В ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья [8].
Обозначим направление «Физическое развитие», целью которого является формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель решается в двигательной и игровой деятельности дошкольников с учётом развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Однако анализ двигательной активности старших дошкольников показал снижение количества локомоций, прослеживается увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Кроме этого, к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Контингент детей поступающих в школу с первой группой здоровья составляет 10% [3].
В связи с этим, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.
Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.
Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, которая направлена на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Термин «аэробный» заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.
Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика относится к ациклическим упражнениям, в которых структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила, быстрота реакции, гибкость, ловкость, выносливость.
В контексте нашего исследования, необходимо уточнить (табл. 1) подходы к определению понятия «физические качества», с учётом использования в литературе терминов «двигательные способности», «физические способности», которые эффективно развиваются у старших дошкольников на занятиях степ-аэробикой.
Понятия о данных физических качествах основываются на общих характеристиках проявления двигательных возможностей человека и определяются двумя группами факторов: врождёнными (биологическими) и приобретёнными в течение жизни. Для эффективного практического применения методик развития физических качеств необходимо иметь общее представление об основах их развития и совершенствования, и, прежде всего, о физиологических и биохимических механизмах их проявления, т.е. о факторах биологических. Данные основы и механизмы развития физических качеств личности являются значимыми составляющими в процессе выбора средств и методов их развития[4].
Таблица 1
Подходы к определению понятия «физические качества»
Автор |
Определение понятия «физические качества» |
Захаров Е., Карасёв А., Сафронов А. |
«Физические качества» – врождённые морфофункциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности [2, с.9-10] |
Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Самодурова |
«Физические качества» – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека [5, с.70] |
Ж.К. Холодов |
«Физические качества» – врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества [7, с.74] |
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко |
«Физические качества» определяются как психофизические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или рода деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности [2, С.135-139] |
В.К. Бальсевич, Е.Н. Вавилова, Л.Д. Гужаловский, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев |
«Двигательные способности» – относительно устойчивые, врождённые и приобретённые функциональные особенности структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность двигательного действия |
В.И. Лях |
«Двигательные способности» – индивидуальные особенности, которые определяют уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки |
Ю.Д. Железняк |
«Физические способности» – индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, которые связаны с успешностью осуществления какой-либо деятельности. Рассматривает целостную взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности [1, с.52] |
Таким образом, мы определяем физические качества как врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.
Определяющую картину развития физических качеств у старших дошкольников необходимо рассматривать на уровне возрастного периода, по половым признакам, психофизиологическим особенностям, с учётом средств, методов, форм.
В табл. 2. представлена общая характеристика физических качеств человека.
Таблица 2
Характеристика физических качеств человека
Физическое качество |
Определение |
Характеристика |
Сила: - динамическая -статическая - скоростно-силовая - силовая ловкость - силовая выносливость |
Способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Является основой для проявления других качеств |
Концентрация нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата, проявление быстрой силы, в сочетании с концентрацией нервно-мышечного усилия |
продолжение Таблицы 2 |
||
Ловкость |
Способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки |
Пластичность нервной системы, способность ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки |
Быстрота |
Способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени |
Быстрота ответного движения на какой-либо внешний раздражитель; быстрота одиночного движения; частота движений в единицу времени |
Выносливость: - общая - скоростная - координационная |
Способность человека длительное время преодолевать утомление, не снижая интенсивности |
Функциональная устойчивость нервных центров, координация функций двигательного аппарата и внутренних органов |
Гибкость |
Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев |
Максимальная амплитуда, с которой может быть выполнено движение, эластичность мышц и связок |
Способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними принято считать методами развития физических качеств личности.
В табл. 3 представлено содержание процесса развития физических качеств у старших дошкольников (табл. 3).
Особенность занятий степ – аэробики в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм.
Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно - сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему.
Таблица 3
Содержание процесса развития физических качеств у старших дошкольников
Физическое качество |
Метод |
Интенсивность |
Объем |
Отягощение |
Форма |
Средства развития |
Быстрота |
повторный, игровой, соревновательный |
предельная, околопредельная |
до появления первых признаков снижения интенсивности |
отсутствует, облегчённые условия, малое |
физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг |
Компьютерные игры (быстрота простой и сложной реакции, подвижность нервных процессов, логика мышления, внимание, память). Бег со старта из различных исходных положений, передвижения в разных стойках. Подскоки со скакалкой, через неё. Ведение, ловля брошенного мяча партнёром. Прыжки через равномерно расставленные барьеры. Подвижные игры с построениями и перестроениями, требующие концентрации внимания и повтора заданий до 3-4 раз. Чередование в них основных движений по определённому сигналу. Эстафеты |
Сила: абсолютная взрывная |
повторный, игровой, соревновательный |
средняя, малая предельная околопредельная |
от 2-х до 6-ти повторений, до 8-ми подходов |
околопредельное, среднее |
физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг |
Подтягивание в висе, отжимания в упоре, приседания, упражнения на тренажёрах. Подвижные игры с правилами, определяющими задания на удержание, противодействия партнёров. Упражнения направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ). Подвижные игры с выбором определённых действий, направленных на успешность ребёнка в игровой ситуации. Повторность, последовательность, усложнение двигательных действий и заданий на быстроту реакции детей в процессе игры |
Выносливость |
повторный, игровой, соревновательный |
средняя, малая |
до появления первых признаков снижения интенсивности |
Отсутствует, облегчённые условия |
физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг |
Упражнения, вызывающие максимальную производительность СС и дыхательной систем. Медленный непрерывный бег (кросс), быстрая ходьба. Повторный бег на отрезках. Ходьба на лыжах, плавание. Продолжительные подскоки, т.е. упражнения циклического и ациклического характера. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является наличие замещающей деятельности и спортивного инвентаря. Замещение становится символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами |
продолжение Таблицы 3 |
||||||
Ловкость |
равномерный, игровой, соревновательный |
околопредельная, большая |
до вынужденного из-за наступившего утомления перехода из средней зоны интенсивности в малую |
изменение условий двигательной деятельности |
физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг |
Упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны: полоса препятствий, челночный бег. ОРУ динамического характера. Подвижные и спортивные игры с внезапно меняющимися условиями (эффективность упражнений до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически). Выполнение основных движений (бег, прыжки, метания, лазания), направленных на развитие двигательной памяти: запоминание; припоминание техники двигательного действия в процессе игры |
Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ – аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 ударов в мин., т.е. не выходит за пределы аэробной зоны.
В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130 ударов в мин., танцевальные — до 150, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) — до 160 ударов в мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений.
Остановимся на структурном содержании и особенностях организации занятий степ-аэробикой с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях степ-аэробикой используются индивидуальные снаряды - степы. Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ-платформе (высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений). Данные движения развивают подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Занятия степ-аэробикой со старшими дошкольниками осуществляются в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение.
Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. При распределении упражнений на степ-платформах необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд./мин.
Занятия степ-аэробикой с дошкольниками состоят из трёх частей:
В водно-подготовительной части занятия дети выполняют ходьбу и бег (используя скамейки). Используются общеразвивающие упражнения, которые выполняются в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве.
В основной части используются разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами. Все упражнения выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Упражнения подбираются преимущественно циклического характера (ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям). Необходимо более сложные упражнения чередовать с простыми. Важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.
В заключительной части проводятся упражнения на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:
- держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными; избегать перенапряжения в коленных суставах; избегать излишнего прогиба спины; не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом; при подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма; стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной; держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
Основные правила техники выполнения степ - тренировки:
- выполнять шаги в центр степ - платформы; ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг; опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней; не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы; не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног; не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной; делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.
Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Подходит музыка, включающая три мелодичные фазы из 32 тактов. Такой ритм предназначен для танцевальной аэробики. Количество тактов в минуту синхронизировано с ударами сердца. Темп музыки для аэробики не должен быть слишком быстрым. Так, подготовительные и восстановительные упражнения в начале и в конце занятия должны выполняться под музыку, количество тактов в минуту в которой не превышает 140. Во время самой тренировки должна звучать чуть более медленная музыка, чтобы у вас было время подняться и спуститься с платформы.
При выборе музыкального сопровождения необходимо руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности. Следует также учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.
Важно отметить словесные команды, которые должны быть краткими и чёткими.
В детских садах спортивные танцы с использованием степ - платформы можно включать в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик. Выступления со степ - аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.
На занятиях степ - аэробикой старшие дошкольники получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма.
Приведём пример комплекса утренней гимнастики на степах для старших дошкольников.
Степы расставляют в три ряда.
Подготовительная часть
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.
Основная часть
1. И. п. - стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади. (10 раз).
2. И. п. – о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в И. п. - то же – влево (по 5 раз).
3. И. п. - стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями руками (10 раз).
4. И. п. - стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10 раз).
5. Сидя на степе скрестив ноги, наклонятся к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). (по 5 раз) .
6. И. п. – о.с. на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок (10-12 раз).
7. Прыжки на степе чередуются ходьбой. (по 15 прыжков 4 раза) .
Заключительная часть
Ходьба на степе с поворотом вокруг себя.
В заключение, мы уточнили определение понятия «физические качества» - это врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.
Рассмотрели степ-аэробику как современную оздоровительную технологию, включающую систему общеразвивающих и танцевальных упражнений выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, направленную на сохранение здоровья и развитие физических качеств у старших дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.
В нашем исследовании степ-аэробика на развитие физических качеств у старших дошкольников рассмотрена с учётом структурного содержания, особенности проведения, средств, методов, форм организации.