В настоящее время не существует чёткого определения куклотерапии.
Так, Г. Денисова, А. Осипова, Л. Лебедева относят её к арт-терапии, А. Тащёва, С. Гридневак игротерапии. В.С. Мухина, А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук, И. Я. Медведева и Т. JI. Шишовавыделяют её отдельно.
В данной статье мы будем рассматривать метод куклотерапии как один из способов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Всевозможные экономические, политические, социальные преобразования, происходящие в нашем с вами обществе, заставляют многих задуматься о будущем страны, о будущем своих детей. В современном мире размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, бездушности, аморальности и агрессивности.
Но самая большая опасность, которая ждет наше общество сегодня – это не экономический кризис и не изменения в политической системе,- это разрушение личности. Когда материальные ценности доминируют над духовными, когда каждый готов идти по головам, только лишь бы добиться своей цели, и неважно какими путями, когда искажены представления у детей о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме, нравственности и гуманности. Именно поэтому, перед каждым педагогом необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания дошкольников.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств дошкольника, как; добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, у него не возникает проблем в общении с окружающими и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поведение и поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В современном мире дошкольного воспитания отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам.
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей.
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека [2; c.313].
Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не умеет злиться.
Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Как считает В.С. Мухина, кукла для ребёнка – не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнёр по общению во всех его проявлениях[1;c.47].
Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое к великому сожалению забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит кукла -Кувадка, то она оберегала его от неисчислимых козней злых духов. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). «Стригушку» порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат.
Были и такие интересные и полезные куклы: Козьма и Демьян. Это предание про двух братьев, которых за добрые поступки возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.
Существовали и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а потом перевязывали веревкой. Затем к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.
Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае нельзя было выбрасывать - грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.
В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности,счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.
«Оживляя» куклу, ребёнок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, «жизнь», слова, поведение, здоровье; учится находить адекватное, вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Игра с куклой - мир реальности, в котором живет и развивается ребёнок.
С целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нами была разработана социально-педагогическая программа, в основу которой легла идея куклотерапии.
Таблица 1
Социально-педагогическая программа «Куклотерапия»
Этапы |
Задачи |
Формы работы |
Ответственные |
1.Подготовительныйэтап |
- выявить досуговые потребности детей; -заинтересовать детей и родителей посещать занятия; - обеспечить педагогам стимулирующие надбавки за проведение занятий. |
1.Первичная диагностика потребностей детей старшего дошкольного возраста ДОУ ЦРР – детский сад №2. «Солнышко» г.о. Шуя Ивановской области; 2.Поиск денежный средств на реализацию программы, условий для его реализации; 3.Поиск педагогов и родителей для реализации программы |
Воспитатель, педагог-психолог |
2.Организационный этап |
Информационно-просветительская работа. 1.Осуществить просветительскую поддержку родителей 2.Осуществление просветительской работы воспитателей |
1.Просветительская деятельность общественности: размещение рекламы; размещение стендов с докладами и фотографиями кукол; выпуск брошюр демонстрация х.ф. и мультфильмов. 2.Просветительская деятельность родителей. проведение консультаций о значении куклы в жизни ребёнка. родительские собрания; Мастер – класс по изготовлению таких кукол, как: Кувадка, «Вепсская кукла», «Травница», «Кукла-марионетка», пальчиковые куклы, веревочные куклы, теневые куклы и др.; -беседы, направленные на укрепление внутрисемейных отношений; организация выставок «Куклы в нашей жизни»; совместные выезды и экскурсии. проведение театрализованных вечеров, с участие родителей и их детей; организация семейного конкурса на лучший рисунок, на лучшее сочинение. 3.Просветительская деятельность педагогов. Педагогические собрания. Семинары. Демонстрации х/ф. |
Воспитатель, педагог-психолог, родители |
3.Основной этап |
Вовлечение детей в различные виды деятельности: -развитие индивидуальных качеств детей. --воспитание чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у детей нравственно-волевые качества |
4. Направления работы. 1) Художественно- эстетическое направление: организация выставок («Куклы своими руками», «К нам в гости пришла кукла», «Кукольный мир»); проведение театрализованных кукольных представлений, спектаклей (с использованием пальчиковых или перчаточных кукол):(«Колобок», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Огниво», «Гуси-лебеди», »Мальчик-с-пальчик» и др.); создание собственного музея кукол; применениеэкспрессивной проективной арт-терапии (Л. Лебедева). Основная идея — изготовление и манипулирование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию ребенка). 2)Культурно-просветительское направление. организация выездных экскурсий в музеи кукол; организация поездок в кукольные театры. |
Воспитатель, педагог-психолог, родители |