В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона – несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена [1].
В настоящее время существует несколько моделей эмоционального интеллекта (далее – ЭИ), например, П. Сэловея и Д. Мэйера, Р. Бар – Она, Д. Гоулмена и других. В основе нашей работы – определение и методика исследования ЭИ Д.В. Люсина. Он определял ЭИ как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность понимания эмоций означает, что человек распознает эмоцию, идентифицирует ее, понимает причины данной эмоции. Способность к управлению эмоциями означает, что человек контролирует интенсивность эмоций и внешнее выражение эмоций; при необходимости произвольно может вызвать ту или иную эмоцию. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект, по Д.В. Люсину:
1) когнитивные способности – переработка эмоциональной информации;
2) особенности эмоциональности – эмоциональная отзывчивость (чувствительность, восприимчивость), эмоциональная ригидность (устойчивость к эмоциям), эмоциональная лабильность (неустойчивость в настроении) и другие.
3) представления об эмоциях – важный источник информации о себе или других людях, ценностях и пр. [3]/
Тест ЭИ Д.В. Люсин разрабатывал в течение нескольких лет и опубликовал в окончательной редакции в 2006 году. В структуре ЭИ по результатам этого теста выделяются межличностный ЭИ и внутриличностный ЭИ.
В нашем исследовании приняли участие 110 студентов РИ(ф) Университета машиностроения. По результатам исследования, большинство студентов (39 %) имеет средний уровень ЭИ. Среди юношей чаще, чем среди девушек, встречается высокий уровень ЭИ (выше среднего у 39 % юношей). Среди юношей оказался более развит межличностный ЭИ, а среди девушек – внутриличностный. После обработки результатов были составлены диаграммы по каждой из учебных групп реципиентов, что поможет дать конкретные рекомендации кураторам групп по формированию ЭИ (например, использовать соответствующие упражнения [5]). Эта задача должна отражаться в планах по воспитательной работе со студентами, поскольку развитый ЭИ является необходимым фактором успешной коммуникации, помогает выбирать оптимальные пути разрешения конфликтов, защищаться от стрессов, выбирать стратегии воспитания в семье и трудовом коллективе. Высокий уровень ЭИ – важнейшая составляющая профессиональной компетентности любого руководителя. «Неспособность руководителя справляться с собственными эмоциями, а также влиять на эмоции своих подчиненных для создания оптимальной атмосферы в группе может приводить к развитию у него синдрома эмоционального выгорания, снижающего его работоспособность и отражающегося на деятельности всего коллектива» [4]. Исследование помогло также добавить некоторые значения в концепт «современная молодежь» [2].
Оценка ЭИ студентов и рекомендации на этой базе по путям тренинга ЭИ, таким образом, имеют большое значение для формирования востребованного специалиста с высоким уровнем коммуникативной культуры и эффективностью в сфере профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Калинина М.А., Чиникин А.А., Ершова В.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 134-135;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10305 (дата обращения: 10.11.2024).