Современная наука переходит на постнеклассический этап развития, связанный с формированием принципиально нового стиля мышления, который представляет мир как единое целое, где каждый компонент включен в него как органически неотделимая часть. Основная проблема этого этапа состоит в том, чтобы построить такую модель мироздания, которая смогла бы исследовать целостные системы в их единстве, без выделения отдельных составляющих. Подобное моделирование предполагает построение таких конструкций, которые формируются на основе общих методологических принципов без учета специфики конкретной системы. Для более полного рассмотрения необходимо подобные модели дополнять более детальным описанием исследуемого процесса.
Основная задача современного этапа развития науки – выявление общих закономерностей, управляющих законами бытия. По этой причине необходимо создание различных междисциплинарных парадигм и исследовательских программ, которые смогли бы решить указанную задачу. Л.А. Микешина подчеркивает, что сегодня новый стиль мышления широко представлен «во многих областях знания, начиная с 60-х годов ХХ века – это системно-структурный подход, рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем, наконец, становление синергетического видения действительности» [1, c. 351].
В XXI веке активно развиваются эволюционно-синергетическая парадигма и исследовательская программа эволюционизма, что порождает принципиально новые аспекты научного мышления, которые проявляются не только в научной, но и «в массовой культурной среде» [4, с. 47]. Во-первых, если до появления синергетического подхода неопределенности в научных теориях списывались на недостаток или нехватку информации, то теперь, случайность становится фундаментальным свойством сложных систем, что требует нового мировидения. Во-вторых, стали появляться такие теоретические конструкты, которые описывают не конкретные системы, а некие абстрактные модели, позволяющие лишь при определенных допущениях использовать их для описания природных явлений, что снижает объективность и достоверность таких теоретических построений. «Это серьезная методологическая проблема современной эволюционной парадигмы» [2, с. 8]. То есть, постнеклассический этап развития науки предполагает изменение идеала научности, отказ от однозначных научных предсказаний, творческий анализ сложных систем, позволяющий осуществлять научное прогнозирование не только на основе строгих расчетов, но и на основе интуиции и всего житейского опыта.
Формирование подобного стиля мышления предполагает перестройку всего процесса обучения как в среднем, так и высшем образовании. Компетентностный подход, направленный на развитие творческой активности обучающихся, играет очень важную роль, поскольку позволяет в каждой личности найти те характеристики, которые дадут возможность этот творческий потенциал максимально реализовать. Как отмечает В.Е. Пеньков, «обучение должно осуществляться не просто как трансляция знаний, а как активное взаимодействие студента и преподавателя» [3, с. 82]. При этом школьник и студент будут функционировать как самоорганизующиеся синергетические системы, и вырабатывать новый стиль мышления, соответствующий современному постнеклассическому этапу развития науки.