Известно, что двигательная активность и отношение студентов к формам её проявления по мере возрастного развития существенно изменяется. Для того чтобы лучше видеть выбор и желание студентов разного возраста заниматься предлагаемыми на занятиях (и не только) упражнениями, нами было проведено анкетирование, основной целью которого было выявление их физкультурно-спортивных интересов.
Учебные группы нашего ВУЗА состоят из студентов, у которых уже сформированы мотивы к физкультурной деятельности. Студенты различаются воспитанностью, культурой поведения, общением, физическим развитием и т. д., но всё же некоторые студенты по разным причинам стараются пропустить занятия физической культурой. Перед преподавателем стоит задача создать такие комфортные условия, в которых бы студенты могли сосредоточивать усилия и внимание на овладении техникой физических упражнений, а благоприятная обстановка в группе способствовала дружелюбию и уважению друг к другу.
В организации воспитания нельзя игнорировать сложившиеся у студентов личные мотивы, интересы, потребности, нужно находить разумные формы их перестройки. В противном случае у студентов может возникнуть негативизм, безразличие.
Управление развитием потребности должно осуществляться в неизменно гибкой, тактичной, соответствующей заданной цели форме. В процессе воспитательной работы можно выделить следующие уровни сформированности физкультурно-спортивной активности у студентов.
Низкий уровень, при котором у студентов интерес не сформирован. Физкультурно-спортивная деятельность затухает по мере прекращения воздействий извне. В послевузовский период студенты с таким уровнем активности, как правило, не используют средства физической культуры в образе жизни.
К среднему уровню можно отнести тех, у кого формирование потребности и интересов идёт тем успешнее, чем прочнее они усваивают необходимость применения полученных знаний, умений и навыков в своём образе жизни.
При высоком уровне у студентов сформирована убеждённость в необходимости физкультурно-спортивной деятельности для себя лично. Они активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение.
По нашему анкетированию от общего числа занимающихся к низкому уровню относятся 15%, к среднему уровню 46% и к высокому 39%.
Даже в относительно однородной группе студентов при обучении одному и тому же действию приходится предусматривать и решать далеко не равнозначные частные задачи, поскольку характер восприятия учебного материала, степень развития физических и психических способностей, приобретённый ранее двигательный опыт зачастую имеют существенные индивидуальные отличия.
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая студента заниматься физкультурой. В качестве главных мотивов, которые помогают студентам сформировать желание к физической деятельности выделялись следующие: «чувство удовлетворения от проявления мышечной активности», «эстетическое наслаждении собственной красотой, силой, ловкостью», «потребность в самоутверждении, стремление к общественному признанию», «стремление подготовить себя к практической жизни», «стремление быть здоровым». Их суммарный вклад в спектре мнений составляет 82,80%.
Также, по имеющимся данным можно сделать вывод, что наиболее оптимальным вариантом повышения объёма двигательной активности студентов является увеличение занятий физическими упражнениями за счёт более рационального использования их дополнительных занятий.
93.02% опрошенных обучающихся на разных курсах хотели бы, чтобы на занятиях чаще проводились подвижные игры и эстафеты.
Мы придерживаемся мнения, что для сплочения коллектива, создания благоприятной психоэмоциональной обстановки на занятиях физкультурой очень важны подвижные игры во время которых студены 1-го курса учатся взаимодействовать друг с другом. Также воспитываются такие немаловажные качества характера как поддержка, взаимовыручка, умение добиваться общей цели, а преподавателю удаётся создать на занятиях комфортные условия, в которых студенты чувствуют себя спокойно и занимаются с хорошим настроением.