Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

КИНЕМАТОГРАФ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Калинина М.А. 1 Межорин А.А 1 Кадыков А.О. 1
1 Рязанский институт (филиал) Университета машиностроения
1. Джармуш Д. Интервью. – Спб., Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 352 с.
2. Калинина М.А. Ассоциации, стереотипы, фреймы, интертекст: о месте частных теорий в практике концептуального анализа. // Когнитивные исследования языка. Выпуск ХII. Теоретические аспекты языковой репрезентации. – М.-Тамбов, 2012. – С. 343.
3. Муромова Ю.В. Влияние фильмов ужасов на психику человека // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/2957 (дата обращения: 12.11.2015).
4. Скрипкарь М.В. Теория и практика скрытого воздействия на общественное сознание в ХХ веке // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2951 (дата обращения: 13.11.2015).

Особенность кино как искусства заключается в том, что оно объединяет в себе все средства передачи эмоций. Фильм воздействует на зрителя яркостью и динамичностью визуального ряда, актерской игрой, философским текстом, неожиданными перипетиями сюжета и волнующей музыкой. Указом президента 2016 год объявлен Годом российского кино, и его главная задача – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. Однако кино может и неблагоприятно влиять на восприятие и психику человека: «воздействуя одновременно на разные органы чувств, телевидение приводит к снижению критического восприятия подаваемой информации» [4], что предоставляет огромные возможности для манипулирования общественным сознанием.

Мы провели опрос среди 100 студентов 1 и 3 курсов РИ(ф) Университета машиностроения, из них 65 юношей и 35 девушек. Опрашиваемым задали пять вопросов.

1. «Фильмы каких жанров вам нравятся больше всего?» Большинство реципиентов выбрали боевик – 38 % юношей , 32 % девушек. На втором месте стоит комедия, на третьем – фильмы ужасов. Гендерные различия проявляются только в том, что 12 % девушек смотрят мелодрамы.

2. «Что вам нравится в этих фильмах?». Большинство отметило спецэффекты, на втором месте сюжет, на третьем – смысл фильма. Гендерных различий не выявлено. По мнению психолога Кривошты Елены спецэффекты оказывают огромное влияние на психику человека, своей яркостью навязывая ему определённые схемы поведения.

3. «Какие фильмы повлияли на вашу жизнь и каким образом? ». На жизнь 63 % опрошенных, по их мнению, фильмы не влияли. Из остальных 37 % на жизнь повлияли такие фильмы, как «Побег из Шоушенка», «Один плюс один» и другие. Они в основном изменили отношение к жизни и межличностным отношениям.

4. «Какие фильмы вы смотрели по нескольку раз и почему?». В основном можно назвать три самых пересматриваемых фильма 29 % «1 + 1», 19 % «Области тьмы», 15 % «Побег из Шоушенка». Остальные 37 % – это не повторяющиеся фильмы. Реципиенты пересматривали фильмы потому, что они заставляли их размышлять или являлись хорошим развлечением, а также навевали воспоминания из детства.

5. Свободный ассоциативный эксперимент. Он до сих пор является самым простым способом проникновения в подсознание [2]. Стимулами были названия жанров фильмов. На стимул «Боевик» у реципиентов выявленны большие гендерные различия. У юношей преобладают ассоциации семантического поля «оружие» , а у девушек -«кровь». На стимул «Анимационные фильмы» наблюдаются кардинальные гендерные различия, только у девушек присутствуют реакции «доброта», « дети». На стимул «Комедии» кардинальных гендерных различий нет, чаще всего присутствует ассоциация «смех». Стимул «Мелодрамы»выявляет гендерные различия. Чаще всего у юношей ассоциации «слёзы» и «сопли», а у девушек «эмоции» и «слёзы». На стимул «Фантастический фильм» мы не видим особых гендерных различий. Самое часто встречающееся слово – «космос», что говорит о том, что у большинства студентов именно космос или покорение его связано с фантастическим и невозможным Здесь возможен результат навязывания голливудских стереотипов, культивирующихся соответствующими сериалами («Звездные войны» и т.п.) На стимул «Триллер» самая часто встречающаяся ассоциация – «напряжённость» , что и является основной характеристикой фильмов этого жанра. Ядро стимула «Детектив» составляет реакция «расследование», а «Фильм ужасов» – «кровь». На стимул «Приключенческий фильм» чаще всего встречается ассоциация «путешествие»

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о том, что кинофильмы большинством студентов воспринимаются как индустрия развлечений. Вызывает обеспокоенность то, что молодые люди не часто задумываются о смысле фильма, им нужны спецэффекты и лёгкий сюжет. Зрители становятся зависимыми от просмотра спецэффектов и стараются испытать эти эмоции снова и снова [3]. Поэтому хотя большинство рецепиентов не считает, что фильмы сильно повлияли на их жизнь, они в то же время зсмотрят фильмы, в основном, из-за спецэффектов, т.е. на бессознательном уровне влияние кино намного больше, чем кажется самим зрителям. Поэтому при выборе очередного фильма для просмотра неплохо бы задуматься о цели своего просмотра и цели того, кто этот фильм снимал. Известный американский режиссер Д. Джармуш так говорил о манипулятивной природе кино: «...что бы ты ни делал в кино, ты всегда выбираешь, что показывать, и в этом смысле все равно манипулируешь зрительским восприятием реальности, как бы диктуя ему, что реально, а что – нет. В этом смысл кинематографа» [4].


Библиографическая ссылка

Калинина М.А., Межорин А.А, Кадыков А.О. КИНЕМАТОГРАФ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 275-276;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10257 (дата обращения: 25.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074