На сегодняшний день существует налаженное производство светодиодных обоев, панелей для стен и потолков, но они не допускают произвольно изменяемого расположения светодиодов по желанию пользователя. Обычно это – панно из светодиодов одного цвета.
В данном случае авторский коллектив предлагает к рассмотрению светодиодные кластеры с произвольной беспаечной компоновкой светодиодов, позволяющей создавать различные рисунки и орнаменты, в соответствии с пожеланиями и эстетическими запросами дизайнера или другого конечного пользователя. При этом оформление может производиться в различной цветовой гамме. А световые эффекты могут быть такие как мерцание, бегущая волна, звёздное небо и т.д.
Относительная несложность и значительная вариативность светодиодных кластеров обеспечивается тем, что они выполнены по типу «бутерброда», из токопроводящих слоёв фольги, к которым подводится электрический ток и слоёв диэлектрика между ними. Более интересным является вариант, когда используется не два, а три токопроводящих слоя разделённых пенополиуретановым изолятором. Соответственно производится и формовка выводов светодиодов по длине, с учётом того с какими слоями проводников они должны будут контактировать.
В этом случае возможно подключение отдельных светодиодов к токопроводящим слоям в следующих комбинациях: первый слой со вторым слоем, первый с третьим, второй с третьим. Кроме того, часть светодиодов может быть включена в обратной полярности. Таким образом, можно подключить шесть групп светодиодов, которые могут загораться в произвольной последовательности, благодаря подаче рабочих напряжений с блока управления в различных полярностях на токопроводящих слоях.
Естественно, для управления такими устройствами потребуются драйверы с микроконтроллерным управлением. Следует заметить, что используемая управляющая электроника может быть выполнена в двух вариантах. Первый вариант: это – предварительно записанная оперативно несменяемая пользователем программа создания различных светоцветовых эффектов. Второй вариант: пользователь по своему желанию оперативно с клавиатуры создаёт светоцветовые решения и орнаменты в соответствии со своим художественно-эстетическим вкусом. При этом можно использовать почти всю линейку современных светодиодов. То есть, светодиоды с двухвыводным корпусом различных цветов, размеров, моргающие одноцветные и многоцветные.
Сами светодиодные кластеры могут быть не только, как обычно, плоскими, но и принимать различные геометрические формы: цилиндр, тетраэдр и т.д. Данная разработка недорогих, но эффектных и эффективных светодиодных кластеров достаточно интересна, так как имеет достаточно широкую возможность применения. Например, для релаксации отдыхающих или для украшения интерьеров, совмещённых с энергосберегающим освещением, а также в рекламе и т.п.
В настоящее время авторским коллективом ведётся также работа по созданию светодиодных кластеров с изменяемым расположением световых элементов с использованием жидких проводников и диэлектриков, имеющих разную плотность вещества и несмешивающихся друг с другом. В данном случае светодиоды располагаются на поплавках, плавающих на поверхности токопроводящей жидкости. Более длинный вывод светодиода, заизолированный в верхней части, пройдя через слой жидкого диэлектрика, будет контактировать с нижним токопроводящим слоем. Так выглядит жидкая панель.
Материалы для её изготовления, конечно, требуют тщательного подбора. Они не должны вступать в нежелательное химическое взаимодействие друг с другом и с материалами выводов светодиодов. Должна сохранялась стабильность характеристик кластера не зависимо от внешних факторов, от длительности включения и т.д.
В рамках данной работы, проводятся также эксперименты по определению оптимальной толщины нижнего токопроводящего слоя, а также толщины разделительного жидкого диэлектрического и верхнего жидкого токопроводящего слоёв.
Библиографическая ссылка
Силаев И.В., Радченко Т.И., Левандовский В.Г. СВЕТОДИОДНЫЕ КЛАСТЕРЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ СВЕТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 262-263;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10241 (дата обращения: 21.12.2024).