Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1 1
1
2062 KB

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ПГФА) является одним из специализированных высших учебных заведений, занятых подготовкой специалистов в области фармации.

В ПГФА реализуется несколько образовательных программ, тесно и неразрывно связанных между собой:

1. Дополнительные общеобразовательные программы – подготовка потенциальных абитуриентов через подготовительные курсы, в том числе иностранных граждан, изучающих русский язык (как иностранный).

2. Образовательные программы высшего образования:

• специалитет (специальность «Фармация» /квалификация «Провизор»/);

• подготовка научно – педагогических кадров в аспирантуре (направления «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»);

• интернатура (специальности «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»).

3. Дополнительные профессиональные программы (повышение квалификации практических работников – провизоров и фармацевтов).

Известно, что на современном этапе развития высшего образования объективной необходимостью является международный рынок образовательных услуг (МРОУ), который сегодня является:

• одним из стратегических приоритетов во многих странах мира;

• необходимым условием эффективного развития образования и науки;

• неотъемлемой и весомой частью деятельности вуза;

• часто носит выраженный рыночный характер.

Большинство экспертов в области международного образования сходятся во мнении, что подобная деятельность имеет определенную специфику (в частности, соблюдения принятых в международных отношениях традиций, правил, протокола и этикета).

Учитывая ситуацию, складывающуюся на международном образовательном рынке, и опыт ПГФА в области подготовки специалистов высшей квалификации в области «Фармации», по инициативе ректора академии профессора Г.И. Олешко, в 1992 г. было принято решение о новом направлении деятельности академии – подготовке специалистов для зарубежных стран. С этой целью в академии как самостоятельное подразделение был организован факультет подготовки иностранных граждан (ФПИГ).

Участие ПГФА в МРОУ является объективной необходимостью и обеспечивает ее развитие и конкурентоспособность в борьбе за качество подготовки выпускаемых специалистов и позволяет удовлетворить определенные собственные интересы.

Сегодня ПГФА является производителем ряда услуг, одной из которых является платное обучение иностранных учащихся (ИУ). Мировая практика показывает, что платное обучение ИУ стало стратегическим направлением деятельности многих вузов. Причём, наиболее оптимальной долей ИУ в общем количестве студентов вузов, занимающихся подготовкой данной категории учащихся является диапазон 5 – 15 %. Для ПГФА, где, в отличие от многих других высших учебных заведений, подготовка ведётся только по одной специальности – «Фармация» (квалификация «Провизор»), эта цифра по очной форме обучения сегодня составляет около 8 %.

За период с 1992 г. по 2014 г. в ПГФА обучались и продолжают обучение граждане 25 стран дальнего и ближнего зарубежья.

В ПГФА все иностранные граждане обучаются по индивидуальным контрактам. Эта форма взаимоотношений между академией и студентом на наш взгляд является наиболее удобной и эффективной.

Следует отметить, что ПГФА традиционно придерживается практики заключения контракта на весь период обучения (сроком на 6 лет, включая подготовительное отделение и основной курс по специальности «Фармация») без изменения стоимости в течение всего периода обучения при условии своевременного выполнения учебного плана, оплаты за обучение и проживание в общежитии. Такая политика, как показывает опыт, успокаивающе действует как на уже обучающихся и вновь поступающих студентов, так и их родителей и только повышает престиж ПГФА

В случае, если студент не соблюдает указанные в контракте требования, он отчисляется из академии с правом последующего восстановления на условиях нового контракта с повышенными финансовыми обязательствами.

ПГФА учитывает современные требования, которые предъявляются к кандидатам на обучение и получение высшего профессионального образования на Родине. Так, представители Марокко, Сирии, Судана и других государств, при поступлении на подготовительное отделение ПГФА, обязаны представить документ о полном среднем образовании, прошедший нострификацию в компетентных органах своего родного государства и в России. Кроме того, при приёме на обучение по основной специальности («Фармация»), учитываются требования, которые предъявляются к кандидатам на получение диплома по данной специальности на Родине.

Деканат ФПИГ решает юридические вопросы, связанные с оформлением приезда и пребывания иностранных граждан, желающих получить высшее фармацевтическое образование в ПГФА, а также общие организационные, методические и бытовые вопросы, связанные с обучением иностранных учащихся.

Подготовительное отделение организует методическую и учебную работу со слушателями, изучающих русский язык (как иностранный) для последующего обучения в ПГФА и других вузах медицинского профиля, а также способствует их быстрейшей социо – культурной адаптации, учитывая многонациональный состав, исходный образовательный и культурный уровень.

Можно отметить, что большинство выпускников подготовительного отделения продолжают обучение в ПГФА.

Кафедры ПГФА организуют методическую и учебную работу с иностранными студентами в соответствии с установленными требованиями. Обучение иностранных граждан по специальности «Фармация» ведётся только на русском языке и осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Абсолютное большинство студентов ФПИГ ПГФА занимаются по очной форме, однако для иностранных граждан, имеющих соответствующий уровень подготовки (среднее специальное или высшее образование) допускается и заочное обучение.

Контроль знаний студентов, полученных в течение учебного семестра или года, проводится в форме дифференцированного зачета или экзамена. Для подготовки к зачету и экзамену на кафедрах ПГФА иностранным студентам предлагают воспользоваться тренажерами (в электронной форме или на бумажных носителях) как по общей части, так и по отдельным темам, предусмотренным программой данной дисциплины.

В соответствии с Программой обучения студенты обязаны подготовить курсовые работы и пройти практику по ряду изучаемых дисциплин. При составлении тематики выполнения курсовых работ иностранными студентами, плана прохождения ими практики и условий выполнения поставленных заданий, в ПГФА, как правило, учитываются специфика и особенности менталитета иностранных граждан, а также экономические и социальные условия их родины.

В подготовке иностранных студентов широко используются элективные курсы по общеобразовательным и специальным дисциплинам, например: «Маркетинг», «Уход за больными», «Массаж и здоровый образ жизни», «Фитотерапия», «Наркотические средства и их немедицинское использование» и другие. Выбор того или иного элективного курса предоставляется каждому студенту индивидуально.

Ежегодно иностранные студенты принимают активное участие в предметных олимпиадах, которые проводятся на уровне академии или Пермского края.

Иностранные студенты активно участвуют во внеучебной работе, в том числе научно-исследовательской, которая часто начинается уже на подготовительном отделении и продолжается при дальнейшем обучении. Ежегодно до 20 иностранных студентов, преимущественно старших курсов, активно работают в кружках студенческого научного общества (СНО) практически на всех кафедрах академии.

Целый ряд зарубежных студентов, прежде всего граждан Марокко, активно участвуют в научных изысканиях кафедры фармакогнозии с основами ботаники, связанных со сравнительным фитохимическим анализом отдельных представителей лекарственной флоры, встречающихся как в России, так и на их Родине. Отдельно можно выделить абсолютно новое перспективное направление – использование геоинформационных технологий в изучении состояния популяций дикорастущих лекарственных растений и возможностей получения из них лекарственных препаратов.

Результаты исследований студенты докладывают на научных конференциях ПГФА и других вузов, публикуются в сборниках научных тезисов.

В случае возникновения общих и частных организационных и методических вопросов, они оперативно разрешаются посредством постоянного контакта всех заинтересованных сторон (студенты – кафедра – деканат).

Итогом обучения иностранных студентов в ПГФА является Государственная аттестация, которая может осуществляться в виде сдачи комплексного экзамена по специальности «Фармация» или защиты дипломных работ.

Учитывая специфику подготовки иностранных специалистов, в ПГФА выполнение дипломных работ рассматривается как наиболее перспективная и интенсивная форма самостоятельной работы студентов на последнем этапе обучения.

Дипломные работы, выполняемые иностранными студентами, носят прикладной характер и выполняются на профильных кафедрах по темам, соответствующим общему плану научно – исследовательских работ ПГФА. Как правило, тематика дипломных работ носит комплексный характер и выполняется по материалам лекарственного обеспечения в странах проживания иностранных студентов (Ближний Восток, Северная Африка).

Первый выпуск иностранных студентов в ПГФА был произведён в 1996 г. Всего, с этого момента, диплом провизора получил 431 гражданин 15 государств, в том числе по заочной форме 7 человек из 3 стран (Марокко – 3, Казахстан – 3, Азербайджан - 1).

В 2013/2014 учебном году на ФПИГ ПГФА обучается 135 человек из 16 стран (в том числе на подготовительном отделении – 26 слушателей) как дальнего, так и ближнего зарубежья, с преобладанием представителей Марокко (около 60%), Судана (около 18%) и Сирии (7%).

На наш взгляд, одним из основных средств распространения положительной информации, формирующей привлекательный имидж ПГФА среди потенциальных кандидатов на обучение из-за рубежа являются связь с посольствами иностранных государств, а также, несомненно, выпускники ФПИГ и их последующая судьба.

У администрации ПГФА (ректорат и деканат ФПИГ) сложились продуктивные отношения с представителями посольств большинства государств, курирующих своих граждан в период обучения в России. Постоянный контакт и консультации позволяют оперативно решить возникающие вопросы. Так, своевременное подтверждение посольству Марокко статуса диплома, полученного тем или иным гражданином этой страны, уже давно стало правилом.

Большую роль в наборе новых учащихся из числа своих родственников и знакомых играют многие бывшие и нынешние студенты ФПИГ ПГФА, распространяя у себя на родине и среди студентов других вузов (и не только России) информацию о возможностях получения образования в ПГФА на далеком (часто неизвестном) Урале.

Подобные «рекомендации» можно воспринимать только как высокое доверие к полученному уровню знаний. Это, безусловно, повышает престиж диплома, выданный нашей академией.

Таким образом, сегодня ПГФА, как профильный вуз, занимает свою определённую нишу в области высшего фармацевтического образования.