Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество учителя новой формации.
Осуществление оценивания качества образования требует определения степени (уровня) соответствия учебных достижений учащихся образовательным программам, общепринятым эталонам и требованиям, которые зафиксированные в нормативных документах [1]. По результатам обучения можно оценить эффективность педагогического процесса и достижения качества конечного продукта. Особое значение на сегодняшний день приобретает проблема качества школьного образования, что обусловлено разными подходами к обозначению понятия «качество» и критерии его оценки.
На государственном уровне качество образования на сегодняшний день – это соответствие (адекватность) принятым требованиям и нормам (стандартам). Также это понятие трактуют как достижение учащимися заданного (нормативного) уровня обучения. В итоге «качество» - комплексная характеристика, оценивать которую возможно через систему показателей.
В течении последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования. Преобразования связаны с двумя векторами, определяющими развитие ситуации – это организация системы мониторинга и статистики образования и оценка состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях.
В современных условиях становится очевидным, что традиционные формы контроля за деятельностью учителя должны уступить место контролю и оценки результатов деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Любая оценка требует четкого обозначения её критериев – стандартов, норм, с которыми сравниваются полученные результаты. И такими нормами могут быть среднестатистические значения.
Г. Цизек приводит примеры стандартов, которыми оперируют в системе начального и среднего образования:
- стандарты содержания образования (content standards);
- стандарты демонстрации достижений (performance standards);
- стандарты ожидаемых (или конечных) результатов (delivery standards) [4].
Исходя из этих категорий образовательных стандартов, педагоги дискутируют о измерении образовательных достижений учащихся, которые концентрируются, в основном, в приделах стандартов демонстрации достижений.
По этому поводу М. М. Поташник отмечает, что «стандарты вне личностные и не для всех результатов образования можно сформировать стандарты» [3, с.73]. Ученый отмечает, что любое оценивание, осуществляемое человеком, носит как объективный, так и субъективный характер и предлагает повышать объективность через :
- обоснованность экспертами параметров;
- повышение компетентности тех, кто осуществляет оценивание;
- использование нескольких методик.
Для того, чтоб измерения были качественными, К. Корсак предлагает учитывать критерии:
- объективность: достижение этого требования возможно только максимальной стандартизацией его проведения и при условии объективности обработки данных и интерпретирования результатов;
- надежность – «уровень стойкости результатов, повторение их во время дополнительных измерений в стандартных условиях»;
- валидность: измерение первичных, а не вторичных признак, и должным образом соответствует полученным данным;
- точность: «определяет минимальную или систематическую ошибку, с которой можно провести измерение этим методом» [4].
На основании результатов измерения формируется оценочное суждение, которое является поводом для принятия управленческих решений по поводу организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, измерение является обязательным компонентом оценочной деятельности. Оценочная деятельность, как составляющая профессиональной педагогической деятельности, включает оценивание не только деятельности учащихся, но и оценивание собственной профессиональной деятельности и оценивание взаимодействия учащегося и учителя.