Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1 1 1
1

Период обучения в вузе связаны с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков. Но существуют трудности, которые весьма существенно сказываются на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, которые можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. Это методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом, отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений и группового контакта, планирование и организация своего учебного и свободного времени. Попав в новые условия, бывшие школьники, оказываются в психотравмирующей ситуации. Происходит изменение эмоционального состояния, снижается позитивная активность, в связи с чем, возникает необходимость в поиске путей, обеспечивающих эффективную адаптацию студентов в социуме[1]. Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, который все время возрастает. Критический и сложный для студентов экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин. Для профилактики психоэмоционального и функционального перенапряжения специалисты рекомендуют рационально организованный режима труда, питания, сна и отдыха, отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании. Регулярные занятия физическими упражнениями, использование физических упражнений как средства активного отдыха, применение «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов, таких как: утренняя гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений позволят поддерживать организма в состоянии оптимальной физической тренированности. Уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда.

Таким образом, критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственностью с элементом напряженности. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности и отсутствия в них физических упражнений, как средства эмоциональной разрядки, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности. Правильно организованное физическое воспитание студентов в этот период представляет собой важный фактор их развития и социальной адаптации в новой для них среде [2].