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. При распределении упражнений на степ-платформах необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд./мин. 

Занятия степ-аэробикой с дошкольниками состоят из трёх частей:

В водно-подготовительной части занятия дети выполняют ходьбу и бег (используя скамейки). Используются общеразвивающие упражнения, которые выполняются в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве.

В основной части используются разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами. Все упражнения выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Упражнения подбираются преимущественно циклического характера (ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям). Необходимо более сложные упражнения чередовать с простыми. Важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.

В заключительной части проводятся упражнения на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:

- держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными; избегать перенапряжения в коленных суставах; избегать излишнего прогиба спины; не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом; при подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма; стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной; держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

Основные правила техники выполнения степ - тренировки:

- выполнять шаги в центр степ - платформы; ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг; опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней; не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы; не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног; не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной; делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Подходит музыка, включающая три мелодичные фазы из 32 тактов. Такой ритм предназначен для танцевальной аэробики. Количество тактов в минуту синхронизировано с ударами сердца. Темп музыки для аэробики не должен быть слишком быстрым. Так, подготовительные и восстановительные упражнения в начале и в конце занятия должны выполняться под музыку, количество тактов в минуту в которой не превышает 140. Во время самой тренировки должна звучать чуть более медленная музыка, чтобы у вас было время подняться и спуститься с платформы.

При выборе музыкального сопровождения необходимо руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности. Следует также учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.

Важно отметить словесные команды, которые должны быть краткими и чёткими.

В детских садах спортивные танцы с использованием степ - платформы можно включать в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик. Выступления со степ - аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.

На занятиях степ - аэробикой старшие дошкольники получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма.

Приведём пример комплекса утренней гимнастики на степах для старших дошкольников.

Степы расставляют в три ряда.

Подготовительная часть

Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.

Основная часть

1. И. п. - стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади. (10 раз).

2. И. п. – о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в И. п. - то же – влево (по 5 раз).

3. И. п. - стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями руками (10 раз).

4. И. п. - стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10 раз).

5. Сидя на степе скрестив ноги, наклонятся к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). (по 5 раз) .

6. И. п. – о.с. на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок (10-12 раз).

7. Прыжки на степе чередуются ходьбой. (по 15 прыжков 4 раза) .

Заключительная часть

Ходьба на степе с поворотом вокруг себя.

В заключение, мы уточнили определение понятия «физические качества» - это врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.

Рассмотрели степ-аэробику как современную оздоровительную технологию, включающую систему общеразвивающих и танцевальных упражнений выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, направленную на сохранение здоровья и развитие физических качеств у старших дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.

В нашем исследовании степ-аэробика на развитие физических качеств у старших дошкольников рассмотрена с учётом структурного содержания, особенности проведения, средств, методов, форм организации.