Актуальность исследования. Актуальность изучения проблемы мотивации, мотивов учения на уроках математики является неоспоримым. Ученики современных общеобразовательных школ далеко не всегда заинтересованы в получении математических знаний и выработке соответствующих умений. В этом заключается одна из важнейших причин отставания многих школьников по математике. Устранить эту причину можно только одним способом - своевременно сформировать действенные мотивы учения.
Анализ публикаций. Проблему мотивации изучали такие ученые, как А.Маслоу, С. Рубинштейн, В.Шпалинський. Проблеме поощрения учащихся к обучению той или иной темы школьного курса математики в работах И. Марнянського, О.Скафы, И.Дробишевои и др.. Проблема мотивации к изучению математики исследовалась в работах М.Богдановича, Е.Вовчарук и др.
Цель исследования: анализ процесса формирования мотиваций обучения на уроках математики у младших школьников и определение перспективных путей их реализации.
Изложение основного материала исследования.Мотивацию как психическое явление трактуют по-разному: как совокупность причин, определяющих поведение [1], совокупность мотивов [2].
Слово «мотивация» в современной психологии используется двояко: как определяющее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [3].
С целью доказать, что формирование положительной мотивации младших школьников является неотъемлемой частью для всестороннего развития ребенка, было проведена диагностика, задачей которой было определение отношения младших школьников к урокам математики.
Для реализации данного диагностирования необходимо было:
провести диагностику с использованием методики для учеников 2 класса «Анализ отношения учащихся к изучению математики» и для 1 – методика «Кому что подходит».
У учеников первого и второго классов проводилась диагностика уровня развития мотивации достижения успеха. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в различных ситуациях и видах деятельности, особые интересных и значимых для них, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании. Методика состоит в том, что ребенку последовательно показывают две картинки с сдерживающими изображениями (кривые, прямые и ломаные линии и т.п.). За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, а после этого по памяти воспроизвести.
Детей, у которых доминирует потребность в достижении успехов, оказалось больше среди учащихся первого класса. Исследуемые первоклассники больше стремятся брать на себя трудные задачи, рисковать, соревноваться с другими людьми, демонстрировать свои достижения, не обращать особого внимания на неудачи и ожидать положительной оценки со стороны окружающих. В исследуемых второклассников более низкий уровень притязаний, в то время как первоклассники имеют неадекватную, завышенную самооценку и сравнительно низкую тревожность, которая сопровождается некритичностью при оценке собственных поступков.
Для формирования положительной мотивации младших школьников могут быть использованы следующие способы и методы стимулирования и мотивации интереса к обучению математике у учащихся: использование эффекта удивления, создание проблемной ситуации, применение эвристической беседы, использование аналогии, сравнения, противопоставления, создание ситуации заинтересованности; подбор познавательных игр, использование учебных дискуссий, создание ситуации свободного выбора учащимися учебной задачи, создание ситуации эмоционально - нравственных переживаний, ситуации увлеченности, использование метода анализа жизненных ситуаций, создание на уроке ситуации успеха; использование наглядности; формирование у учащихся мотивов долга и ответственности в учении; использование исторического материала; применение нового математического факта; использование метода целесообразных задач; использование наблюдений, подражания, измерения, эксперимента, использование открытой информации; применение на уроках математики практических задач.
Выводы. Таким образом, учителю младших классов следует учитывать особенности мотивационной сферы младшего школьника. В работе следует применять дидактические формы и методы обучения, активизирующие мотивационный компонент. Стоит также учитывать основные тенденции развития мотивационной сферы учащихся начальной школы, выявленные при экспериментальном исследовании, применять методики изучения мотивации учения младших школьников, приспособленных к уровню сформированности знаний, умений и навыков детей этого возраста.