В исследовании приняли участие 28 студентов нашего вуза I-го и II-го курсов основной и подготовительной медицинских групп в возрасте 17-19 лет, имеющих избыток массы тела. У всех фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую подготовленность и состояние здоровья. Для определения физического развития измеряли: длину тела (при помощи ростомера); массу тела (при помощи анализатора состава массы тела TANITA BС-540); окружность грудной клетки (ОГК) и обхваты частей тела (при помощи сантиметровой ленты); толщину жировых складок (при помощи калипера); общую скорость форсированного выдоха (при помощи нагрузочного спирометра) (ОСФВ). На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани (по формулам Я. Матейко); весоростовой индекс (по формуле Кетле); показатель пропорциональности грудной клетки (индекс Эрисмана); жизненную емкость легких (ЖЕЛ) (по формуле ЖЕЛ (мл) = ОСФВ (%) x норма ЖЕЛ (мл) / 100).
Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубины наклона туловища из положения стоя; подтягивания на перекладине (юноши); отжимания от гимнастической скамейки (девушки); жима штанги от груди лёжа; жима веса ногами из положения лежа на спине на тренажере; тяги станового динамометра ДС-500; жима электронного ручного силомера BS – D706; челночного бега 3Х10 м; бега на дистанции 1000 м (юноши) и 500 м (девушки). Показатели здоровья включали определение: частоты сердечных сокращений в покое (пальпаторно); артериального давления (АД) (при помощи автоматического измерителя M2Eco (OMRON); времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); времени задержки дыхания на выдохе (проба Генче); пробы с ходьбой (по В.Л. Карпману, З.Б. Белоцерковскому); пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г.Л. Апанасенко [1]. Все показатели были подвергнуты корреляционному и семантическому анализу.
Таким образом, было сделано следующее заключение, что показатели здоровья юношей, имеющих избыток массы тела, в основном зависят от их абсолютной жировой массы тела. Чем она больше, тем хуже показатели здоровья. Уменьшить же её количество можно за счет выполнения юношами, как и девушками, физических упражнений, направленных на развитие выносливости. Но у юношей важной частью развития выносливости должны быть дыхательные упражнения, акцентированные на увеличение ЖЕЛ и ОСФВ. Кроме этого, в отличие от девушек с избыточной массой тела, которым было рекомендовано выполнять ещё и упражнения координационной направленности, юношам следует акцентировать внимание на силовых упражнениях для мышц верхнего плечевого пояса, направленных на развитие выносливости.
Результаты исследования подчеркнули необходимость проводить в течение учебного года со студентами данной категории специальные занятия, направленные на уменьшение массы тела. В процессе таких занятий были выявлены новые мотивы. В ходе эксперимента осуществлялись регулярные измерения: обхватов, веса тела и процентного соотношения состава массы тела. Также всем занимающимся было рекомендовано вести дневник тренировок, в котором довольно наглядно по истечении времени стали видны все изменения и достижения. Мы заметили, что как только появился видимый результат (снижение веса, изменения в процентном составе массы тела), сразу возникает ещё больший интерес к занятиям. Наряду с этим мы отметили, что занимающиеся, почувствовав мышечный тонус, стали получать удовольствие от двигательной деятельности. Всё перечисленное стало дополнительным стимулом к дальнейшим занятиям [2].