На сегодняшний день проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной. Как писал Рубинштейн Л.С. «… первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека [2, 57].
В.С. Мухина считает, что «общение с детьми – необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада» [1, с. 61].
Проанализировав психолого-педагогические исследования Т.А. Абрамовой, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, Е.В. Субботского и др., можно сделать следующие выводы: межличностные отношения дошкольника – это избирательные предпочтения детей. На протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.
Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками. Для создания бесконфликтных межличностных отношений необходимо правильно выбрать методы и формы работы с группой дошкольников.
Таким образом, межличностные отношения в дошкольном возрасте являются одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.
Особенности межличностных отношений рассматривались в работах Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирнова и др. В 60–70-х годах в нашей стране проблема межличностных отношений у дошкольников рассматривалась преимущественно в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом была структура и возрастные изменения детского коллектива (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др.).
На современном этапе данной проблемой занимались Д.А. Абидова, А.Д. Дилора, О.С. Дячук, И.А. Исаева, М.Г. Короткова, С.А. Мамедова, Т.С. Моховикова, О.Н. Полетаева, Ф.К. Сухих, С.В. Трофимова, Р.Н. Хидиятова, С.Л. Цыба и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что методы и приемы развития межличностных отношений в дошкольном возрасте раскрыты недостаточно полно, что и обуславливает выбор нашей исследовательской работы.
Цель нашей работы – исследование влияния методов и приемов воспитания (игра, беседа, фототерапия, художественное творчество, художественное слово) на межличностные отношения старших дошкольников.
Экспериментальной базой нашего исследования является МДОУ «Энергетик» г. Нерюнгри РС (Я).
В процессе изучения психолого-педагогического опыта РФ и РС (Я), нами было отмечено, что развитие межличностных отношений старших дошкольников возможно через использование в работе: объективных и субъективных методов, трудовой деятельности, игрового метода, совместной деятельности, сюжетно-ролевой игры.
Опыт работы психологов и педагогов, показывает, что целью межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста является развития навыков общения, культуры, разного уровня психологического развития, формирование сознания и самосознания личности, а так же взаимодействие друг с другом в процессе общения и т.д., что в свою очередь окажет благоприятное и является главным аспектом формирования всесторонне развитой личности каждого ребенка.
В ходе констатирующего этапа данные показали наличие проблемы в межличностных отношений старших дошкольников. На наш взгляд, использование на занятиях таких методов как: игра, беседа, фототерапия, а также следующих приемов, как: художественное творчество, художественное слово, должно благотворно влиять на развитие межличностных отношений дошкольников.
Чтобы закрепить умение устанавливать контакт с собеседником в группе детей нами были проведены следующие игровые методы: «Знакомство», «Знакомство с жестами», «Благодарность» и др. Данные игровые методы позволили детям овладеть диалогом, способствовали улучшению координации движений, улучшению коммуникативных способностей общения, развитию сплочения группы.
Также был применен метод беседы, который позволяет дать новую информацию, установить устный контакт внутри коллектива, дает возможность поделиться своими мыслями с группой. Фототерапия применялась для того, чтобы дошкольники познавали свой внутренний мир, посмотрели на себя со стороны, изучили выражение лица в разных ситуациях, находили преобладающие чувства.
Были использованы приемы художественного слова на занятиях «Учимся прощаться», «Отдохнем», «Вежливое общение» и др. Этот прием облегчает процесс коммуникации со сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка. Художественное творчество позволяет раскрыть внутреннее состояние ребенка, показать отношение и ощущение, помогает раскрытию позитивного контакта группы.
Рассмотрим, какие основные изменения произошли на контрольном этапе исследования по сравнению с констатирующим этапом.
1. Методика «Капитан корабля» О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой [3].
Данные итогового исследования показали, что из 20 детей в группу «отверженных» попали 2 ребенка (10 %). По сравнению с констатирующим этапом исследования данный показатель уменьшился на 5 %. Один ребенок перешел в группу «игнорируемые». В категорию «лидеров» вошли 11 детей (55 %). По сравнению с первичной диагностикой исследования данный показатель увеличился на 10 %. «Звездами» стали 6 детей (30 %), что показывает увеличение количества детей в этой группе на 5 %. В группе «игнорируемые» на 5 % уменьшился показатель.
Достоверность полученные данных была проверена методом математической обработки психологических данных по методике X2 критерий, которая вычислялась по следующей формуле:
,
X2 =(10–20)2/20+(55–45)2/45+ +(30–25)2/25+(5–10)2/10= 16,04.
Полученное эмпирическое значение больше соответствующего табличного значения 13,82 при вероятности допустимой ошибки больше, чем 0,001, что говорит о достоверности изменений уровня развития коммуникативных способностей группы.
2. В результате анализа диагностики по методике «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» [3] нами были получены следующие результаты.
Инициативность: низкий уровень – 5 детей (25 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшилось на 10 %. Средний уровень – 6 детей (30 %). Данный показатель уменьшился на 5 %. Высокий уровень выявлен у 9 детей (45 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 15 %. Показатель увеличился за счет уменьшения среднего и низкого уровня. Достоверность полученных данных – 21,5.
Чувствительность к воздействиям сверстника: после проведения занятий выяснилось, что низкий уровень наблюдается у 5 детей (25 %). По сравнению с первичной диагностикой, данный показатель уменьшился на 10 %. Два ребенка перешли в среднюю группу. Если на констатирующем этапе со средним уровнем чувствительности к воздействиям сверстника были выявлены у 8 детей (40 %), то на контрольном этапе с данным показателем детей – 7 (35 %), что показывает уменьшение на 5 %. С высоким уровнем на контрольном этапе исследования стало 8 детей (40 %). Данный показатель увеличился на 15 % за счет перехода детей со средним уровнем. Достоверность полученных данных – 15,4.
Преобладающий эмоциональный фон. В данном показателе также произошли позитивные изменения. С негативным фоном выявлено всего 4 ребенка (20 %). По сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 10 %. Два ребенка перешли в следующую категорию, тем самым, нейтрально-деловой фон выявлен у 4 детей (20 %). По сравнению с первичной диагностикой этот показатель уменьшился на 10 %. Позитивный фон выявлен у 12 детей (60 %). Данный показатель увеличился на 20 %. Сюда перешли дети с нейтрально-деловым фоном общения. Достоверность полученных данных – 36,5.
3. Метод проблемных ситуаций [3].
Показатель «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника»: полное отсутствие интереса к действиям сверстника выявлен только у 1 ребенка (5 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 5 %. Беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника выявлены у 7 детей (35 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель остался прежним. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника было выявлено у 4 детей (20 %). По сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 5 %. После диагностики было выявлено, что пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника у 8 детей (40 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 10 %. Достоверность полученных данных – 17,3.
Показатель «Характер участия в действиях сверстника»: негативные оценки – 3 ребенка (15 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 5 %. Демонстративные оценки – 9 детей (45 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 25 %. Оценку не мог дать ребенок (5 %). Данный показатель уменьшился на 10 %. Позитивные оценки наблюдаются у 7 детей (35 %), что показывает увеличение данного показателя на 10 %. Достоверность полученных данных – 36.8.
Показатель «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику». В группе индифферентных показатель уменьшился на 20 %. Неадекватная реакция наблюдается у 1 ребенка (5 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 5 %. Частично адекватная реакция выявлена у 5 детей (25 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 10 %. Адекватная реакция выявлена у 13 детей (65 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 15 %. Достоверность полученных данных – 19,4.
Показатель: «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения»: отказ – 1 ребенок (5 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель остался без изменений. Провокационная помощь – 4 детей (20 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 5 %. Прагматическая помощь была выявлена у 5 детей (25 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель уменьшился на 10 %. Безусловная помощь – 10 детей (50 %), по сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 15 %. Достоверность полученных данных – 14,8.
Таким образом, психолого-педагогическая работа с использованием таких методов как: игра, беседа, фототерапия, а также таких приемов, как: художественное творчество, художественное слово, способствовали развитию положительной атмосферы в группе детей дошкольного возраста. Дети научились устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками, сотрудничать и решать конфликты, оказывать помощь друг другу, что показывает положительную динамику межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Библиографическая ссылка
Николаев Е.В., Николаева И.И. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 91-94;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10291 (дата обращения: 21.11.2024).