Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF ELEMENTARY MATHEMATICAL KNOWLEDGE AMONG CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION THROUGH THE USE OF SUBJECT-DIDACTIC GAMES

Kudarinova A.S. 1 Achimhanova G.S. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Y.A. Buketov Raraganda State Universiny»
The relevance of this article is predetermined by the fact that the learning process of elementary mathematical concepts to students with mental retardation must use subject-didactic games that affect the formation of mental activities, the development of logical thinking, speech, communication skills. Game setting a positive effect on the development of ingenuity, resourcefulness, ingenuity. The novelty of the work is that the subject-educational games are used not only in their spare time, but also on the lessons to consolidate the material, which increases the interest in mathematics, improves the quality of knowledge of students with mental retardation. The heterogeneity of the composition of the students correctional schools, different possibilities of mastering mathematical knowledge, depending on the severity and extent of the defect require a differentiated, individual approach in math class.
didactic game
motivation
mental operations
the effectiveness of the game
attention
learning
job
game problem

Математические знания служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. В ходе математического развития у детей с задержкой формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математическая подготовка дает ребенку с задержкой психического развития возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

Дети с задержкой психического развития имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов, пониженная работоспособность, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Практически у всех детей с задержкой психического развития имеются те или иные речевые нарушения.

Математика является, наиболее трудным для обучения детей предметом, который требует наличия определенных способностей:

– умения анализировать и обобщать материал; умения мыслить отвлеченно, абстрактными категориями; гибкости мышления; наличия специфической математической памяти. А тем более этот предмет труден для обучения учащихся с ЗПР. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах.

Развитию познавательного интереса к математике способствует использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей, а в старших классах осознание практической значимости математических знаний [1].

Обучение должно быть направлено на развитие и формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Особое значение приобретают современные образовательные технологии, в том числе и игровые. Развивать у учащихся познавательные процессы помогают дидактические игры. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры [2]. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности. Актуальность применения сюжетно-дидактических игр в процессе обучения элементарным математическим представлениям заключается и в том, что они активно влияют на формирование умственных действий, развитие логического мышления, а главное формирует необходимые компетенции, которые помогут ребенку в самореализации и для жизни в обществе.

«Игра, – представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» [3]. Из ученых и Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев считают, что игра является деятельностью творческой, в которой развивается креативность.

Игры подразделяются на:

– развивающие игры;

– обучающие игры;

– игры-экспериментирования;

– диагностирования;

– игры-забавы;

– компьютерные диагностические игры.

Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как к развивающим, так и обучающим.

Сюжетно-дидактические игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. Также можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия.

Одним из эффективных методов обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе и приемов работы в последующих классах является сюжетно – дидактическая игра. Наряду с заданиями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой и мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от математических заданий игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. В практике работы школы иногда смешивают сюжетно-дидактическую игру и задание. По всей вероятности, это происходит из-за общности задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что сюжетно-дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками с задержкой психического развития, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной [4]. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных, создалось впечатление равноценности их участия.

Выбор сюжетно-дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Правильно подобрав игру по содержанию, надо ещё и провести её таким образом, чтобы она способствовала приобретению (закреплению) знаний и формированию положительных навыков и качеств личности. Так, играя, дети учатся работать в определённом темпе. Учитель не ждёт, пока каждый ребёнок выполнит задание: равномерно, в посильном большинству ребят темпе он показывает одну картинку за другой. Это дисциплинирует детей, организует их деятельность. В процессе игры закрепляются изучаемые понятия, а её результаты дают учителю возможность контролировать усвоение школьниками соответствующих знаний.

В игре необходимо соблюдать правила проведения. Если они вызывают затруднения, можно предложить облегчённый вариант. Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими. Многословное, длительное объяснение ведёт к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, пропадает желание играть. Следует отметить, что в подготовительном классе главное – не увеличение количества игр, а их повторение и усложнение.

Усложнить игру можно путём увеличения числа правил, количества участников, вводимых предметов, изменений формы организации детей, темпа проведения [30].

Интерес к игре у детей проявляется неравномерно и часто зависит от темпа, выбранного учителем, от числа игровых действий, их смены. Начинается игра, как правило, в замедленном темпе – играющие должны сориентироваться в правилах, сообразить, как применить имеющиеся знания для решения игровой задачи. Когда игра развернётся и детям легко выполнять нужные правила, темп убыстряется. Слишком быстрый темп, частая смена игровых действий могут «затормозить» детей, что, в свою очередь, сказывается на их интересе к игре.

Таким образом, сюжетно-дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно целесообразны сюжетно-дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.

Многие дети, поступающие в коррекционные школы, обнаруживают первоначальное отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач, равнодушие, а иногда и негативное отношение к урокам. Приняв задание, они могут в любой момент могут отказаться от его выполнения, не доведя работу до конца.

Обучение детей математике не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения, являясь базой для обучения многим другим предметам. Наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, необходимо развивать и математическое мышление. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без цели направленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитание – сделать уроки по формированию элементарных математических преставлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Очень важно с первых дней пребывания детей в школе сформировать у них интерес к школе, к занятиям, желание учиться и выполнять задания. Этому способствует внимательное, доброжелательное отношение учителя к каждому ребёнку, готовность прийти на помощь, поощрение малейших успехов, спокойный тон речи. Похвала воспринимается учеником, прежде всего, как выражение положительного отношения учителя, она приковывает на какое-то время к ученику внимание всего класса, создавая почву для формирования благоприятного отношения к нему одноклассников. Успех формирует у ребёнка веру в себя, рождает энергию для преодоления трудностей, стимулирует его активность, стремление многократно заслужить одобрение учителя. Нередко, активность ребёнка, вызванная стремлением к похвале, переходит в заинтересованность самой работой, в познавательный интерес. Кроме того, положительная оценка деятельности одного ученика имеет обычно коллективный эффект, так как эмоционально воздействует и на других учащихся, вызывая желание подражать однокласснику, добившемуся успеха. Доброе отношение к ребёнку необходимо сочетать с высокой требовательностью; школьнику должно быть ясно, что у него получается хорошо, а чему он ещё должен научиться.

Помимо основных задач математического содержания, в сюжетно-дидактических играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда. Учащиеся настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности. В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций.

В частом применении сюжетно-дидактических игр дети упражняются в счете в пределах десяти. В сюжете дети пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее количество, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения. Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-дидактической игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.

Для успешного обучения и воспитания учащихся с ЗПР необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Педагоги используют с этой целью разнообразные методы и приёмы преподавания математики, привлекая красочный материал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в практический процесс овладения предметом.

Таким образом, сюжетно-дидактическая игра может быть успешно организована, если соблюдаются принципы и правильное руководство этим процессом. Сюжетно-дидактическая игра должна быть связана с жизнью, со знакомством с новым учебным материалом, экскурсиями, беседами. Только тогда закрепляются и обогащаются знания учащихся, развивается речь, память, мышление.