Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

В условиях современного высокотехнологичного производства возрастают требования к состоянию здоровья и уровню психофизической подготовки специалистов разных профессий. Нынешний высококвалифицированный труд требует специализированной физической подготовки в соответствии с особенностями профессии.

Готовность выпускников к успешной трудовой деятельности должна обеспечить профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП). Она помогает сформировать прикладные знания, развить физические и специальные качества. «В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству» (Н.И. Пономарев).

В настоящее время деятельность инженера-строителя становится все более сложной, ответственной и напряженной по содержанию. Для студентов строительных специальностей важным является наличие таких профессиональных качеств как общая и силовая выносливость, эмоциональная устойчивость, оперативная память, быстрота мышления, предъявляются повышенные требования к зрительному и слуховому анализаторам и функциям вестибулярного аппарата.

Эффективным направлением решения данного вопроса для подготовки студентов строительных специальностей могут стать занятия таким видом спорта, как спортивное ориентирование. Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который является одним из профессионально значимых и наиболее близких по своей структуре действий и физическому влиянию к овладению профессией строителя. Занятия спортивным ориентированием позволят:

  • сформировать интерес к будущей профессии
  • развить профессионально важные качества
  • овладеть достаточно большим объемом специализированных теоретических и практических знаний и навыков
  • укрепить здоровье
  • воспитать потребность к занятиям физкультурой и спортом.

Ориентироваться - значит оценивать ситуацию вокруг себя и принимать решения в сложившихся условиях. Ориентируемся мы везде и всегда: выбирая оптимальный маршрут до учёбы или работы; определяя своё местонахождение в незнакомом городе или на природе; выбирая маршрут поездки на отдых; или даже прогуливаясь в городском парке. Умение ориентироваться – это жизненная необходимость.

Задача спортивного ориентирования - с компасом и картой преодоление трассы на местности, выбирая наиболее рациональный путь движения. Принятие решений на трассе требует не только сочетать физические и умственные нагрузки на фоне постоянно меняющихся внешних условий и эмоционального напряжения, но и требует быстрой и точной оценки сложившейся ситуации, умения самостоятельно мыслить. Спортивное ориентирование несет в себе уникальную возможность сочетать принятие индивидуальных и командных решений, проявлять лидерские качества или наоборот, отрабатывать навыки подчинения, развивать практическое мышление. Занятия этим видом спорта воспитывают такие качества, которые трудно сформировать в обычных практических и теоретических условиях обучения. Все это позволяет называть спортивное ориентирование интеллектуальным видом спорта.

Используя полученные в процессе обучения знания, по смежным теоретическим дисциплинам (геодезия, землеустройство, инженерная планировка и др.) и умение применить эти знания на практике в экстремальных условиях соревнований по спортивному ориентированию, можно комплексно формировать у студентов профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту в области строительства.