Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация в сфере образования приобретает фундаментальное значение. Информатизация дошкольного и начального образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей образовательного процесса, в том числе в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Существует ряд преимуществ внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу педагога ДОУ и школы: это возможность приобретения новых знаний, повышение собственного профессионального уровня, использование и внедрение новых технологий в работу с детьми, обновление дидактического материала и разнообразие форм работы с родителями.

Одно из главных условий эффективного внедрения информационных технологий в ДОУ и школе – наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющих санитарные нормы и правила использования компьютеров. Поэтому первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет. Другими словами, возникает необходимость формирования социально-информационной компетентности педагогов ДОУ и школы в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования [3,1].

В большинстве словарей «преемственность» трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» [3].

Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Парамонова Л.А., Арушанова А.С.) [5, с.102].

Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова).

Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание. А.В. Хуторской считает, что компетенция - наперед заданная норма, требование к подготовке выпускника [5, 75].

В отечественной и зарубежной теории последних лет используется понятие «ключевые компетенции» (Э.Ф. Зеер, С.Е. Шищов, А. Шелтон и др.).

Их выделение обусловлено тем, что они объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющие; в них заложена идея интерпретации содержания образования; они обладают интегративной природой. В настоящее время не представляется возможным точно определить состав всех ключевых компетенций. В сферу деятельности специалиста можно отнести десятки различных компетенций. Но выделяют те компетенции, которые носят доминирующий, системообразующий характер.

В качестве примера приведем ключевые компетенции педагога в аспекте реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников (Е.Н. Ращикулина):

  1. Социальная - способность со всеми участниками процесса преемственности дошкольного и начального школьного образования (родители, педагоги, администрация и т.д.) вырабатывать единое образовательное пространство в аспекте развития познавательных способностей детей.
  2. Коммуникативная - способность строить отношения с детьми, их родителями, коллегами на основе эмпатии, сотрудничества, диалога.
  3. Социально-информационная - характеризуется владением современными информационными технологиями, позволяющими оптимизировать рефлексивное управление развитием познавательных способностей детей.
  4. Когнитивная - характеризуется реализацией дополнительного взаимодействия познания и самопознания, ориентацией на саморазвитие, самообразование.
  5. Специальная - готовность к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей, как результат профессионально-педагогической подготовки [4].

Как отмечает А.М. Новиков, применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки понятие «компетентность» используется относительно недавно. В.Ю. Кричевский, считая, что общепризнанного определения термина «компетентность» в отечественной научной литературе еще не сложилось, приводит его признаки: наличие знаний для успешной деятельности; понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений; творческий подход к профессиональной деятельности [4, 123].

В подготовке педагога необходим ориентир на развитие будущего специалиста как субъекта педагогической деятельности, совершенствование профессионально-педагогического мышления, направленного на развивающее образование, самопознание и самообразование личности.

Реализуя компетентностный подход, мы исходим из мысли Э.Ф. Зеера о том, что суть профессионального образования видится не столько в ориентации его содержания на развивающее производство, сколько в формировании таких обобщенных способов взаимодействия с изменяющимся содержанием профессионального труда, которые будут востребованы в течение длительного периода профессиональной жизни. Этому способствует формирование профессионально-педагогической компетентности специалиста.

Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования представляет собой многомерную и динамическую характеристику личности, составляющую целостное образование и отвечающую требованиям к содержательно-функциональному назначению данной деятельности. Структурно она отражает взаимосвязь мотивационно-личностного, когнитивно-содержательного и деятельностного компонентов [4, 29].

В контексте выделенного понятия «компетентность» рассмотрим понятие «социально - информационная компетентность».

Актуальность данного понятия обусловлена тем, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий привели к кардинальным изменениям места и роли информации (значительно увеличились ее объемы) в жизни общества, что оказало существенное социальное влияние на человека в жизни и его профессиональной деятельности.

Социально-информационная компетентность педагога в аспекте дошкольного и начального общего образования понимается нами как интегративное качество личности будущего специалиста, характеризующее способность использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии, творчески осмысливать информацию, создавать на её основе собственный продукт и размещать его в информационной среде. Структура данной компетентности включает в себя следующие компоненты: когнитивный, технологический, мотивационно-ценностный, креативный.

Рассмотрим каждый из обозначенных компонентов:

1) когнитивный:

  • знания основ информатики и информационных технологий;
  • знания об информационно-коммуникационных технологиях, используемых в профессиональной деятельности;
  • знания социальных возможностей информационно-коммуникационных технологий;
  • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной деятельности;

2) технологический:

  • умение работать с различными источниками информации, большими объемами информации, владение способами её обработки и доставки; наличие знаний и умений, позволяющих осуществлять коллективную, совместную деятельность в информационной среде;
  • умение искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;
  • умение анализировать информацию, полученную из различных источников с помощью средств информационно-коммуникационных технологий и синтезировать из неё новые знания;
  • умение моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;

3) мотивационно-ценностный:

  • ценностное отношение к информационно-коммуникационных технологий, позволяющим осуществлять новый подход в образовании, основанный на творческом развитии и самореализации личности, понимание значимости информатизации образования;

4) креативный:

  • творческое осмысление информации, создание на её основе с помощью инструментальных средств информационно-коммуникационных технологий собственного продукта и его размещение в информационной среде [2, 57].

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте дошкольного и начального общего образования:

1) Техническое оснащение ДОУ компьютерной техникой.

Без появления в образовательном учреждении технологической инфраструктуры говорить об его информатизации не приходится. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база находила применение в образовательном процессе, а была ориентирована на решение организационных вопросов, ведение автоматизированного документооборота.

Значительным фактором компьютеризации является понимание руководителями учреждений, педагогами, родителями того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер ДОУ как инструменты. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты.

2) Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов на курсах повышения квалификации.

На сегодняшний день, повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов на курсах повышения квалификации является основой формирования социально-информационной компетентности, в том числе и в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования.

3) Использование метода проектов, способствующих формированию ценностного отношения к информационным технологиям, позволяющим осуществлять новый подход в образовании.

Качественную разработку и внедрение в образовательный процесс ДОУ творческих проектов, способствующих подготовке детей к школе («В школу с радостью», «Мы почти ученики», «По страничкам книги Знаний»), невозможно представить без достаточно высокой социально-информационной компетентности педагогов. Практическая деятельность по созданию проектов, направленных на подготовку к школе, побуждает педагогов шире и более творчески подходить к использованию информационных технологий.

4) Создание творческих групп среди педагогов, в процессе работы которых происходит творческое осмысление ими информации, создание собственного продукта с помощью информационных технологий.

Основными задачами работы творческой группы могут стать следующие:

  1. Организация консультативной поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
  2. Обучение созданию и использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе.
  3. Расширение использования информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями.
  4. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

Таким образом, современный педагог, обладающий высокой информационной компетентностью, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение, уникальные методы и приемы работы с информацией и новыми технологиями. В этом проявляется не только открытость как универсальная черта современного гражданина, члена общества, но и педагогическая функция, функция социализации, когда опыт информационного поведения передается другим поколениям вместе со знанием информационных технологий, отношением к ценностям в информационной среде.