Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Какой мальчишка не мечтал о том, что бы со свистом ветра в ушах прокатиться на мотоцикле? Не говоря о том, что бы иметь свой собственный, даже не супер-спорт или эндуро, а хотя бы самый простой, на первый взгляд, «Иж Юпитер 5» или «Планета Спорт». И когда ему выпадает возможность прокатится на этом самом мотоцикле, не важно где – у дедушки на даче или дал прокатиться старший товарищ, он прыгает на мотоцикл, жмет стартер и выкручивает ручку до упора. И стук в двигателе, скрип тормозов или пламя из выхлопной трубы кажутся ему крутыми примочками, а не сигналом о том, что с мотоциклом не все в порядке и будущая поездка может закончиться печально: как минимум – ушибами и переломами.

И ведь дело не только в качестве мотоцикла, но и, в большей мере, в подготовке будущего ездока. Мало уметь управлять мотоциклом, да и любым другим транспортным средством, нужно понимать принцип его устройства, работы основных узлов и механизмов, иметь навыки самостоятельного, если не капитального, то достаточного для доставки техники в мастерскую, ремонта. С такими знаниями наш юный гонщик мигом бы определил, что двигатель может заклинить, тормоза отказать, а в выхлопную систему попадает топливо, что свидетельствует о не исправности в камере сгорания. Но не стоит забывать и о физической подготовке – управление мотоциклом требует определенных усилий и развивает различные группы мышц. Например, мышцы кисти и предплечья активно работают, обеспечивая надежный хват руля, а также нужную скорость и уверенность манипуляций при смене скорости, направления движения, всевозможных маневрах. Мышцы спины, прежде всего широчайшие, ромбовидные и трапециевидные, активно работают при поворотах, резких маневрах, ради сохранения устойчивого положения машины. При маневрах, связанных с подъемом с сиденья и изменениях углов наклона тела к вертикальной оси машины, начинают еще более выражено включаться длинные мышцы спины. Грудные мышцы вместе с трицепсами и передними долями дельтовидных мышц участвуют во всех манипуляциях руками, а их хорошее развитие балансирует гипертонус спины и гарантирует от возникновения патологических изменений изгибов позвоночника, характерных для видов спорта, где требуется длительное сохранение выгодной аэродинамической позы. Огромную роль играет качественное развитие мышц бедра и тазобедренной зоны, на которые ложится львиная доля нагрузок во всех подвидах мотоциклетного спорта. Здесь нужна общая и взрывная сила, и выносливость, и плиометрические качества [1]. Но где же в наши дни можно научиться не только управлять, но и обслуживать своего железного коня?

В СССР существовала такая организация – ДОСААФ: добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. В ее задачи входили: воспитание молодежи в духе любви к своей Родине и готовности защищать интересы страны; развитие инженерно-технических способностей и навыков управления транспортными средствами: от машин и мотоциклов – до малой авиации. На базе каждой автошколы, принадлежавшей ДОССАФ, были секции мотокросса, кольцевых мотогонок или картинга. В них подростки получали навыки управления мотоциклами выбранной категории, а также помещения и оборудование для ремонта и диагностики техники, профессиональную консультацию и бесценный опыт общения с учителями и наставниками, которые были высококвалифицированными шоферами и механиками. И на выходе получался опытный водитель, способный без посторонней помощи отремонтировать своего коня и доказывающий, что все шутки про мотоцикл «Урал» – от неумения с ним обращаться. В частности, в Волгограде, при автошколе ДОССАФ Кировского района располагалась подобная площадка. Причем, что самое главное, все это было абсолютно бесплатно! Техника, уроки, инструменты – все выдавалось государством, только бензин свой приноси. А на период соревнований и бензин был государственный. От юного мотоциклиста требовалось лишь желание.

К сожалению, в наши дни подобного уже не встретишь. РОСТО, созданная на базе ДОССАФ, подобных услуг не предоставляет. Формально, в Волгограде существует Федерация мотоциклетного спорта Волгоградской области, но вот только какой-либо конкретной информации о ней, за исключением имени руководителя и адреса, найти не удалось. Так что все попытки приобщиться к мотоциклетному спорту становятся сугубо личной инициативой. Заводи свой транспорт, свой гараж, сам учись и тренируйся. Сам же и посещай областные и зональные соревнования. О существовавших раньше спортивно-технических клубах тоже ничего не слышно, поиски подобных заведений в Волгограде успехом не увенчались. Вот и получается, что сейчас нет никаких условий не то что для развития мотоциклетного спорта в России, но и для развития технических навыков у молодежи.