Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Калинина М.А. 1 Чиникин А.А. 1 Ершова В.В. 1
1 Рязанский институт, филиал Университета машиностроения
1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. [Текст] – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – С.6.
2. Калинина, М.А. Ассоциации, стереотипы, фреймы, интертекст: о месте частных теорий в практике концептуального анализа // Когнитивные исследования языка. Выпуск ХII. Теоретические аспекты языковой репрезентации. – М.- Тамбов, 2012. – С 343.
3. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
4. Панкова, Т.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 2(10). Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2010n2-10/297-pankova10.html.
5. Хлевная, Е.И., Южанинова, Л.А. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект. – СПб.: Питер, 2013. – С. 203-237.

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона – несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена [1].

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального интеллекта (далее – ЭИ), например, П. Сэловея и Д. Мэйера, Р. Бар – Она, Д. Гоулмена и других. В основе нашей работы – определение и методика исследования ЭИ Д.В. Люсина. Он определял ЭИ как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность понимания эмоций означает, что человек распознает эмоцию, идентифицирует ее, понимает причины данной эмоции. Способность к управлению эмоциями означает, что человек контролирует интенсивность эмоций и внешнее выражение эмоций; при необходимости произвольно может вызвать ту или иную эмоцию. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект, по Д.В. Люсину:

1) когнитивные способности – переработка эмоциональной информации;

2) особенности эмоциональности – эмоциональная отзывчивость (чувствительность, восприимчивость), эмоциональная ригидность (устойчивость к эмоциям), эмоциональная лабильность (неустойчивость в настроении) и другие.

3) представления об эмоциях – важный источник информации о себе или других людях, ценностях и пр. [3]/

Тест ЭИ Д.В. Люсин разрабатывал в течение нескольких лет и опубликовал в окончательной редакции в 2006 году. В структуре ЭИ по результатам этого теста выделяются межличностный ЭИ и внутриличностный ЭИ.

В нашем исследовании приняли участие 110 студентов РИ(ф) Университета машиностроения. По результатам исследования, большинство студентов (39 %) имеет средний уровень ЭИ. Среди юношей чаще, чем среди девушек, встречается высокий уровень ЭИ (выше среднего у 39 % юношей). Среди юношей оказался более развит межличностный ЭИ, а среди девушек – внутриличностный. После обработки результатов были составлены диаграммы по каждой из учебных групп реципиентов, что поможет дать конкретные рекомендации кураторам групп по формированию ЭИ (например, использовать соответствующие упражнения [5]). Эта задача должна отражаться в планах по воспитательной работе со студентами, поскольку развитый ЭИ является необходимым фактором успешной коммуникации, помогает выбирать оптимальные пути разрешения конфликтов, защищаться от стрессов, выбирать стратегии воспитания в семье и трудовом коллективе. Высокий уровень ЭИ – важнейшая составляющая профессиональной компетентности любого руководителя. «Неспособность руководителя справляться с собственными эмоциями, а также влиять на эмоции своих подчиненных для создания оптимальной атмосферы в группе может приводить к развитию у него синдрома эмоционального выгорания, снижающего его работоспособность и отражающегося на деятельности всего коллектива» [4]. Исследование помогло также добавить некоторые значения в концепт «современная молодежь» [2].

Оценка ЭИ студентов и рекомендации на этой базе по путям тренинга ЭИ, таким образом, имеют большое значение для формирования востребованного специалиста с высоким уровнем коммуникативной культуры и эффективностью в сфере профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Калинина М.А., Чиникин А.А., Ершова В.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 134-135;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10305 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674