Подготовка современного инженера представляет собой не только получение знаний, умений и навыков, необходимых для модернизации существующих и создания новых механизмов, автоматов, роботов и технологий, но и формирование специалиста — человека, который способен осознавать значимость и ответственность за результаты своей профессиональной деятельности перед другими представителями общества, последующими поколениями и самим собой. Современный инженер должен быть способен к нравственному выбору и сохранять устойчивость к различным профессионально-личностным деформациям.
Для инновационного производства все более характерна тенденция гуманитаризации, т.е. обращение к человеку, к его правам и интересам, что связано с потребностью в решении проблем более цивилизованного и разумного использования научно-технического потенциала, социальных и экологических аспектов экономического развития; возрастанию и преобладанию творческих начал в процессе труда, что объективно требует от человека овладения общей культурой, общечеловеческими ценностями без которых труд ученого, конструктора, инженера, техника становится просто неэффективным. «Общая культура человека является исходной основой для формирования у него культуры производства, потребления и быта, без наличия которых невозможно сформировать другие составляющие культуры» [3].
Профессиональная деятельность инженерных кадров должна исходить из двойственной природы техники, т.е. из ее субъектностного и объективного компонентов. Объективность техники состоит в том, что она проектируется, производится, эксплуатируется на основе законов естествознания. Субъектность проявляется в том, что человек на всех стадиях жизненного цикла техники активно взаимодействует с ней. При этом он определяет потребность в новой технике, ставит цели, принимает решения исходя из своих интересов, своего понимания окружающей действительности. Качество проектируемых технико-технологических систем, их эффективность во многом определяется личностными оценками людей (исполнителями и потребителями), поскольку именно они учитывают меру своей активности, степени напряжения, оценку успешности выполняемой работы, опираясь на субъектное понимание смысла своей деятельности.
Осуществление различных видов инженерной деятельности невозможно без ценностно-смыслового общения, основанного на диалогическом сознании. Субъективация инженерных ценностей происходит в ходе изобретательской, проектной, призентационной и др. видов деятельности — это показатель профессионально-личностного развития инженерного работника и один из показателей диалогичности общения иженеров в профессиональной среде, а также общения с заказчиками и потребителями.
Социо-психологическая культура инженера включает в себя понимание и учет закономерностей и особенностей функционирования человека в социопсихологической системе [1,4]. Прежде всего, от инженерно-конструкторских разработок зависят условия труда, параметры рабочего места, содержание и организация труда [2]. На стадии проектно-конструкторских разработок должны «закладываться» решения, приводящие к сокращению технологических операций/усилий работающих, улучшению эргономических показателей. Отсюда становится ясной необходимость формирования социально-психологической культуры инженера, в состав которой могут быть включены ответственность, бережливость, расчетливость по отношению к человеку и окружающей среде.
Современный инженер должен нести ответственность за результаты свой профессиональной деятельности, которая способствует развитию производства. «Инженерные работники, реализующие свои профессиональные знания, умения и навыки должны обладать так называемым механизмом культурной идентификации — установлением духовной взаимосвязи между собой и своим народом» [3], построением с их учетом собственной жизни и профессиональной деятельности.
Отображение нормативных требований, профессиональных норм в сознании позволит инженеру полнее и адекватнее воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию, тактику, планы и цели обновленной профессиональной деятельности, а также сознательно регулировать свое поведение. Эти правила и нормы являются условием, продуктом и средством познания действительности инженера. С их помощью инженер должен выработать отношение к себе как профессионалу, к другим участникам инженерно-технического процесса (процессов изготовления, модернизации, изобретения и др.).
Нормы профессионального поведения инженера должны быть конкретизированы. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с условиями и требованиями реальной жизни и деятельности в соответствии со своими представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном, желательном, отвергаемом и порицаемом. Предписанный характер профессиональных норм не означает пассивного усвоения их специалистами. Воспроизводя и преобразуя нормативно-заданную деятельность, инженер может сформировать свое «профессиональное кредо», и заявить о себе как об индивидуальности.
Чтобы соответствовать социальным ожиданиям, инженеру необходимо постоянно формировать объектные и субъектные эталоны профессионального поведения, которые базируются на совокупности профессиональных требований. В этой сфере работники инженерной индустрии должны выполнять установленные нормы, формализованные и закрепленные в различных нормообразующих документах (законах, уставах, положениях, инструкциях, правилах и т.д.). Однако не менее важно знать и выполнять нормы, сохраняющиеся в социокультурной среде в виде обычаев, представлений и традиций, т.е. в сфере неформализованных отношений. При этом сущность обычая заключается в признании людьми определенных требований за норму и воспрепятствованию всякому ее нарушению. Любые существующие производственные нормы подразделяются на нормы-рамки (которые жестко регламентируют поведение специалистов в настоящем), а также нормы-идеалы (нормы проектного характера, которые позволяют создать проект наиболее оптимальных моделей профессионального поведения).
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что гуманитаризация инженерной деятельности связана с удовлетворением потребителей, эффективной профессиональной адаптацией в коллективе, а также развитием и повышением трудовой культуры. Следовательно, профессиональная подготовка инженеров должна способствовать не только развитию квалификации специалистов, но и формированию их «человеческих качеств», которые позволяют получить профессионала — всесторонне и гармонично развитого человека. Профессия обретает для человека гуманитарный смыл лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно, обретение своей индивидуальности в многогранном и противоречивом мире культуры, своего «неповторимого человеческого лица».
Таким образом, для получения квалифицированного специалиста с «человеческим лицом» («гуманитарного инженера») необходимо обеспечить соответственное обучение, которое позволит выпускнику технического вуза правильно реагировать на соответствующие производственные условия (и ситуации).