Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2449 KB

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах функционирования и развития. Следует подчеркнуть, что в наше время детский сад не может работать, не реагируя на изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики. Ключевую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения базовых инноваций. Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям детского сада, а также удовлетворять всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе блочнотематического, календарного с развернутыми конспектами, однотемного – системная паутинка, сквозного и др. ДОУ работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). ДОУ, работающие в режиме развития, могут осуществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме эксперимента либо в сочетании того и другого. В ДОУ, работающем в режиме развития, обязательны индивидуальные образовательные маршруты, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику, и работа с ближайшим социумом

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения является работа в режиме областной инновационной площадки по теме «Развитие взаимодействия младших дошкольников в различных видах деятельности».

Наша инновационная деятельность строится на работах следующих авторов: А.И. Булычевой, Е.В. Горшковой, И.В. Мавриной, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой Л.Н. Галигузовой, А.Д. Кошелевой и др.)

Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый – воспитывает, обучает, ребенок – подчиняется. Для полноценного личностного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности.

Основываясь на собственном опыте работе по формированию взаимодействия старших дошкольников друг с другом, мы сделали вывод о необходимости развития взаимодействия детей друг с другом начиная с более раннего возраста, а именно с 3 лет, так как этот возраст является сензитивным периодом для развития общения детей.

Как и любая инновационная деятельность велась по специально разработанной программе поэтапно.

1 этап. Подготовительный.

Цель: создание условий для работы инновационной площадки и развития инновационных процессов в МБДОУ, выявление возможностей и условий освоения детьми способов и форм продуктивного взаимодействия друг с другом.

2 этап. Основной.

Цель: инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов освоения взаимодействия детей друг с другом в рамках различных видов деятельности, овладение детьми 3-5 лет новыми способами и формами взаимодействия.

3 этап. Обобщающий.

В настоящее время мы находимся на формирующем этапе.

Традиционно работа ведется в трех направлениях (рис. 1–3).

luti1.wmf

Рис. 1. Первое направление работы

luti2.wmf

Рис. 2. Второе направление работы

luti3.wmf

Рис. 3. Третье направление работы

Итоги диагностики на данном этапе говорят о том, что направленное педагогическое руководство процессом освоения детьми способов кооперации друг с другом существенно повлияло на повышение уровня их продуктивного взаимодействия. О чем говорят следующие данные: на начальном этапе с заданием справились 0 % пар, а на промежуточном этапе – уже 36 %. А количество пар, не выполнивших задание сократилось с 82 % до 9 %.

В ходе реализации программы деятельности инновационной площадки дети приобрели умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобрели такое важное интегративное качество личности, как овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В условиях постепенного введения компонентов сотрудничества, требующих от детей согласованных действий друг с другом происходит их перенос в сферу умственной деятельности, повышение общего уровня психического развития детей (по ряду его основных показателей: уровень развития воображения, мышления, речи, познавательной мотивации, произвольности, коммуникативных способностей, осмысленной моторики и операционных умений в целом), а также улучшаются взаимоотношения детей в группе детского сада, что способствует в дальнейшем усвоению навыков учебной деятельности.

Таким образом, мы видим, что инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и не только позволяет улучшить качество образования дошкольников, но и в целом, позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы).