В настоящее время, в условиях введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования к педагогическому коллективу ДОУ выдвигаются новые требования по осуществлению мониторинговой деятельности, направленной на индивидуализацию образования, оптимизацию работы с группой воспитанников, определение эффективности собственных образовательных действий (ФГОС ДО от 17.10.2013 г. п.3.2.3). У педагогического коллектива, реализующего программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для осуществления мониторинговой деятельности в инновационном режиме.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что наиболее характерным проявлением мониторинговой деятельности является создание таких условий, при которых наиболее полно реализуется комплекс ведущих функций образовательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей, в которых участники образовательного процесса могут занять активную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект управленческой деятельности.
В качестве условий могут выступать различные субъективные факторы: вид и уровень мотивации к мониторинговой деятельности, отношение личности к реализации данной деятельности, способы осуществления мониторинговой деятельности. Данные внутренние условия реализуются в процессе целенаправленной подготовки членов коллектива к мониторинговой деятельности. В качестве внешних условий выступают различные объективные факторы: виды нормативного, информационного, методического обеспечения.
Эффективность функционирования системы мониторинговой деятельности обеспечивается реализацией следующего комплекса организационно-педагогических условий:
- реализация базовых функций образовательного процесса обеспечивается системой мониторинговой деятельности на основе актуализации субъектной позиции личности;
- в рамках образовательного учреждения осуществляется целенаправленная подготовка педагогов и руководителей к качественному осуществлению мониторинговой деятельности;
- система мониторинговой деятельности реализуется на основе единой информационной базе данных, созданной на содержательной основе блоков мониторинговой деятельности [1].
Мы остановимся на целенаправленной подготовке членов педагогического коллектива образовательного учреждения к качественному осуществлению мониторинговой деятельности.
В педагогике «готовность» рассматривается как интегральное, профессионально-значимое качество личности педагога, представляющее собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, включающих личностные (профессиональные мотивы и интересы) и процессуальные (профессиональные знания и умения) аспекты (К.М.Дурай-Новакова, В.А.Сластенин, Н.М.Яковлева и др.) [5].
Исходя из этого и разделяя взгляды педагогов и психологов на готовность к деятельности как единство мотивационных, познавательных, эмоционально-волевых компонентов, мы определяем понятие «готовность к реализации мониторинговой деятельности» как:
- динамично развивающиеся качества личности педагога, руководителя, характеризующиеся наличием системы теоретических знаний, необходимых для осуществления мониторинговой деятельности (теоретическая готовность);
- комплекса умений (практическая готовность);
- рефлексивной позиции педагога, выраженной в положительной мотивации (потребности), побуждающей его к овладению знаниями, необходимыми для осуществления мониторинговой деятельности, в осознании смысла (интереса) подготовки к мониторинговой деятельности как необходимого условия для дальнейшего профессионально-личностного развития (психологическая готовность) [2]. Рефлексия рассматривается нами в качестве системообразующего компонента готовности педагога к осуществлению мониторинговой деятельности. Рефлексия содержит в себе как критические, так и эвристические начала, выступает как источник нового знания. Установлено, что ведущая познавательная функция рефлексии реализуется как осознание средств решения поставленных задач через определение путей их поиска с помощью дополнительных актов мышления. Главная функция рефлексии – обеспечить устойчивость включения «я» в этот процесс (Н.Г.Алексеев, Ю.Н.Кулюткин, Г.В.Сухобская и др.).
На основе анализа научно-педагогической литературы и изучения управленческой деятельности руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений мы выделили уровни мониторинговой деятельности: репродуктивный, поисковый, инновационный.
Характеристика уровней мониторинговой деятельности педагогов и руководителей представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика уровней мониторинговой деятельности
Уровни мониторинговой деятельности |
Показатели направленности мониторинговой деятельности |
Характеристика мониторинговой деятельности |
Репродук- тивный |
• Потребность в самоутверждении в профессиональной среде • Потребность в теоретических и технологических знаниях • Неспособность к теоретическому осмыслению мониторинговой деятельности |
Алгоритмический характер осуществления мониторинговой деятельности (на уровне описания, перечисления, форм и приемов; восприятие и усвоение информации по проблеме) |
Поисковый |
• Потребность в профессиональном и личностном саморазвитии • Убежденность в необходимости и профессиональной ценности мониторинговой деятельности • Потребность в систематизации профессиональных знаний, осмысление теоретических и технологических знаний о мониторинговой деятельности с теоретических позиций • Потребность в конструировании содержания и технологии мониторинговой деятельности • Потребность в прогнозировании на основе мониторинговой деятельности |
Эвристический, самостоятельный характер осуществления мониторинговой деятельности (умеет выделять не только технические приемы, но и технологию, находить причины состояния того или иного факта, определять характер зависимости между причиной и следствиями) |
Инновацион- ный |
• Потребность самореализовать себя в процессе разработки новых техник и технологий мониторинговой деятельности • Потребность в профессиональном продуктивном общении по результатам инноваций в мониторинговой деятельности • Потребность в методологических знаниях, в целостном осмыслении мониторинговой деятельности |
Продуктивно-творческий характер осуществления мониторинговой деятельности (владеет теоретическими методами осуществления мониторинговой деятельности, проникает в глубь изучаемого явления, творчески использует инновационный опыт мониторинговой деятельности для корректировки собственной профессиональной деятельности) |
Критерием развития мониторинговой деятельности педагогов и руководителей является продвижение их от репродуктивного уровня деятельности к поисковому, а от него - к инновационному уровню. В качестве показателей, характеризующие уровни мониторинговой деятельности преподавателей и руководителей, нами выделены следующие: владение теоретическими знаниями; степень сформированности мониторинговых умений; степень сформированности мотивационно-ценностных ориентаций педагогов и руководителей на качественное осуществление мониторинговой деятельности; степень сформированности рефлексивной позиции педагогов и руководителей.
Конструируя процесс подготовки руководителей и педагогов к исследуемой деятельности, мы исходили из того, что формирование опыта любой деятельности, осуществляется поэтапно (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Нами были выделены три этапа подготовки педагогов, руководителей к осуществлению мониторинговой деятельности: ориентирующий, активно-действенный и обобщающий.
Внутренне мотивированное включение педагога, руководителя в мониторинговую деятельность обеспечивается их информированностью об уровне своей подготовленности к данной деятельности, умением отслеживать развитие своих мониторинговых умений и личностных качеств, адекватно и обоснованно оценивать результаты своей мониторинговой деятельности в целом.
На первом этапе подготовки к мониторинговой деятельности лидирующим компонентом выступает познавательная деятельность, на втором этапе – исследовательская деятельность, на третьем – обобщающе-продуктивная.
Таким образом, мы рассмотрели одно из условий успешной реализации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении - обеспечение высокого уровня профессиональной готовности педагогов и руководителей к ней. Необходимость совершенствования эффективности мониторинговой деятельности педагогов и руководителей в дошкольном образовательном учреждении обусловлена реалиями сегодняшнего времени, спецификой управленческой деятельности в образовательном учреждении и закономерностями ее реализации.
Анализ психолого-педагогической литературы и исследование практического состояния проблемы показали, что целый ряд вопросов еще нуждается в освещении, необходим поиск новых, продуктивных путей, обеспечивающих эффективность мониторинговой деятельности в образовательном учреждении, позволяющих сделать этот процесс более целенаправленным и качественным.